Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Школьный уклад

Милосердие без фальши

Коллекция чайников в количестве полутора тысяч красуется по всей гимназии. Эти символы домашнего тепла и искренних отношений собирает директор Татьяна МЕРКУЛОВА. Где угодно, но только не в ее учебном заведении, они смотрелись бы странно. Потому что у других каждое утро в школу приходят ученики и учителя, а у Меркуловой – члены огромной семьи, в которой широкоплечий старшеклассник поднимает по лестнице малыша-инвалида, обеспеченный родитель делает подарок сироте, а повар никогда не забывает поколдовать над отдельным блюдом для того, чей больной желудок в этом нуждается…

 

Т.А.Меркулова: «Мы надеемся, что, став взрослыми, наши выпускники взглянут на мир глазами мецената»В системе образования Краснодарского края новороссийская негосударственная гимназия № 1 известна победами в краевых, городских и всероссийских олимпиадах, высокими результатами в ЕГЭ. Восемьдесят процентов выпускников едут покорять престижные вузы Москвы и Петербурга – МГУ, МГИМО, Академию управления

Обычно к таким школам детей-инвалидов не подпускают на пушечный выстрел. Кто будет рисковать, когда почет и уважение директора в руках детей! Но у Татьяны Аветовны Меркуловой есть и известность, и почет, и уважение. И получила она их не на эксплуатации здоровых и сильных. На нее молятся родители, дети которых были обречены болезнью провести жизнь в четырех стенах квартиры, а теперь имеют счастье увидеть укоризненный взгляд учителя за списывание контрольной у соседа, покричать со всеми вместе на перемене, поволноваться перед выступлением в школьном театре…

Уже задолго до этого Татьяна Меркулова прославилась в Новороссийске, став заступницей тех, кто не хотел учиться. Работая учителем английского языка, она получила приглашение возглавить методический центр. Три года в этой должности убедили ее, что, каким бы «заслуженным» ни был учитель, он не научит предмету сорок человек в классе. Больше половины из них не учатся, а отсиживают уроки. И не учитель плох – на них попросту не хватает времени. Спасение было в «школе для двоечников», заниматься с которыми предполагалось по специальным методикам.

Родители не могут поверить: их ребенок посещает школу, получает хорошие оценки, дома читает стихи на английском!..В Министерстве образования СССР проект школы для отстающих в учебе вызвал изумление: «Кто ж вам деньги даст на такое?!» Меркулова не растерялась. Приехала из Москвы домой, созвала самых лучших учителей, методистов и предложила: «Давайте сделаем кооператив – будет двоечникам помогать». Поместили объявление в газету. На первое занятие пришло… 1800 детей со всего города!

Год руководила она этой школой. 120 учителей так высоко подняли уровень образования, что благодарностям не было конца и края. В 1990 году формально школа существовать перестала – она переродилась в ныне живущую гимназию № 1. Одна из первых негосударственных в СССР, гимназия начиналась с двух первых классов. Через три года было 250 детей. Сейчас 610 учеников: для негосударственной российской школы – рекорд.

Как-то, при получении фруктов для столовой, обнаружились два лишних ящика апельсинов. Директор гимназии узнала адреса живущих поблизости нуждающихся детей и отвезла им фрукты. После этой поездки Татьяна Меркулова обратилась в социальную службу и попросила дать адреса, кому еще можно помочь. Работники службы с удовольствием откликнулись.

Так восемь лет назад учащиеся гимназии и педагогический коллектив стали активно участвовать в благотворительной работе. И это вошло в систему. Дети знали, что 8 Марта они пойдут к бабушкам в дом инвалидов, на Новый год поедут к живущему далеко от города мальчику Мише. Он тяжело болен, у него церебральный паралич. Повезут ему одежду, конфеты.

Трагедия в Беслане молниеносно вызвала акцию помощи, организованную школьным самоуправлением и группой активных учителей. За несколько дней набрали 60 тысяч рублей, и делегация поехала в Беслан: деньги отдали в больнице осетинским мамам, следившим за своими ранеными детьми; пострадавшим русским учителям; ходили в семьи, потерявшие близких. И больше года гимназисты переписываются с ними. К весне хотят пригласить несколько семей в гости.

В Новороссийске ребята постоянно посещали двенадцать детей-инвалидов. И те и другие успели вырасти, работают, учатся. Но перезваниваться не прекращают, и дружба жива не один год.

«Когда ко мне все чаще стали обращаться родители маленьких инвалидов, я подумала: может, посадить в каждый первый класс по одному, по два ребенка?..»Им на смену пришли новые школьники, которые так же горько плачут, пообщавшись с инвалидами и сиротами, и пишут в школьной газете: «Моя жизнь разделилась на две части – до посещения детского дома и после. Я поняла, что есть дети, которых мама не гладит по головке и не читает перед сном молитву…»

Учителя и администрация видели, что создавшееся благотворительное движение оказывает большую помощь в воспитательной работе, но не ожидали, в какую сильную потребность детей участвовать в помощи это выльется. И Татьяна Аветовна Меркулова с коллегами взялась за разработку программы «Воспитывать меценатов».

«Мы думаем, – объясняет директор, – что раз существует в нашей стране частное образование, другими словами – школы для детей из семей с солидным достататком, то одна из задач, которую необходимо ставить в работе таких школ, – воспитание чувства сострадания у богатых людей к нуждающемуся. Когда к этим людям обращаются с просьбой оказать поддержку другим социальным слоям, не все в России откликаются. Но через детей, которые учатся в частных школах, мы можем заняться нравственным воспитанием. Даже то, что рядом с ними будут обучаться сверстники, которым очень тяжело, даст ростки сопереживания, соучастия. И в будущем, сменив на посту маму – директора супермаркета, папу – учредителя крупного завода, наши выпускники взглянут на мир глазами мецената.

Однажды на вручении аттестата мы пожелали выпускнику с хорошими способностями, выбравшему серьезный вуз, когда-нибудь возглавить судостроительную компанию. На что он неожиданно для всех нас произнес: «Если это случится, я буду помогать детским домам».

Пусть это пафосно звучит – «воспитывать меценатов», – но так оно и есть».

Весть о том, что Татьяна Меркулова приняла в гимназию инвалидов, разнеслась по городу мгновенно. Стали идти к ней несчастные родители несчастных детей, получивших запрет врачей на посещение простой общеобразовательной школы: примите ребенка – найдем деньги, будем платить. На тот момент гимназистами считались шесть больных детей – девочка с церебральным параличом, мальчик с потерей слуха, «кардиологические» дети с тяжелой инвалидностью. Учились бесплатно.

«А когда все чаще начали звонить и приходить родители маленьких детей, я подумала: может, действительно в каждый первый образующийся класс посадить по одному, по два ребенка?

Мы подружились с руководством реабилитационного центра «Ромашка», одолжили списки детей-инвалидов, которым по возрасту пора поступать в первый класс. Сотни имен! Остановились на мысли открыть для тех, кто сможет учиться, подготовительный класс. Позвонили родителям: «Хотите – приходите, занимайтесь. После сможете остаться у нас, пойти в государственную школу или обучаться на дому...»

Учиться к Татьяне Меркуловой привели около двух десятков детей. Четыре месяца – и 12 малышей она приняла в первый класс гимназии. Отбор был неминуем. В гимназии углубленные программы, ребенок, которому с трудом давалось обучение на подготовительном отделении, не выдержит гимназической нагрузки.

Как в любой большой и дружной семье, у гимназии есть домашний любимецНо выбранные дети ее выдерживают и, как уверяет Татьяна Аветовна, считаются настоящими гимназистами. Под «настоящими гимназистами» следует понимать и то, что оправдались самые сокровенные ожидания родителей: ученики-инвалиды, годами бывшие в одиночестве, адаптировались в среде ровесников.

«Недавно у нас был фотограф, снимал фрагменты из гимназической жизни. И на всех фотографиях дети больные и здоровые вместе. Вот ребенок в инвалидной коляске ловит мяч, летящий от бегущего одноклассника. Или, например, дети с «кардиологией», которым противопоказано ходить в массовую школу, сидят на диване с учительницей, слушают, как она им читает, и улыбаются.

Дежурным старшеклассникам не нужно говорить: «Ребята, помогите коляску перенести на второй этаж!» Подъехал ребенок к лестнице – наши добры молодцы тут же его поднимают. Никто над детьми не смеется, все их любят.

Сейчас, анализируя, приходим к выводу, что это все гибко вошло в школу. Кажется, как будто всегда было».

Успехи маленьких инвалидов оцениваются высоко: красиво пишут, на лету усваивают иностранный язык, почти все ходят в школьный хор. Ни один праздник не обходится без них – посвящение в гимназисты, новогодний спектакль… Семиклассница с церебральным параличом участвует в постановках английского школьного театра, соревнуется во всех школьных конкурсах. И никто давно не замечает, что девочка страшно хромает…

Родители благодарны! Не могут поверить: их ребенок посещает школу, получает хорошие оценки, дома читает стихи на английском, а упадет дома ложка во время еды, не даст маме ее поднять до конца обеда – на занятии по этикету научили. Скоро откроется мультимедиа-кабинет для начальной школы.

Учатся тоже все вместе. Расписание уроков общее, но за условиями нахождения инвалидов в гимназии директор приглядывает особо.

Во-первых, во всех четырех первых классах введена должность дополнительного педагога. Он называется помощником учителя, а по сути работает помощником ученика-инвалида. При посещении американской католической частной школы Татьяна Меркулова обратила внимание на молодых женщин, сопровождавших школьников в инвалидных колясках. Подумала, родители. Выяснилось, целенаправленно подготовленные учителя для детей-инвалидов. В Новороссийске их заменяет специалист с дипломами психолога и педагога начальной школы. Помощник – совсем не тот учитель, который стоит у доски перед двадцатью детьми. Это и репетитор, и мама, и контролирующий педагог. На первых порах пребывания в гимназии дети в его помощи очень нуждались.

Красоту и уют директор пытается создать не только в здании гимназии, но и вокруг нее. Летом ребят и педагогов радует роскошный розарийВо-вторых, открыта группа продленного дня – ее изысканно называют пансионом. Ребята находятся при полном комфорте до 6–7 вечера. Днем отдыхают в спальне и занимаются по индивидуальным программам (посещая такие же уроки, как и другие ученики, они получают собственные рекомендации от педагогов). И, наоборот, разрешается посещать в школе отдельные предметы, а оставшиеся изучать дома с мамой.

В-третьих, в гимназии есть ставка диетической сестры. Четырехразовое питание она подбирает с учетом детских диагнозов: резекция желудка, врожденный диабет…

У этих детей и свой психолог. Для них вообще заведен целый штат.

«Мы в состоянии были это сделать, – говорит директор гимназии. – Прежде чем составить смету пребывания детей-инвалидов в школе, я переговорила с родителями – руководителями крупных предприятий. Они согласились со мной, что затраты ожидаются немалые. И никто из них не отказался помогать. Сделали ремонт, поставили пластиковые окна, завтра ждем кровати для новой спальни.

Еще мы выиграли городской грант по благотворительному направлению.

«В частных школах, как ни в каких других, актуально воспитывать чувство сострадания к нуждающемуся»В школе 610 детей. Более ста из них обучаются бесплатно: дети-инвалиды, сироты, дети военнослужащих, работников бюджетной сферы, победители краевых и республиканских олимпиад. Сумма набегает большая. Но это нужно делать, потому что ребенок-инвалид в семье – страшная беда.

Сколько лет мы ни посещаем больных детей на дому, действовать на психику увиденное не перестает. Мама имеет образование, а, воспитывая ребенка-инвалида, не может от него оторваться и вечером ходит делать уборку за маленькую зарплату. Все сводится к тому, что живут в нищете.

В Интернете видела ужасающие цифры: по данным ЮНЕСКО, число детей-инвалидов во всем мире составляет три процента детской популяции. Я посетила много стран, смотрела, как и на какие деньги их обучают. Два года назад ездила в США. И в государственных, и в частных школах в классе сидят по два-три инвалида. Материальную заботу берут на себя муниципалитеты. В России президент говорит, что нужно уделять особое внимание детям-инвалидам. И в муниципалитетах могли бы создавать благотворительные программы, а государственные школы – в них участвовать.

С одной стороны, государство инвалидов не забывает: обеспечивает таких детей льготами – в институт имеют право поступать без экзаменов. С другой – куда они могут поступать, если дома сидят, слушают сорок минут приходящую учительницу и образования не имеют!

У наших гимназистов-инвалидов разносторонние и глубокие знания, они овладевают двумя иностранными языками – английский в расписании стоит пять раз в неделю. Это путь к профессии. Я собираюсь «выбить» бюджетные места для таких детей, например, в институте иностранных языков. Жива буду – обязательно сделаю…»

Поддержать Татьяну Аветовну есть кому. Одна дочь работает заместителем, преподает русский язык и литературу. Вторая – учительница музыки.

Пятнадцать лет школе – пятнадцать лет у директора в заместителях по хозяйственной работе служит сестра. Она художник-график, окончившая Кубанский государственный университет, так что к дизайну кабинетов не придерешься.

Заходя в гимназическую бухгалтерию, Татьяна Меркулова снова видится с семьей: любимую дочь-директора встречает 80-летняя мама-сотрудница.

Педагогический коллектив – 100 учителей и 40 человек обслуживающего персонала. Звания «Заслуженный учитель Кубани», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Почетный работник» большинство педагогов получили, работая в гимназии № 1.

Директор по количеству высоких профессиональных наград от коллег не отстает. А недавно врученной общественной премией «За достижения на ниве педагогической деятельности» в Новороссийске официально признали заслуги Татьяны Аветовны Меркуловой в благородном, трудном и неизведанном в нашей стране деле – считать инвалидов людьми.

…Как в любой большой и дружной семье, у гимназии есть домашний любимец. Утром на крыльце дожидается детей собака с преданными глазами. Восемь лет назад ее нашли сбитой машиной и умирающей на дороге. Но в гимназии не умеют быть равнодушными. И теперь она своя в этом добром доме.

Инна АЛЕЙНИКОВА

По сообщению информационного центра Правительства Москвы, центр образования «Технологии обучения» объявил прием в 1–11 классы детей-инвалидов, желающих получить общее и среднее образование в дистанционной форме. Среди курсов дополнительного образования, предложенных их вниманию, – компьютерная графика, цифровое видео, интернет-журналистика, робототехника, основы профессии юриста.
Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, сканер, принтер, web-камера), высокоскоростной доступ в Интернет, возможность участия в творческих, практикоориентированных курсах. Организовано психологическое сопровождение и подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.
Все обучение детей ведется в дистанционной форме. Образовательная среда организуется на дому. Имеется возможность организации очных занятий и консультаций с учителями. При поступлении в школу все дети проходят первоначальный курс очного обучения работе на компьютере – индивидуально или в группах.
Для зачисления в центр родители должны предоставить администрации документ об установлении инвалидности и медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к работе на компьютере, заключить договор на получение оборудования.

Рейтинг@Mail.ru