Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2005

Из первых рук

Образовательный маршрут подскажет…
Интернет

«Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое образование». Эффектная фраза, не правда ли? Принадлежит она перу американской писательницы Элизабет Шульц – сотрудницы журнала «Американский преподаватель».
Не знаю, как вам, но мне известно не так много школ в России, по-настоящему, искренне и сознательно исповедующих данный тезис. В одной из них я недавно побывала.

Это только часть дружного коллектива Интернет-школы: Евгения Абелюк,Татьяна Рычагова, Марина Кондакова, Елена Подгорная (стоят), Елена Леенсон, Мария Оксюк (сидят).Школа, носящая имя Интернет-школа «Просвещение.ru» (далее – Интернет-школа), существует три года и за это время прошла сложный и интересный путь (ее опыт описан в «УШ» № 20/2005). Но здесь не собираются останавливаться на достигнутом. Коллектив Интернет-школы считает, что сегодня, когда Интернет зачастую используется неграмотно и неправильно, они сумели создать в нем совершенно новый способ получения образования.

Об этом способе, его развитии, перспективах дистанционного образования и его особенностях, об ответственности детей за свое образование, а также о том, как это достигается в Интернет-школе, мы беседуем с ее педагогическим коллективом.

Корр.: Как родилась мысль организовать Интернет-школу?

Марина КОНДАКОВА, директор НП «Телешкола»: Пять лет назад мы создали некоммерческое партнерство «Телешкола», собрали небольшой коллектив учителей и разработали программы по всем предметам учебного плана для 10–11-х классов, решив с помощью телевидения развивать дистанционное образование. Но довольно быстро мы поняли, что телевизионные технологии не являются сегодня максимально эффективными и выстраивать обучение лишь на их основе невозможно: при такой системе отсутствует интерактив. В нашем проекте невозможно было организовать педагогический процесс, и поскольку мы все-таки педагоги и долгое время работали в реальных школах с реальными детьми, нам хотелось продолжать работать с ними, но используя новые возможности. Поэтому мы приблизились к необходимости создания нового формата нашей деятельности.

Так родился второй проект дистанционной школы – Интернет-школа «Просвещение.ru». На сегодня мы имеем трехлетний опыт организации учебного процесса в пространстве Интернета. И сейчас начинаем переходить от экспериментальной деятельности к внедрению нашего опыта в ряде регионов РФ. Ведь в нашей школе учатся ребята из 65 регионов и 16 зарубежных стран. В целом можно сказать, что наш проект прошел серьезную апробацию («судьями» выступали сами дети), мы получили интересные результаты и намерены расти дальше.

Корр.: Вы сами находите своих учеников или они находят вас?

М. Кондакова: Нас находят сами дети и исключительно по Интернету, поиском по ключевым словам, одним из которых является «экстернат». Второе наиболее часто встречающееся словосочетание – «дистанционное обучение». Любой ребенок, который нашел нас, зашел в систему и зарегистрировался в ней, а после заключил с нами договор, может учиться в нашей школе.

Корр.: Сколько у вас московских учеников и с какого класса можно начать обучение?

М. Кондакова: Московских ребят немного, человек пятнадцать. В основном у нас учатся дети из регионов. Поэтому мы видим лишь малую часть ребят-москвичей, которые приходят знакомиться и общаться с учителями, что называется, вживую, не через Интернет.

Учиться можно начиная с 10 класса. Многие проходят программу 10–11 класса за один год, то есть экстерном, чтобы не проводить лишний год в школе. Как показывает наш опыт, изучить программу двух последних классов школы за год более чем реально. Но есть и такие, кто просто учится дистанционно в течение двух лет.

Корр.: Давайте поговорим о структуре школы. Она принципиально отличается от обычной?

Татьяна РЫЧАГОВА, заместитель директора Интернет-школы: Когда к нам обращаются с подобным вопросом родители, я всегда говорю: «Мы самая обычная школа, у нас есть уроки, учителя, консультации, педсоветы, расписание – в общем, все как в обычной школе. Разница только в том, что уроки проходят не в классе, а в Интернете». Часто бывает, что родители не могут решиться на эту форму обучения, и тогда сын или дочь уговаривают их позволить попробовать учиться у нас.

А бывает, что звонят сами дети и интересуются, смогут ли они, учась в нашей школе, общаться с другими нашими учениками. То есть для них интересен вопрос общения с одноклассниками. Я всегда отвечаю, что это не проблема.

У нас училась девушка, которая жила в Японии. Она активно взаимодействовала со всеми учениками. На нашем форуме у них разгорались дискуссии по самым разным темам – начиная с ЕГЭ и системы российского образования в целом и заканчивая совершенно бытовыми вопросами. Наблюдать за их дискуссиями было очень интересно и забавно. Словом, общаться можно с каждым, кто этого хочет (хотя бывают и такие «закрытые» дети, которым кроме учебы и аттестата от нашей школы ничего не нужно).

Мы также проводим и вручение аттестатов, хотя и не устраиваем пышных выпускных вечеров. Но момент встречи учеников с преподавателями, с которыми они год или больше общались только письменно, всегда трогателен. Случается, что после окончания школы выпускники пишут нам удивительно теплые письма. А это значит, что они с удовольствием вспоминают свою учебу у нас.

Чем мы действительно отличаемся от обычной школы, так это тем, что многие проблемы организации учебного процесса снимаются здесь автоматически. Скажем, нет проблемы заболевшего учителя и, соответственно, его замены.

А еще у нас существуют два вида договора. Если это договор без методической поддержки, то ребенок самостоятельно изучает предмет, получая около десяти консультаций по предмету в течение учебного года, а потом просто сдает экзамены. Если же договор заключен с методическим сопровождением, то учащийся имеет право на неограниченное количество консультаций. Причем консультации он получает не только в те дни, когда педагог официально, в соответствии с расписанием, ее проводит, но может написать учителю письмо в любое время и получить от него ответ по волнующему его в данный момент вопросу.

Случается, что и родители принимают в консультациях активное участие. У нас ведь существует и электронный журнал для учителя, и дневник для ученика. И если родитель регистрируется в системе, то тоже имеет доступ к дневнику. Он может увидеть все оценки, полученные ребенком, и при желании написать учителю письмо с вопросом, скажем, о том, почему была поставлена именно эта оценка, а не другая. Тогда уже консультация оказывается родительской.

И у меня работа в школе такая же, как у любого завуча: составляю расписание сдачи экзаменов, консультаций, «вывешиваю» объявления на нашей главной странице, помогаю составлять учащимся индивидуальные учебные планы. У нас развита система поощрения учащихся. И когда наш ученик чего-то достиг, выиграл какой-то конкурс либо поучаствовал в конференции, я также вывешиваю объявление об этом. Ребята всегда ждут этих сообщений.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, немного о процессе обучения.

Т. Рычагова: В каждом уроке каждого нашего курса есть несколько разных проверочных тестов: на общее усвоение материала урока, тренажеры для закрепления темы, вопросы для подготовки к ЕГЭ. Тесты подразделяются на уровни. Есть простые, когда ответить на вопросы можно только один раз и в журнал засчитается именно первая оценка. Есть тесты сложные, которые дают возможность использовать несколько подсказок. При этом каждая подсказка снимает 10% от итогового результата.

Тесты устроены таким образом, что найти ответы на их вопросы можно в каждом тексте урока. И если ребенок действительно занимался, вникал в тему, то выполнить тесты ему будет нетрудно. Оценивание происходит сразу. Учащийся, ответив на вопросы теста, тут же видит результат: на экране указывается номер неверного ответа. В случае если тест выполнен совсем плохо, ученик просит сетевого учителя переназначить урок. Педагог анализирует в письменном виде ошибки ученика, и спустя какое-то время ребенок повторяет попытку, но по той же теме ему уже достается другой вариант теста.

Кроме того, в каждом уроке есть домашнее задание. До недавнего времени оно было свободным: то есть учащийся сам принимал решение, выполнять ему домашнее задание или нет. Но наши учителя все-таки склоняются к тому, что домашнее задание нужно выполнять обязательно. С этим, конечно, проблема. Как требовать, как контролировать? Этот вопрос мы пытаемся сейчас решать.

Работу учителя в нашей школе можно назвать практически филигранной. Ведь педагог должен не только поставить оценку, а почти на каждое домашнее задание написать рецензию. Причем не в двух словах, а развернуто, с указанием проблемы, с выдачей рекомендаций по изучению данной темы.

Корр.: Вы сказали об индивидуальных учебных планах…

Т. Рычагова: Да, это еще одна интересная сторона работы. По сути, каждый учащийся сам составляет для себя план работы. Кто-то изучает все предметы параллельно, кто-то – блоками: сначала информатику–математику, потом – историю–литературу. Здесь многое зависит от того, насколько ребенок открыт. Если, например, он прислал ответы на тот вопросник, который составил для него наш психолог, то мы знаем о его дальнейших планах, желаниях и склонностях. На основе этих данных психолог составляет индивидуальную карту и дает рекомендации сетевым учителям, как с этим учеником лучше работать.

И если приближается время промежуточной аттестации, а учащийся, допустим, еще и не брался за физику, то я и учитель начинаем ему активно посылать письма с призывом обратить внимание на другой предмет.

Но бывают, конечно, и такие ученики, которые не хотят общаться с нами. Они придерживаются примерно такой позиции: «У вас все есть на сайте, я сам изучу темы по предметам и сдам тесты в тот срок, в который нужно».

Елена ПОДГОРНАЯ, директор проекта Интернет-школа «Просвещение. ru»: Небольшое добавление. Внутри каждого учебного курса предусмотрено значительное количество рубрик, которые позволяют расширять и углублять учебный материал. Поэтому, если учащийся будучи гуманитарием пришел на курс физики, он имеет полное право и возможность в дополнительные, углубленные рубрики не заходить. Он «возьмет» базовый уровень, получит свои отметки, и для него этого будет достаточно. Но если ребенок хочет углубленно изучать физику, он может из информации в дополнительных рубриках узнать больше.

То есть система предусматривает возможность обучения на разном уровне. И это важная составляющая индивидуализации учебного процесса.

Корр.: В разговоре об индивидуальных учебных планах был упомянут психолог. Для виртуальной школы это довольно необычный персонаж. В чем состоит задача психолога в Интернет-школе?

Мария ОКСЮК, психолог Интернет-школы: Мое главное отличие от психолога обычной школы – отсутствие непосредственного контакта с учащимися. А в остальном почти такая же работа с учениками и учителями.

Одна из основных моих обязанностей состоит в формировании индивидуальной карты учащегося. Она составляется на основе опросников и методик, которые давно апробированы и у нас, и за рубежом. Плюс к этому включаются и вопросы личного характера. Эти анкеты высылаются каждому ученику, и на основе ответов я составляю карту учащегося – такой своеобразный словесный портрет, в котором указаны интересы или хобби ребенка, описаны планы на будущее (например, в какой вуз хочет поступать), есть несколько слов о его характере.

Однако в этой работе есть тонкий момент. Весьма вероятно, какой-то ребенок не захочет ничего рассказывать о себе. Из нашего анкетирования видно, что многие дети зачастую уходят из обычной школы, чтобы избежать личного оценивания. То есть их раздражает не то, как оценивают их знания, а то, что пытаются оценить их внешние данные и какие-то личные качества. У нас же факт личной оценки минимизирован, так как ребенка никто не видит. Даже реальные знания оценивает не человек, а компьютер. Поэтому если ребенок что-то не указывает в анкете, мы не настаиваем, оставляя его наедине с собой, компьютером и личным (письменным) общением с учителем. Но если у него возникает желание пообщаться, он всегда может это сделать, зайдя на наш чат или в какую-либо конференцию, и дать там ту информацию о себе, какую захочет.

Корр.: А отсутствие визуального контакта с учителем помогает или мешает учебе?

М. Оксюк: Судя по нашему опыту, от этого больше страдают учителя, нежели дети. И сейчас мы работаем над тем, каким образом можно снять у педагогов дискомфорт от отсутствия живого общения.

Понятно, что учителю, как любому человеку, хочется личного впечатления от собеседника. Тем более – от своего ученика. Но мы сейчас пытаемся сделать так, чтобы педагог видел в ребенке не только ученика с конкретной внешностью, а смог почувствовать личность человека, его устремления, настроения, желания. Для этого я составляю аккуратные индивидуальные вопросы для учеников, пробую понять особенности того или иного характера, беседую потом по результатам опросов с педагогами.

Постепенно мы сокращаем ту пропасть, перед которой оказывается учитель, садящийся к экрану компьютера для общения с детьми.

У детей желание увидеть своего учителя, узнать о нем больше, гораздо менее ярко выражено. Может быть, это происходит потому, что дети натерпелись от педагогов в своей прошлой, обычной школе и теперь думают о свободе от учительского взгляда?..

Е. Подгорная: Действительно, одной из наших базовых проблем стала организация взаимодействия (делового, межличностного) в виртуальном режиме между участниками образовательного процесса. И индивидуальные карты мы как раз стали делать отчасти для того, чтобы сократить дистанцию между учителем и учеником.

Когда мы с Мариной Леонидовной работали в традиционной школе, то понимали, что при наполняемости классов в 30 человек такая карта – недостижимая мечта. Сейчас же имеем возможность выделять в такой карте значимые для нас факторы и пользоваться ими на благо учащегося.

Во-первых, мы непременно фиксируем предыдущую образовательную историю ученика. Они у всех разные, но роднит одно: невероятное несоответствие школьного уклада душевным интонациям совершенно разных детей. То есть в жесткую школьную систему детей буквально вдавливают. Ну а те, кто не удерживается в этом прокрустовом ложе, приходят к нам или в другие экстернаты. Но в целом дети, убегающие из школы, просто бесконечно устали от нее, от конфликтов с учителями, от того, что много времени в школе тратится впустую, а свободного как такового все равно нет. Благодаря историям, занесенным в карту, педагоги понимают, с каким настроением приходят к нам дети, какой у них отрицательный опыт за плечами. Они уже по-другому начинают думать о своих учениках.

Во-вторых, для меня, например, индивидуализация образовательного процесса – это ценность сама по себе. И весь наш коллектив должен продемонстрировать ребенку эту ценность. Потому что без многовекторного выбора образовательного маршрута ребенок не социализируется. Мы предоставляем детям возможность выбрать ритм, темп, способ освоения учебного материала.

Сейчас мы пытаемся с помощью опросников выяснить, насколько развито у наших учащихся умение оценивать свою деятельность, как они представляют свой завтрашний учебный день. Знаете, как мало детей, которые видят перспективу, ставят для себя цель и планируют следующие шаги?.. Учитель, ориентируясь на собственные оценки ребенка, пытается работать с ним в том режиме, который ребенок выбрал сам. И когда видит, что ребенок неадекватно оценил себя, корректирует свою педагогическую деятельность, учитывая новые обстоятельства.

Пробуем работать и со стилем писем. Известно, например, что сейчас за рубежом ведутся специальные разработки различного стиля написания писем учащимся. Это большая проблема, потому что писать письма каждому ребенку нужно по-разному. Ведь к кому-то можно «влезть» в душу, а с кем-то нужно общаться исключительно осторожно.

В общем, хотя наши сетевые учителя всерьез скучают по живому общению, детям это, похоже, не мешает быть успешными в учебе.

Корр.: Трудности, с которыми сталкивается сетевой учитель, понятны. А в чем плюсы виртуального преподавания?

Елена ЛЕЕНСОН, сетевой учитель русского языка и литературы: Когда я начинала работать в Интернет-школе, я тоже думала, что не видеть ученика – это очень трудно. Но потом поняла, что недостаток визуального контакта с лихвой компенсирует возможность индивидуального, результативного общения.

Учащийся ведь, как правило, вообще не понимает, как это можно, чтобы ему одному учитель уделял много времени. Тем более не привык к тому, что учителю можно писать письма и получать от него ответы. У нас же писать можно в любое время, а не только в течение сетевой консультации. И вопросы задавать любые, не боясь показаться глупым перед всем классом. А я могу ответить ему вечером, когда уже дома включила свой компьютер. И часто разговор получается очень трогательным. Дети чувствуют расположенность учителя и подчас делятся серьезными мыслями. Если такой важный разговор получается, то для меня это праздник.

Евгения АБЕЛЮК, методист по литературе, автор-разработчик сетевого курса: Мой довольно большой опыт учительской работы показывает, что та возможность, которую в Интернет-школе получают ученики и учителя, в каком-то смысле уникальна.

Мне кажется, что работа в Интернет-школе ценна именно постоянным контактом с ребенком, возможностью обсудить любую проблему. А создание нашими учителями ситуации успешности!.. Не получился у ребенка тест, сделал много ошибок, и тут учитель говорит: «Если хочешь, давай-ка попробуем еще раз обсудить эту тему!» И тогда «я хочу» ребенка начинает работать! Он чувствует, что сам принял решение и учитель поддерживает его.

Роль педагога принципиально меняется: он уже не ведущий, не манипулятор, а координатор и помощник. И ученик не подчиняется учителю, а выбирает, потому что его спрашивают: «Что ты предпочитаешь? Как бы ты хотел заниматься?»

Если бы так могла поступать массовая школа, учебный процесс стал бы абсолютно иным. Но, увы, это невозможно по объективным обстоятельствам.

Мне кажется, что у Интернет-школы огромная перспектива. Те ресурсы, которые сейчас накоплены, могут быть использованы и в обычной школе, и как ресурс для повышения квалификации преподавателей, и как ресурс для подготовки учителя к уроку.

Е. Леенсон: Интернет дает возможность создать урок в электронном виде, ввести в него иллюстрации, графики, исторические справки, видео- или аудиофрагменты. Я как учитель и автор ряда уроков литературы могу сказать, что получаю колоссальное удовольствие от создания этих уроков, обогащая свою жизнь. Поэтому наша работа ценна еще и возможностью открыть новые грани в преподавании, подаче материала.

Е. Подгорная: У нас был забавный случай. Два лицея в городе Магнитогорске решили опробовать разработанную нами виртуальную лабораторную работу. Там и анимация, и все в цвете… После эксперимента мы опрашивали учащихся. Один из вопросов звучал так: «Какие лабораторные работы вам нравится выполнять больше – виртуальные или реальные?» – на который дети отвечали, что они «никогда не делали лабораторных работ в классе».

Во многих школах просто нет соответствующей базы и материалов для того, чтобы школьники сделали лабораторную работу по химии или биологии. А в виртуальном пространстве это возможно. Так что присоединяйтесь!

Беседовала Яна Сартан

Рейтинг@Mail.ru