Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Технологии

Научить ставить вопросы и искать решения

Поиск оптимальных способов обучения детей, создание новых моделей в практике школы, инновационные подходы и технологии – без этого нынче школе никуда. Наиболее успешно в этом смысле воплощается идея научно-исследовательской и просто исследовательской работы школьников, направленная, по существу, на создание социально-педагогических инициатив.

Научно-исследовательской считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования и направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив с целью реформирования и развития образовательного учреждения. Для понимания сущности исследовательской деятельности важно исходить из того, что основными видами деятельности (и мыследеятельности) вообще являются исследование, проектирование, конструирование, управление, которые тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют внутреннюю специфику и отличия.

В общественном сознании существует представление об исследовании как установлении, обнаружении, понимании закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего-либо из «следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.

Главная цель исследования должна пониматься ее руководителем и исполнителем как установление истины или как наблюдение за объектом. А развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

Условия же могут быть такие:

  • соответствие нормативно-организационной базе (Положение об исследовательской, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе в школе, НМС, модель данной деятельности, Положение о НОУ);
  • организационная структура, координирующая данную работу органов (НМС, Совет НОУ, секции НОУ и т.д.);
  • полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры. При этом высший орган – конференция учащихся и педагогов, в задачи которой входит обсуждение хода и итогов научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы, утверждение планов деятельности.

Результативность инновационного поиска во многом зависит от уровня научного руководства, заинтересованности и слаженности действий участников работы, четкости распределения заданий, точности критериально-оценочных показателей, конкретизации направлений изучаемой темы, умелого мониторинга.

И поскольку педагогический коллектив школы всегда представляет собой сообщество людей, различных в своем философско-мировоззренческом восприятии жизни, в социальном и педагогическом опыте, отношении к инновационной деятельности, руководителю следует диагностировать не только уровень педагогического мастерства учителей, но и их способность к инновациям и готовность к такой работе.

Условно можно разделить учителей по их отношению к исследовательской деятельности на несколько групп:

  • инициативные и инициаторы – активные участники экспериментальной работы с устойчивой внутренней мотивацией, высоким уровнем креативности;
  • добросовестные исполнители, побуждаемые чаще всего внешним воздействием, которое может перерасти и во внутреннюю потребность;
  • исполнители конкретных творческих заданий, время от времени проявляющие интерес к микроисследованиям и эпизодически занимающиеся данной работой;
  • педагоги, не знакомые с данным видом деятельности.

При серьезном и ответственном отношении к делу научно-исследовательская деятельность становится для школы необходимой и органично вписывается в общий педагогический процесс, взаимодействуя с другими его видами. Также научно-исследовательская работа может стать мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованно¬сти общества.

И руководителю необходимо организовать и совершенствовать научно-исследовательскую работу на основе дифференцированного и индивидуального подходов. Педагогов важно научить не только комплексной методике научного поиска, но и сформировать у них умение и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента, обобщать и оформлять материалы и использовать их в преподавании учебных предметов.

«Запуская» у себя в школе научно-исследовательские проекты школьников, стоит помнить о некоторых особенностях исследовательской деятельности:

  • она, как правило, носит конструктивно-деятельностный характер, педагогическая задача которого – не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел;
  • она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля.

Среди механизмов научно-исследовательской деятельности важно помнить такие:

  • комбинаторный (интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящая к новому качеству);
  • модификационный (модернизация, видоизменение, восстановление утраченного, но уже известного приема, методики);
  • радикальный (изобретение принципиально нового, новаторского, не известного до сих пор).

Не менее важно умение оперировать критериями при выборе и утверждении тем. Критерии могут быть следующими:

  • актуальность и практическая направленность методических, психолого-педагогических и философских тем, поддерживающих инновационные процессы;
  • взаимосвязь и взаимообусловленность;
  • наличие у каждого участника и руководителя исследований программы научно-методической работы.

При данном подходе можно надеяться, что работа учителей станет целенаправленной, поддающейся регулированию. А руководитель исследовательской деятельностью определит свои координационно-методические функции, исходя из различий исследовательской и научно-исследовательской деятельности (см. табл. на с. 16).

Непосредственное руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться как квалифицированными педагогами школы, так и специалистами и научными работниками, привлекаемыми извне.

Мне кажется целесообразным разработать обязанности руководителя ученической исследовательской работы. Их перечень может быть следующим:

  • оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;
  • составление рабочих программ исследований;
  • составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ;
  • текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся;
  • выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
  • оказание помощи исполнителям исследовательских работ перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
  • оказание помощи ученикам и учителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:

  • соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

В качестве организации исследовательской работы учащихся можно предложить следующую поэтапную схему:

  • подготовительный (4–7 классы);
  • развивающий (8–9 классы);
  • исследовательский (10–11 классы).

На первом, подготовительном этапе предполагается формирование у учащихся навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе со справочной литературой, ресурсами Интернета, каталогами библиотечного фонда. К этой работе целесообразно привлечь сотрудников школьной библиотеки, проводящих тематические уроки, выставки работ учащихся, конкурсы книжных эрудитов на уровне района и города. Именно на этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучаемым курсам и выявление наиболее активных и способных к творчеству учеников (конкурсы «Почемучка», фестивали знаний и т.д).

На втором этапе предполагается обучение учащихся навыкам научной организации труда, расширение их кругозора при изучении элективных курсов, участие в предметных проектах (например, в курсе биологии проект «Животные нашего края», в курсе истории отечества – проект «Петровское время», в курсе географии –проект «Мы – синоптики» и т.д.).

На третьем, собственно исследовательском этапе ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов учащихся. Важно обеспечить преемственность в данной работе, поэтому учащиеся старших классов могут проводить учебные экс¬курсии, беседы, классные часы, Дни знаний для младших школьников.

Безусловно, полезно выработать показатели эффективности исследовательской работы и руководствоваться ими при оценке достижений учителя и стимулирования его саморазвития на основе соединения теории и практики, и тогда возможность достигать более высоких результатов образовательного процесса будет наглядной для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Татьяна ГРОМОВА

Рейтинг@Mail.ru