Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Коллектив

Нетипичная психология

Гимназии в их современном виде существуют совсем недавно – чуть более десяти лет, но, несмотря на свой юный возраст, успели завоевать доверие и родителей, и детей. Это, наверное, имеет свои основания, но сегодня все-таки рано ставить окончательный диагноз гимназическому образованию в оценочных категориях «хорошо» – «плохо» и тем более делать прогнозы о его будущем. Единственное, что нам по силам, – проанализировать содержание и формы гимназического обучения с целью определения специфики, а также сильных, а может быть, и слабых его сторон. Один из возможных способов такого анализа – обращение к проблемам, с которыми приходится иметь дело в гимназии педагогу-психологу.

В данном случае интерес представляет не описание тех направлений работы, которые определяются психологом исходя из его понимания собственной миссии в школе, а изучение запросов, поступающих к нему от педагогов и администрации, детей и родителей. Очевидно, что та обратная связь, которую получает психолог от всех участников образовательного процесса, и должна стать основой для коррекции его профессиональных задач.

На приеме у психолога

Учителя озабочены главным образом проблемой школьной успеваемости. В связи с этим перед психологом стоят, по крайней мере, две задачи. Прежде всего задача определения психологической готовности детей к обучению в гимназии – к нам, например, дети приходят в пятый класс, и, как показывает практика, не все из них могут справляться с нашей учебной программой. Именно поэтому еще одной задачей становится оказание детям в случае появления школьных трудностей соответствующей помощи.

К сожалению, следует признать, что эти задачи нередко оказываются непосильными для психолога, что имеет объективные и субъективные причины. Объективная причина – в недостаточной разработанности соответствующего методического аппарата – как диагностического, так и коррекционного. Субъективная причина выражается в неготовности самих психологов к их решению. Исторически сложилось, что вопросами обучения – его содержанием и методами – занимаются только педагоги, а психологи образования, вроде бы также призванные служить образованию, заняты решением иных проблем. Значительно более продуктивным видится не дистанцирование учителей и психологов и их независимое существование, а психолого-педагогическое взаимодействие.

Представители школьной администрации также выражают беспокойство по поводу неуспевающих учеников, и нередко просьба обратить внимание на того или иного ученика исходит одновременно и от педагогов, и от администрации. Кроме того, психологи участвуют в составлении образовательных концепций своего учебного учреждения.

Нередко директор и его заместители обращаются с просьбой составить психологический портрет учащихся, например выпускников, проследить динамику личностного или познавательного развития подростков с целью внесения корректив в педагогический процесс, выступить на педсоветах и родительских собраниях и т.п. Хорошо известно, что психологи помогают в разрешении конфликтных ситуаций.

Поводом для обращения детей к психологу становится всякого рода неблагополучие. Маленькие дети обычно жалуются друг на друга в надежде доказать свою правоту с помощью авторитетного взрослого и найти, а еще лучше наказать виновного. К таким жалобам следует относиться критично, потому как на самом деле они нередко оказываются средством обратить на себя внимание.

Младшие подростки заинтересованно относятся к психологу, но им важно общение само по себе. Именно поэтому они с полной отдачей заполняют опросники и рисуют несуществующее животное, но не проявляют должного внимания к результатам обследования.

Ученики 7–9 классов очень чувствительны к несправедливому отношению к себе со стороны учителей – они приходят с обидой по поводу необъективно поставленной оценки или незаслуженного, с их точки зрения, наказания. В этих случаях нередко до истины докопаться невозможно, а может быть, даже и не надо, так как подростки ждут не столько доказательства совей правоты, сколько иного отношения в будущем. Им нужно знать, что они не беззащитны.

Самыми благодарными слушателями психолога бывают старшеклассники. Их волнуют различные проблемы: какой я, кем и каким быть, как построить свои отношения со сверстниками, родителями и учителями. Они нередко слишком критично относятся к себе, и психологу следует обратить внимание подростка на его позитивные черты, с тем чтобы помочь ему избавиться от идеи собственной никчемности или ненужности. Иногда старшеклассники не стесняются обратиться и по поводу глубоко интимных переживаний – как правило, ими руководит не только желание получить конкретный совет, но и потребность выговориться и оказаться услышанными.

Жалобы родителей настолько разнообразны, что представляется возможным назвать лишь наиболее типичные, к которым относятся плохая успеваемость и неуправляемое поведение. Еще Л.Н.Толстой обратил внимание на уникальность и непохожесть всех несчастных семей. Так и проблемные дети, которые нередко и растут в этих неблагополучных семьях, имеют индивидуальные сочетания тех или иных нежелательных особенностей поведения: плохо учится и медлителен, или агрессивен и плаксив, или тревожен и ленив, и т.п.

Типично или специфично?

Попробуем посмотреть на все эти проблемы, с которыми идут к психологу, с точки зрения их детерминации гимназическим образованием. Они исключительны и специфичны, характерны только для гимназий и, может быть, еще и лицеев как учреждений, образовательные программы которых сложнее, чем в массовых школах, или, наоборот, типичны и потому хорошо знакомы всем школьным психологам? Создается впечатление, что проблемы скорее типичны.

В любом учебном учреждении есть неуспевающие ученики и дети с нарушениями поведения; в любом педагогическом коллективе возможны конфликты между учителями и детьми, между одноклассниками; какой бы сложной ни была программа и большой – нагрузка, старшеклассники стремятся к общению друг с другом и кто-то оказывается не принятым сверстниками. Во все времена дети прогуливали уроки, списывали на контрольных, боялись отвечать у доски, переживали из-за отметок.

Пожалуй, единственное, чем отличается гимназия от обычных школ, – это высокой квалификацией почти всех учителей, среди которых немало энтузиастов, не просто отрабатывающих положенные им часы педагогической нагрузки, а живущих с детьми одной жизнью. Не вызывает сомнения, что такие учителя работают и в массовых школах. Они, как правило, готовы сотрудничать с психологом.

Психологам хорошо известно, что психологическая помощь оказывается эффективной при соблюдении двух условий: во-первых, умения психолога ее оказать и, во-вторых, способности того, кому она предназначена, ее принять. К сожалению, нередки случаи, когда педагоги сознательно обходят психолога стороной. Мне в этом отношении повезло: учителя родной гимназии оказались настроенными на сотрудничество буквально с первого дня моего пребывания в гимназии. Более того, они меня многому научили, например не доверять сложившемуся мнению об ученике, и помогли не затеряться в массе школьных проблем.

Главное желание

Несмотря на все сказанное, осмелюсь утверждать, что работа психолога в гимназии имеет свою специфику. Другое дело, что она не нашла отражения ни в нормативных документах, ни в образовательных программах и концепциях. Та царящая в гимназии атмосфера постоянного движения от незнания к знанию невольно отражается и на содержании и формах психологической работы. Вы слушаете доклад шестиклассника на тему «Английские заимствования во француз¬ском языке» или девятиклассника «Специфика ораторского искусства В.Ленина, Л.Троцкого, И.Сталина», и у вас возникает только одно желание – соответствовать этим детям, что, честно признаться, совсем не просто. То, что еще недавно казалось верным и достаточно обоснованным, сегодня представляется днем вчерашним и устаревшим, нуждающимся в изменении и уточнении. Именно поэтому приходится постоянно вносить дополнения в план работы и искать новые методики. Наверняка эти размышления вызовут возражение у кого-нибудь из коллег-психологов, желающих раз и навсегда определиться со своими задачами и действовать по хорошо знакомой схеме. Мне за все годы работы в гимназии этого сделать так и не удалось.

В качестве оправдания своей позиции хочется сослаться на одно из интервью известного современного психолога В.П.Зинченко. Обращаясь к читателям журнала «Лицейское и гимназическое образование», он сказал: «Желаю вам, чтобы вы человеков выпускали из своих школ, лицеев и гимназий». Для этого нужно как минимум стать человеком самому, а это уже, согласитесь, процесс длиною в целую жизнь.

Марина СТЕПАНОВА, педагог-психолог гимназии
№ 1541, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru