Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2005

Коллеги

«Нет» тестированию!

Есть очень простой совет людям, раздумывающим, стоит ли попробовать наркотики. Он звучит так: «Просто скажи «нет»».
Есть очень простой совет детям, которых учителя заставляют делать тесты: «Просто скажи «нет»». Но если бы все было так просто! Если бы у детей имелась такая власть… Если бы учителя относились к ним с уважением... Если бы учителя давали им выбор…


Досье


Крис ХАНТ (Chris Hunt) живет и работает в Японии. Имеет более чем 12-летний опыт педагогической работы с детьми. Он также редактор еже¬квартального бюллетеня «Учителя учатся вместе с детьми», который издает японская Ассоциация преподавателей иностранных языков, обучающих в группах по интересам. В настоящее время Крис вместе с женой готовится открыть свою языковую школу в городе Хацукачи (Hatsukaichi), рядом с Хиросимой.

Я считаю, что учителя, которые навязывают детям тесты, равносильны наркоторговцам. Я бы даже сказал, что это должно рассматриваться как уголовное преступление. Сама идея расставлять детей по местам, классифицировать их внушает мне отвращение. Как осмеливаются учителя брать нечто столь прекрасное и драгоценное, как юная жизнь, и прогонять ее через мясорубку стандартных тестов? Да любых тестов, если уж на то пошло! Что дает им право поступать так?

Какова вообще задача тестов? Какую функцию они выполняют? Оставив в стороне задачу расставить детей по ранжиру, я предполагаю, что тесты должны показывать, что знают ученики. Но обычно они показывают то, чего дети не знают. Это противоестественно.

Ребенок, постигающий мир, учится через опыт. Ему не нужны тесты, чтобы выяснить, чего он не знает. Он слишком занят исследованием и обучением. Более того, ребенок не знает, что он чего-то не знает. Неведение – поистине благо. Но как только детей ставят перед фактом, что они чего-то не знают, они начинают учиться «незнанию». Они постепенно приходят к пониманию того, что существуют правильные и неправильные ответы. Радость обучения омрачается сомнением. Она отравлена страхом сделать что-нибудь не так и желанием быть «правильным». Это порождено недостатком знаний. Дети перестают учиться через исследование и вместо этого начинают искать «правильные ответы».

Есть предположения специалистов о том, что тесты и оценки сдерживают взросление. Если это проблема для подростков, то что уж говорить о совсем маленьких детях? Ведь они более хрупкие и впечатлительные по сравнению с тинейджерами.

В чем смысл тестов? Группу детей знакомят с какой-то информацией и затем проверяют, дошла ли она до них. Это подразумевает, что обучение достаточно эффективно, для того чтобы все дети усвоили урок. Ведь, как гласит старая пословица, если ученик успевает хорошо, это заслуга учителя; если он учится плохо, виновата его собственная глупость.

Не будем забывать о концепции множественного интеллекта. Если она верна, тогда идея единственного теста для проверки всего на свете просто абсурдна. Одну и ту же информацию можно донести до ребенка разными способами, а значит, должно существовать равнозначное количество тестов.

Но мне кажется, я что-то упускаю. Настоящая задача тестов – научить конформизму. Их цель – научить детей, что существуют люди, обладающие властью, у которых есть право заставлять других людей сдавать тесты. Причем эти тесты не нужны никому, кроме тех самых людей у власти.

Так давайте же сделаем что-нибудь полезное, например придумаем иную систему оценки знаний. Правильно сформулированные цели и задачи могут помочь людям улучшить свои навыки. Знание своих сильных и слабых сторон помогает человеку понять, в каком направлении нужно работать, а также оценить, сколько еще усилий потребуется для достижения конкретной задачи.

Держа это в уме, я часто предлагаю короткие «задачки» ученикам начальной школы, изучающим английский язык. Я создал различные варианты упражнений, примеры которых можно найти на сайте http://www.wisehat.com/resources/worksheets/assessmentsheets.php. Я никогда не заставляю детей делать эти упражнения, просто предлагаю им попробовать свои силы, если они захотят.

Важным моментом для меня служит то, что ученики могут сами обозначить свою цель. Иными словами, дети предсказывают свой результат еще до того, как начинают делать упражнения. Соответственно ученики оценивают свои успехи не относительно друг друга или навязанного сверху стандарта, а только относительно собственной оценки своих возможностей. Так что даже результат 5% может быть расценен как успех, если он соответствует честной оценке, которую дают себе ученики. Когда я учился в школе в Великобритании, там существовал кошмар под названием 11+. Это экзамен, который определял, должен ли ребенок учиться в продвинутой школе или же его следует отправить в учебное заведение, где упор делается на профессионально-техническую подготовку. Я прошел экзамен и попал в элитную школу. Мой брат провалился, и его определили в профтехшколу. Оба учебных заведения располагались на холме: элитная школа наверху, а профессиональная – у подножия. Через проволочное заграждение на игровой площадке можно было разглядеть наших соседей снизу. Нередко мальчишки из обеих школ дразнили друг друга, а иногда дело доходило до перестрелки камнями. К счастью, у моего брата обнаружился талант к музыке и он стал барабанщиком в «мальчуковой» группе. Благодаря этому ему удалось перейти в школу с музыкальным уклоном. Его опыт показывает, что можно убежать от предписанной сверху судьбы. Однако это был единственный шанс для моего брата продолжить образование, после того как на нем поставили «клеймо».

Да, нам нужны определенные методы оценки того, способен тот или иной человек лечить зубы или водить машины. Да, среди подобных методов могут быть и тесты. Но держите тесты подальше от детей! Держите эту привычку под контролем. Просто скажите «нет».

Крис ХАНТ
Перевод Юлии МИФАЕВОЙ

Рейтинг@Mail.ru