Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Будни директора

Управление с «корочкой»

В одном из старейших высших учебных заведений Сибири, отдавая должное фундаментальным знаниям, тем не менее открывают новые направления подготовки специалистов. И, судя по всему, попадают в точку. Иначе как объяснить, почему директор школы, у которого позади и институт, и годы управленческой деятельности, приходит в Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева и два года постигает науку... быть директором.

Наш герой учился в советской школе, откуда не мог не выйти с убеждением, что человек, управляющий школой, сперва озабочен учебным процессом, потому как сам учитель, и только после этого печется о школьном хозяйстве в паре с государством.

А работать он пришел в школу российскую, в которой директор – добытчик и бесценны его предприимчивость, знание рыночной экономики и юридических деталей.

Александр Ачекулов, возглавивший в Красноярском крае Емельяновскую СОШ № 3, недолго стоял на распутье. Не расставшись с убежденностью в том, что «ученики и их успехи у директора на первом месте», Александр Борисович основательно взялся за освоение неведомых директорам прошлых десятилетий премудростей и получил «корочку» КГПУ им. Астафьева – диплом по специальности «менеджер образования».

– В нашем Емельяновском районе образовательные учреждения относительно финансово самостоятельны. Директору школы нужно работать с бюджетом, общаться с организациями, которые обеспечивают теплом, электричеством, находить спонсоров… Иногда предлагаемые в университете темы я считал элементарными. Кажется, любой директор с этими делами сталкивается изо дня в день. Но будто открывались глаза!.. На занятиях мы изучали юридические и финансово-экономические вопросы в области образования, а также рассматривали экономику в более широком понимании: допустим, векселя, акционерные общества и т. д. Теперь, зная систему экономических отношений изнутри, я стал легче обращаться к спонсорам с предложениями о финансировании школьных мероприятий.

А с собственными сотрудниками наладить контакт было сложновато. Средний возраст коллектива приближается к пятидесяти годам, люди давно работают в школе, им не все мои управленческие нововведения сразу нравились. Например, в курс обучения в КГПУ входила тема делегирования полномочий. Мне приходилось доказывать, что делегировать – не значит переложить нагрузку и ответственность с одного работника на другого. Это распределение нагрузки завуча между ним, руководителем методобъединения и, предположим, учителем.

Кстати, специальность менеджера мы получали на базе имеющегося педагогического образования, ведь школа – учреждение специфическое, и человек, скажем, с торговым образованием не должен ею руководить.

Я очень рад был увидеть, что курс по специальности «менеджер образования» построен не только на зарубежном опыте. Школы Англии, Дании и некоторые другие, конечно, мы рассматривали вплотную. И все-таки опыт Красноярского края, Европей¬ской части России накоплен в том объеме, когда его хватает для переподготовки директоров школ.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru