Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2006

Инновации

Как не заметить аттестацию

Главное школьное испытание может стать продолжительнее, но объективнее

Не шажок, а шаг сделан по направлению к тому, чтобы школу перестало лихорадить при слове «аттестация». Объявленный конкурс на создание новой аттестационной модели, оценивающей педагогических и руководящих работников школ, явил миру чудесное избавление от всех негативных сторон проверки. Такой проект, разумеется, мог выйти только из-под пера человека, пережившего аттестационные тяготы в роли учителя и директора.
Сегодня Владимир СОЛДАТОВ и его соавтор Александр МОИСЕЕВ работают в Академии социального управления, но опыт школьной работы Владимира Федоровича им здесь очень пригодился.

«Одна из наших главных целей – упрощение процедуры аттестации»

Владимир Солдатов: Идея возникла давно – тогда, когда началось обсуждение разных концепций, касающихся отраслевой системы оплаты труда. Тут же возникла мысль о том, что, какую бы концепцию ни приняли, в конечном итоге необходима будет процедура аттестации, для того чтобы определить, кто к какой категории относится. И меня удивляло, почему совершенно не обсуждаются способы отнесения к этим различным «ступенькам», то есть процедура аттестации. А тут был объявлен конкурс на разработку региональной модели аттестации педагогических и руководящих кадров общеобразовательных школ. И поскольку это нам достаточно близко, решили в нем поучаствовать. Мы представляем Московскую область, но модель готовили типовую для разных регионов.

Начав ее разрабатывать, наш коллектив столкнулся с коллизией. Так, существует федеральное положение об аттестации педагогических руководящих работников, которое в одном из пунктов запрещает иметь нечто другое. Однако заказ на модель получен из федерального агентства. Вероятно, создание новой модели продиктовано тем, что ответственность за все образование ложится на регионы…

Александр Моисеев: В действующем положении есть очень важный пункт: вплоть до принятия вариативных региональных норм никуда отступать нельзя. А беда в том, что эти нормы начали придумывать, создав в 2001 году команду специалистов, но обещанной вариативности не случилось, и, естественно, регионы начали заниматься некоторой самодеятельностью.

В. Солдатов: Точнее, там было сказано, что до принятия на федеральном уровне вариативных форм субъект Федерации имеет право использовать то, что не противоречит данному положению. Так где же найти, что противоречит, а что – нет! И поэтому в регионах стали изобретать свои вариативные формы аттестации. В основном действовали в двух направлениях.

Одно направление – проверка знаний учителя в виде теста, экзамена, защиты какой-то работы, методической разработки. Другими словами, дипломированный специалист, человек с высшим образованием должен доказывать, что не зря получил диплом и имеет право учить детей.

Второй путь – проверка практической деятельности: экспертная группа выезжает на место, где работает учитель, смотрит его открытые уроки и внеклассные мероприятия. Правда, есть «но». По положению, процесс аттестации должен идти в пределах двух месяцев. На деле экспертная группа больше недели никогда в школе не бывает, обычно два-три дня. За эти несколько дней люди должны оценить работу незнакомого учителя и принять решение, соответствует ли он заявленным требованиям. При этом два высококвалифицированных педагога могут показать неодинаковые результаты. Если учитель обладает крепкой нервной системой, он выдерживает проверку спокойно. Более того, к этому моменту он обязательно приготовит целое шоу и продемонстрирует высокий профессионализм. А его коллега, у которого нервная система послабее, несмотря на такую же хорошую предварительную подготовку, не показывает себя во всей красе.

А. Моисеев: Исходя из этого, одна из наших главных целей – упрощение процедуры аттестации. Учитель уже получил диплом среднего специального или высшего образования, и участие в тестах и экзаменах – только отрыв от нормальной деятельности. Аттестации нагружает и детей, ведь приход экспертной комиссии – дополнительная контрольная работа либо тест, результаты которых практически ни о чем не говорят, потому что результативность нужно смотреть за какой-то период: я взял такой класс, а за год он у меня стал такой… А какую динамику я могу показать, когда комиссия приехала на неделю?..

Когда принималось действующее ныне положение, люди тоже стремились упростить его. Получилось же, как обычно у нас бывает: сокращение количества процедур обернулось увеличением. Мы провели довольно большой анализ действующей модели и особенно пристально изучали процедуры, потому что не столько модель, сколько они порождают негатив. Процветает коррупция, идет перегрузка. Опытного учителя, приезжающего на какую-то комиссию, могут невежливо отправить домой, потому что у него неправильно оформлены документы. И педагог переживает шок: он тридцать лет отработал в школе и хотя бы поэтому рассчитывает на гуманное отношение. Мы не говорим о том, что наша модель идеальная и решает все проблемы. Но с некоторыми точно справится.

В. Солдатов: То, что мы предлагаем взамен, хорошо видно из схемы.

Первое и главное – мониторинг профессиональной деятельности учителя, входящий в обязанность администрации. Предположим, учитель в начале учебного года начинает работу с классом. Администрация дает характеристику этому классу: каков уровень обученности детей и т. д. Затем руководство школы, как и сейчас, после каждой четверти проводит плановые срезы, контрольные работы, которые не нарушают учебный процесс и никого не отвлекают. Таким образом прослеживается рост или спад по тому или иному предмету, и к концу года мы имеем результат деятельности конкретного учителя.

Достоинство мониторинга также в том, что даже педагог, работающий со слабыми детьми и не претендующий из-за этого ни на одну категорию, отныне сможет получить любую из них, вплоть до высшей, так как прогресс будет оцениваться по отношению к нулевому уровню данного класса, отмеченному в сентябре.

Второе – оценка профессиональной компетенции со стороны педагогического коллектива. Дело в том, что если ограничиться мониторингом, проведенным администрацией, то, естественно, возникнет опасность административного произвола: нравится – не нравится. И педагогический коллектив должен в этом участвовать, например, в форме выступлений на заседании педсовета, ведь все учителя знают, кто как в школе работает. Позиции администрации и коллектива по отношению к результативности деятельности уравновешивают ситуацию.

Третья составляющая, согласно схеме, – родительская общественность. Поговорите в микрорайоне, в небольшом городе с жителями, которые отдают детей в школу, и они четко скажут, что идут не просто в учебное заведение, а к конкретному учителю и хорошо осведомлены, почему вручают своего ребенка именно этому педагогу.

Схема

А. Моисеев.: Несмотря на то что в высокой квалификации учителя заинтересованы в первую очередь родители, правильнее было бы написать в схеме просто «общественность». Это связано с линией создания в России управляющих советов, когда местные жители становятся причастны к школьной жизни. Но здесь еще предстоит найти корректные формы участия общественности в оценке учителя.

В. Солдатов: Четвертый вариант оценивания – учительское портфолио: достижения, выражающиеся в сертификатах, удостоверениях, грамотах, в наличии методических разработок. Оказалось, что в этом наша модель созвучна западным наработкам. Кстати, помимо портфолио в мире популярен личный план профессионального развития учителя: педагог движет себя по некой траектории. Не правда ли, очень напоминает соцобязательства? Мы это с вами уже проходили и потому относимся настороженно. Тем не менее в мировом опыте личные профпланы есть.

Перечисленные нами четыре составляющие фактически и служат основанием для аттестации. Часть проекта отдана под набор методик анализа педагогической деятельности, рассчитанных на всех участников аттестации.

Аттестация – для проверки и помощи

В. Солдатов: Надо отметить, что мы пытались подойти к процедуре аттестации системно: не только оценить учителя этими четырьмя инструментами, а еще дать ему возможность устранить трудности в профессиональной деятельности, выявленные этим мониторингом. Мониторинг показывает проблемные места, и это становится целевым заказом для системы повышения квалификации: ИПК, разные формы самообразования.

По нашему проекту, предполагается привлечь к процедуре аттестации методические службы всех уровней. Когда школьная методическая служба и муниципальная участвуют в этом процессе и знают, по каким вопросам, кого и как обучать, то складывается система. И к аттестации учитель приходит не только с результатами в учебной деятельности, но и с повышением квалификации, решением собственных проблем. Тогда процедура аттестации будет проходить в хорошем смысле слова «формально». Учителю не нужно ехать в краевой центр для сдачи экзаменов. Будет собрано аттестационное дело, и, если в нем все компоненты соответствуют заявленному уровню, комиссия заочно примет решение о присвоении категории.

А. Моисеев: Мы предполагаем, что аттестационные комиссии останутся многоуровневыми. На уровне школы присваивается вторая категория, на уровне муниципалитета – первая, на уровне субъекта Федерации – высшая категория.

Проблема в том, что до сих пор нет стандарта профессиональной деятельности учителя, поэтому не с чем сравнивать результаты. То есть вся схема может работать только в случае его разработки. И желательно, чтобы стандарт был многоуровневый: с указанием требований для каждой категории.

В. Солдатов: Кроме того, мы предлагаем переименовать категории. Я долгое время проработал в школе, и для меня сочетание «учитель второй категории» звучит как-то неприятно. Именно из этих побуждений хочется вернуться к старой системе: есть «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель» и «учитель-методист».

А. Моисеев: Еще одно предложение изначально было нами сформулировано радикально, но скорее всего его смягчим. Мы хотим, чтобы категория присваивалась бессрочно и учитель не должен был что-то пересдавать, перепроверяться.

Более «мягкий» вариант – давать ее не бессрочно, однако сделать полуавтоматическое подтверждение имеющейся категории, упрощенную процедуру: если наблюдатели не отмечают снижения результативности труда, категорию нужно оставлять.

И плюс к этому предполагаем различного рода упрощенные или автоматические варианты, связанные с присвоением звания «Заслуженный учитель», определением лауреатов премии Президента и т. п.

В. Солдатов: Первые отзывы на модель уже получены. В Московской области состоялась большая конференция, посвященная качеству образования. В основном присутствовали муниципальные управленцы. Мы попросили их заполнить анкету и провести оценку модели.

С «оценкой профессионализма и продуктивности, которая осуществляется в форме мониторинга профессиональной деятельности в рамках внутришкольного контроля, проводимого администрацией образовательного учреждения», согласны 73% опрошенных, категорическое «нет» сказали 2%, остальные сомневаются.

Мысль о том, чтобы «мониторинг из двухмесячного превратить в постоянно действующий в течение всего межаттестационного периода», поддержали 78%, проголосовавших против и воздержавшихся – по 11%.

«Звание присваивается на пять лет. Администрация имеет право (не обязана!) по результатам мониторинга профессиональной деятельности с учетом мнения педколлектива и общественности продлевать действие присвоенного в результате предыдущей аттестации звания на следующий пятилетний период». Поддержали 66%, против высказались 21%, в раздумьях находятся 13%.

70% участников опроса согласились с тем, что «оценка профессионализма и продуктивности деятельности с помощью внешней экспертизы (экспертной группы аттестационной комиссии) может проводиться только в исключительных случаях (спорных, конфликтных ситуациях)». Против – 12%, воздержались – 18%.

Но лишь 50% управленцев пометили ответ «да» на предложение «в целях предупреждения возможного административного произвола подключить к оценке педагогический коллектив и общественность». «Нет» – 23%, неуверенность высказали 27%.

Мы также получили оценку проекта от профсоюзных лидеров. Это уважаемые эксперты. Высказывают соображения и региональные управленцы. То есть экспертиза пусть пока не очень широкая, но штучная, с серьезными людьми, которые действительно могут подсказать.

Нет оснований утверждать, будто уже завтра школа начнет жить по-новому. Но положительные отклики дают шанс надеяться, что предлагаемая нами модель когда-нибудь в школу все-таки придет.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Основные отличия между существующей и предлагаемой моделями аттестации педагогических и руководящих кадров общеобразовательных школ

 

Области сопоставления

Действующая модель

Новая модель

Комментарии

1

Официальные цели и задачи аттестации

Цель – определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий

Основные задачи:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда

Цель – определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий

Основные задачи:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда путем установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой

Мы говорим о гуманистическом характере образования и в то же время следуем жесткому нормативно-контрольному подходу в оценке деятельности педагога

Необходимо, чтобы аттестация вместо многообразия форм отчетности приобретала черты эффективного педагогического механизма развития личности, ее самореализации в комфортных условиях школьного образования

Необходима новая организация (технология) аттестации, запускающая саморазвитие учителя

Задача установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой не работает в условиях современной оплаты труда

2 Провозглашаемые ценности и принципы аттестации

Добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;

обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам

Дополнительно:

Можно говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном процессе оценки деятельности педагогического работника и подчеркивать, что предметом такой оценки должны стать главным образом его достижения

Конструктивность (направленность на профессиональное развитие педагога, улучшение педагогического процесса)

Юридические гарантии соблюдения законных прав и интересов всех участников образовательного процесса

Фактически тотальный контроль за всеми профессиональными действиями учителя и даже за такими сторонами его деятельности, которые в принципе невозможно объективно оценить и оценка которых не входит в компетенцию экспертов

Недовольство подавляющего числа педагогических работников процедурами аттестации, часто нарушающими законные права участников образовательного процесса

3 Нормативные документы

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908);

Письмо Министерства образования РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ 15.08.2000 № 297/19-10; 15.08.2000 № 117 «О некоторых вопросах применения Положения о порядке аттестации педагогических

и руководящих работников государственных

и муниципальных образовательных учреждений»;

Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 № 03-8ин/22-03/11 «Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических

и руководящих работников государственных

и муниципальных образовательных учреждений»;

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ; Приложение 2

к Постановлению Минтруда РФ от 17.08.95 г. № 46;

Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам). Приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001 г. № 20 – 52 – 1350/25

Необходимо разработать новый пакет нормативных документов на основе региональной модели аттестации педагогических и руководящих работников

Положение в п. 1.8. закрепило, что установление федеральными (ведомственными) органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации не допускается

До утверждения Министерством образования России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению

Вариативные формы аттестации на данный момент не установлены, а критерии отнесения педагогических и руководящих работников к той или иной квалификационной категории не разработаны

Во многих регионах разработана и применяется собственная нормативная база, регулирующая вариативные формы и процедуры проведения аттестации

ТКХ официально не являются действующим документом

Временные требования не являются действующим документом, поскольку письмо МО не может быть нормативно-правовым документом

4 Сроки проведения аттестации

Заявление по установленной форме (Приложение 1) подается работником в соответствующую аттестационную комиссию

в срок с 15 апреля по 30 июня.

Аттестация работников осуществляется в период

с 1 октября по 30 апреля.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения в соответствии

с пунктом 3.9 настоящего Положения

Специально аттестационный период (как период работы экспертной комиссии) не выделяется. Мониторинг деятельности и результативности педагогического работника, оценка профессиональной компетентности коллективом, общественная оценка, формирование портфолио осуществляются постоянно, результаты накапливаются; при достижении показателей, соответствующих следующей квалификационной ступени, педагогический работник аттестуется на основании накопленных материалов, подтверждающих его квалификацию

Первый этап (сентябрь–октябрь) – принимается решение об аттестации на соответствующую квалификационную категорию; идет подготовка аттестационного дела

Второй этап (ноябрь–декабрь). Заявление и аттестационное дело подаются в соответствующую аттестационную комиссию. В срок до 15 декабря аттестационная комиссия рассматривает аттестационное дело и выносит следующие решения:

а) соответствует заявленной квалификационной категории;

б) не соответствует заявленной квалификационной категории

5 Процедура аттестации

Аттестация проводится по двум направлениям: обобщение практической деятельности (квалификация, профессионализм) и результативность труда.

Непомерное число различных проверок, контрольных замеров знаний, умений, результатов деятельности аттестуемого, зачастую не имеющих прямого отношения к самой аттестации и фактически нарушающих права как аттестуемого работника, так и его учащихся

Мониторинг деятельности и результативности педагогического работника, осуществляемый постоянно администрацией ОУ в рамках внутришкольного контроля, оценка со стороны педагогического коллектива, общественная оценка (родители), самооценка (портфолио) – накопительная система. Школьная и муниципальная методические службы – роль сопровождения.

Таким образом, учитываются все составляющие профессиональной квалификации: компетентность, личностные качества, конечные результаты работы

Новая модель обеспечивает комфортность, антистрессовость, объективность, конструктивность, имеет стимулирующий характер

Действующая модель – проверяется наличие или отсутствие тех или иных знаний и навыков. На это тратится самая большая доля времени и средств. Считается, что если «может», значит – подходит.

Вопрос, насколько сотрудник хочет работать, обычно не волнует.

Изучить деятельность учителя – это не столько обнаружить и зафиксировать недостатки, сколько помочь определить, как исправить дело, если оно поставлено неудовлетворительно

Несоответствие элементарному здравому смыслу, согласно которому уровень сложности испытаний (зачетов, экзаменов и др.) не должен входить в противоречие с уровнем комфортности аттестационной обстановки

6 Субъект инициативы Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника. Представление иных документов не требуется

Инициатором рассмотрения аттестационного дела могут быть: работник, администрация,

педсовет, методсовет и др.,

родительский комитет, управляющий совет и др.

по согласованию с администрацией (т.е. те, кто участвует в оценке труда учителя)

Основание: заявление и аттестационное дело работника

 
7 Срок действия квалификационной категории

5 лет

1-й вариант – бессрочно.

Добровольная аттестация только для повышения категории не ранее чем через год (лучше три года)

2-й вариант – 5 лет

с обязательным («добровольным») прохождением процедуры аттестации для подтверждения или повышения категории

Учитель-методист

После присвоения квалификационной категории процесс мониторинга деятельности, методического сопровождения, общественной оценки, самооценки продолжается. Если результаты не ухудшаются, то нет смысла затрачивать усилия на подтверждение квалификации. Если результаты улучшаются – есть смысл в прохождении аттестации на более высокую категорию. Ну и, наконец, если результаты ухудшаются – необходимо предусмотреть процедуру понижения категории

8 Категории, присваиваемые по итогам аттестации

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Ведущий учитель

Старший учитель

Учитель – присваивается без прохождения аттестации (документ о профессиональном образовании)

Вопрос не принципиальный, просто слово «категория» ассоциируется с первым сортом, вторым сортом. В наших традициях произносить слово «Учитель» с большой буквы, поэтому, возможно, было бы целесообразно вернуться к званиям, в основе которых – гордое слово «Учитель».

Рейтинг@Mail.ru