Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Книжная полка

Сибирцова Г.Н.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ (ОПЫТ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ДОКУМЕНТЫ)

Ростов н/Д: Феникс, 2005 (Сердце отдаю детям)

Издание с таким названием наверняка привлечет к себе внимание всех работников образования, так или иначе связанных с воспитанием подрастающего поколения: как классных руководителей (воспитателей), так и ответственных за воспитательную работу в школе. Оно представляет интерес прежде всего для начинающих педагогов: содержащаяся в нем информация вряд ли может претендовать на принципиальную новизну, но попытка автора собрать под одной обложкой весь спектр сведений по воспитательной работе в школе вызовет благодарные отклики у молодых специалистов.

Данное пособие задумано автором как практико-ориентированное, нацеленное «на адаптивную школу, где создается образовательная среда, помогающая каждому ребенку стать личностью». Практикумы для педагогов и родителей, примерные темы родительских собраний и педагогических консилиумов, методики диагностики воспитанности учащихся (уровень воспитанности учащихся, как известно, выступает одним из показателей эффективности деятельности школы) – вот далеко не полный перечень тех практических рекомендаций, которые предлагает автор педагогам. В силу того что классный руководитель – непосредственный организатор учебно-воспитательной работы, в книге подробно описано, чего ждут от него, с одной стороны, школа, а с другой – родители. Автор не только указывает на необходимость работы классного руководителя с семьей ученика, но и дает конкретные советы. Однако горькая правда состоит в том, что те семьи, которые действительно нуждаются в помощи, как правило, на нее не откликаются, и понятно, что автор не претендует на решение этой уже не столько педагогиче¬ской, сколько социальной задачи.

Большое место автор отводит нормативным документам. В частности, представлены функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе, государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года». Весьма вероятно, кому-то из читателей данная информация может показаться излишней, но не вызывает сомнения, что знание этих, на первый взгляд очевидных, вещей абсолютно необходимо, так как помогает не допустить досадных промахов и ошибок.

Обращение автора к реалиям современной жизни – одна из выраженных особенностей издания. Целая глава посвящена вопросам организации антитеррористической безопасности образовательного учреждения.

К сожалению, автору не удалось избежать тех общих педагогических положений, которые, во-первых, затрудняют чтение подобных книг, и, во-вторых, порой формируют стойкое негативное отношение к педагогической работе. Фразы типа «воспитание – духовно-патриотическая деятельность каждого учителя» не вызывают возражения, но и профессионального энтузиазма тоже. А пожелание «успешного претворения в жизнь основных идей федеральной концепции модернизации образовательного процесса» напоминает партийные лозунги, а не добрые напутствия. Работающие с детьми педагоги руководствуются какими-то иными жизненными принципами.

Тем не менее дело читателя – оценивать, какие разделы этой книги окажутся для него полезными, и хочется надеяться, что таковых будет немало.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru