Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Опыт

Щит от случайностей

Экспериментальная деятельность учителя
как условие повышения качества образования

Отечественное образование всегда славилось фундаментальностью и глубиной знаний учеников. Но когда мы шагнули за пределы внешних границ, то обнаружили, что наши выпускники нерасторопны в жизни, неповоротливы в карьере, не знают иностранных языков, не владеют компьютером, не имеют даже минимума правовых и экономических знаний и вообще выглядят как «русские медведи»...

Тогда назрела необходимость модернизации российской школы. Очевидно, что при современных темпах научно-технического прогресса, развития информационных технологий все знания в голову выпускнику школа вложить не может, а вот научить навыкам самообразования, коммуникативной гибкости, умению адаптироваться к изменениям социально-экономической жизни – способна вполне. И потому сейчас задача учителя уже состоит не просто в том, чтобы выучить и воспитать ученика, но и в том, чтобы обеспечить его востребованность в обществе. Такое качество образования возможно только в конкуренто¬способной школе.

В результате школы пережили бум нежизнеспособных учебников, непродуманное дробление предметов: в учебных планах появлялись и исчезали этика и психология семейной жизни, экология, экономика, право. Вместе с тем появились и удержались на своих позициях москвоведение, ОБЖ, МХК, граждановедение. Но под новые курсы нужны новые преподаватели. А кадровая проблема решена странно: «стулья» и «деньги» поменяли местами. Вот и ведет учитель черчения – ОБЖ, а учитель географии – экономику.

Кадровые вопросы в современной школе очень серьезны. Ведь всех педагогических коллективов коснулась модернизация образования. Процесс «ревизии» старых методов обучения идет весьма тяжело. Причин много: возраст учителей, здоровье, укоренившиеся привычки, неуверенность в своих силах, отсутствие амбиций, низкий уровень притязаний. В анкетах зачастую откровенно пишут: «Не хочу заниматься инновациями, потому что нет ни сил, ни времени». Значит, правы были скептики, говорившие: «Талантливый учитель будет работать и за мизерную зарплату»? Только я бы сказала иначе: плохой учитель, сколько ни повышай ему зарплату, хорошо работать все равно не будет. Можно, конечно, надеяться на выпускников педагогических вузов, которые скоро придут в школы, вооруженные современными педагогическими технологиями, готовые к проектной работе и педагогическим экспериментам. Но и здесь та же проблема: а кто всему этому научит в педвузе будущих учителей?

Мне грустно слышать, когда политики говорят: «Должно смениться поколение, чтобы люди забыли коммунистические идеалы». Так что же, ждать, когда сменится поколение учителей, чтобы начать учить по-новому? Конечно, нет!

Во-первых, значительную помощь могли бы оказать курсы повышения квалификации учителей. Понимание современной социально-экономической и политической жизни страны, знакомство с достижениями педагогической науки за последние годы, овладение современными педагогическими технологиями и навыками экспериментальной работы, освоение учебных компьютерных программ – вот те вопросы, которые наиболее важны для современного учителя и должны быть включены в программу повышения его квалификации.

Во-вторых, не все учителя способны создавать авторские курсы. Между тем, если школа хочет максимально удовлетворить образовательные запросы родителей учеников, то коллектив учителей должен владеть навыками работы и в гимназических классах, и в классах с углубленным изучением предметов, уметь готовить детей к олимпиадам, интеллектуальным марафонам. Значит, нужны программы курсов по выбору, факультативных курсов. К сожалению, такие программы, разработанные в отдельных школах и гимназиях, не становятся достоянием широкого круга учителей, не издаются и не пропагандируются.

И вот выходить из создавшейся ситуации школьному коллективу, как барону Мюнхгаузену, тащившему себя за волосы, приходится самому. И если пять лет назад учителя спорили: сборка табуретки – это проект или нет, то теперь ни проектной работой, ни уроками с применением учебных компьютерных программ, ни тестовыми технологиями никого не удивишь.

Эти мысли родились на почве проблем, которые приходилось решать педагогическому коллективу средней общеобразовательной школы № 807 г. Москвы. Несмотря на общеобразовательный статус, наша школа является участницей четырех город¬ских экспериментальных площадок, в рамках которых апробируются новые педагогические технологии, методики, программы и учебники.

В площадку «Оценка качества образования» (научный руководитель – руководитель Центра педагогических измерений Московского института открытого образования А.О. Татур) мы вошли в 2000 году. Тогда она называлась «Система оценки качества обучения учащихся». Дело в том, что до недавнего времени существовавшая система оценки уровня подготовки учащихся не имела единой методической базы: отсутствовали практико¬обоснованные параметры оценки качества образования, не было надежных методик оценивания конечных результатов учебно-воспитательного процесса, отсутствовали унифицированные и адекватные методики в системе внутришкольного контроля.

А учителям нашей школы хотелось участвовать в создании такой системы оценки качества образования, которая учитывала бы накопленный нами педагогический опыт и корректировала содержание образования в соответствии с требованиями педагогической практики. На базе школы проводилась апробация тестовых материалов, осуществлялся анализ кодификаторов минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования по предметам, составлялась система осуществления ВШК. Можно сказать, что коллектив нашей школы внес свою лепту в создание будущих проверочных материалов для ЕГЭ.

Апробируемый тестовый материал должен быть не только грамотен с точки зрения методики его конструирования, но и соответствовать учебному курсу, построению учебника того или иного автора, учитывать детскую психологию, физические возможности детей. Рекомендации учителей, апробировавших тесты, касались всех перечисленных требований: выявлялось несоответствие заданий с содержанием учебников, проводилось ранжирование значимости заданий в общей системе проверки знаний, проверялось соответствие между временем, выделенным на выполнение теста, и физическими возможностями учащихся. С сожалением приходится признать: материал, излагаемый в школьных учебниках, не рассчитан на проверку его усвоения в тестовой форме. Поэтому основная тяжесть по освоению учащимися тестовой формы проверки знаний ложится на учителя, которому приходится приспосабливать содержание школьного учебника к требованиям теста.

Как ни удивительно, но на начальном этапе освоения тестовых материалов «сильные» ученики порой показывали результаты ниже, чем «слабые»: умные дети искали подвох в простых заданиях, а у слабеньких срабатывала интуиция. Отсюда можно сделать вывод, что ученик должен привыкнуть к тестам, приспособиться к их «психологии». Поэтому теперь проверку знаний детей в тестовой форме мы начинаем уже в начальных классах.

В настоящее время рамки нашей экспериментальной площадки расширились, и она стала называться «Оценка качества образования». Задача эксперимента – создать аналитические материалы отслеживания всех сторон учебно-воспитательного процесса: уровня обученности и уровня сформированности нравственно-этических норм поведения учащихся; уровня ресурсного и методического обеспечения образовательного процесса; уровня взаимодействия школы с общественностью; уровня психологической комфортности участников образовательного процесса. При этом наши учителя не только апробируют контрольно-измерительные материалы, но и сами их создают. В настоящее время они работают над созданием тестов по определению уровня сформированности мыслительных операций школьников, по оценке личностных качеств учащихся, по определению степени благоприятности среды для развития способностей ребенка к обучению, создают социальный паспорт учащегося.

Чего мы ждем от эксперимента «Оценка качества образования»? Хочется надеяться, что исследователь¬ская деятельность участвующих в нем учителей поможет создать объективную, надежную систему оценивания качества работы школы, с одной стороны, и справедливую, «прозрачную» систему оценивания знаний ее выпускников – с другой.

Воображение рисует картину будущего, когда старшеклассник сможет купить в магазине большую толстую книгу с яркой обложкой: «Подготовка к Единому государственному экзамену». Выполнив все задания из ста – или того более – вариантов по выбранным предметам, он будет уверен, что ни случайность, ни настроение экзаменатора, ни толщина чьего-то кошелька не смогут помешать его будущему: он благополучно сдаст выпускные экзамены в школе и будет принят в вуз.

Вот тогда мы и завершим свой эксперимент.

Елена ХАНБЕКОВА,
директор школы № 807,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru