Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2006

Школа и власть

Перечень открыт…

«Качество учителя» неотделимо от условий его труда

Все чаще приходится слышать упреки властей, родителей, учеников в адрес наших учителей: не готовы работать по-новому, не годятся, постарели. Но говорится ли о причинах, из-за которых падает так называемое качество педагогического корпуса?
Сегодня мы вместе с экспертами отраслевого профсоюза и учеными попробуем присмотреться не столько к заработной плате и нагрузке учителя, сколько к другим важным условиям его труда. Перечень, кстати, открыт...

Здоровье и безопасность

Трудовой кодекс РФ указывает, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи (ст. 212).

В то же время, согласно данным регулярной отраслевой статистики, более трети учреждений дошкольного и общего образования находится в неудовлетворительном техническом состоянии (см. табл. 1), что может стать и, к сожалению, становится причиной аварийных, внештатных ситуаций, гибели учеников и учителей. По последним имеющимся данным (2003/04 уч. год), свыше 50 процентов (!) школ требовали капитального ремонта.

В оценке условий труда педагогов (и обучения детей), связанных с безопасностью, защитой здоровья, необходимо учитывать и такие показатели, как благоустройство зданий образовательных учреждений, наличие в них пунктов питания, медицинского обслуживания и качество работы последних.

В Законе РФ «Об образовании» указывается: в обязанности работодателя входят «создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения». Это положение закреплено в ст. 32, п. 19.

А согласно той же ст. 212 Трудового кодекса в обязанности работодателя входят:

  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований);
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний.

Вновь – неутешительная статистика. Все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализация) имеют 81,2% ДОУ (данные 2001 года) и всего 54,9% ОУ (38,4% – на селе; данные 2003/04 уч. года). Столовую или буфет в том же 2003/04 уч. году имели 81,8% ОУ, из них 74,9% – в сельской местности. Иными словами, пятая часть общеобразовательных учреждений фактически не имеет возможности обеспечивать учащихся и работающих горячим питанием. Как показал опрос сельских учителей (исследование Института педагогики социальной работы РАО, 2003 г., монография «Кадры сельской школы России»), в школьной столовой питаются треть из них (33,4%) и столько же вообще не питаются в рабочее время (34,6%). Все это – путь к хроническим заболеваниям, столь характерным для наших учителей.

К сожалению, в целом проблема оздоровления, лечения, профилактики заболеваний работников в нашей отрасли решается крайне слабо.

Повышение квалификации и переподготовка

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров определяет ст. 196 ТК РФ. Она включает следующие положения:
  • формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников;
  • в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
  • работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Мы уже не раз обсуждали: для того чтобы каждый работник получил дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в 5 лет, ежегодно повышать квалификацию и проходить переподготовку должны примерно 25% всех педагогических работников отдельно взятой территории. К сожалению, как показывают некоторые исследования, эта норма не соблюдается.

Есть и другие тревожные факты:

  • низкий конкурс на педагогические специальности в педагогических вузах;
  • увеличение в педагогических вузах набора студентов на непрофильные специальности;
  • исчезновение в педвузах научных школ;
  • распространенная среди ученых и управленцев точка зрения, что педагогическое образование можно и нужно осуществлять исключительно в классических университетах;
  • сохранение учреждений повышения квалификации педагогических работников в ряде регионов находится под вопросом.

Причины, которые стоят за этими тревожными сигналами, ясны нам в большей или меньшей степени. К примеру, тяжелое положение педвузов, увеличение в них набора на непрофильные специальности спровоцированы тем, что финансируются эти вузы так же, как и все, а вот источник внебюджетных доходов у них меньше. А сложности в сохранении системы дополнительного педагогического образования во многом вызваны тем, что эта система испытывает недостаток нормативно-правового регулирования деятельности, в том числе в вопросах финансирования. В советское время в бюджете министерств соответствующие расходы были заложены отдельной строкой, сейчас этого нет. Как следствие, выделение денег ведется по остаточному принципу.

Другой важный аспект: по данным общероссийского опроса, каждый шестой (в отдельных регионах – каждый третий) учитель считает, что повышение квалификации ни на что не влияет! С продвижением по службе повышение квалификации связывают в среднем 10% опрошенных, с повышением заработной платы – треть. По оценке международных экспертов, одна из важных проблем престижа учительской профессии – фактическое отсутствие у учителя возможности сделать карьеру. Если ты учитель физики, ты на всю жизнь учитель физики. Единственная возможность карьерного роста – это рост административный: стать завучем, директором. В то же время ассистент в вузе может стать доцентом, профессором, получать гранты, иметь свой научный коллектив и т. д. Так что очень серьезно стоит вопрос о внутренней дифференциации среди учителей, которая бы стимулировала учителей повышать квалификацию и быть более требовательными к качеству непрерывного профессионального обучения. Пока ни система педагогического образования, ни система повышения квалификации и переподготовки работников образования на это не ориентирована.

Задачи можно сформулировать две.

Первая – разработка и поддержка системы непрерывного педагогического образования, которая должна, с одной стороны, обеспечивать подготовку профессиональных педагогов (как из числа людей, впервые получающих профессиональное образование, так и тех, кто уже имеет профессию, опыт работы, но мотивирован на педагогическую деятельность), и, с другой стороны, решать задачи психологического сопровождения педагогических работников на разных этапах профессиональной деятельности, от профессиональной адаптации до момента, когда возникает опасность формирования профессионально-личностных деформаций, синдрома профессионального выгорания (см. схему).

Вторая – разработка возможных траекторий профессиональной карьеры педагогических работников дошкольного, общего, дополнительного образования. Содействие усилению разницы в заработной плате учителей с разным уровнем квалификации и достижений (не забывая, конечно, о финансовой и социальной поддержке молодых, начинающих педагогов).

Набор конкретных мероприятий на основе этих позиций может быть различным. Многое зависит от региона.

Примеры направлений работы, мероприятий на уровне региона:

  • анализ действующей в регионе системы подготовки и переподготовки педагогических работников: какие учреждения этим занимаются, в каком объеме, в каких организационно-правовых формах; достаточно ли их усилий для охвата в год 20–25% работников образования, в том числе в связи с введением новых технологий обучения в рамках модернизации образования (профильное обучение, тестовые технологии и др.);
  • участие в разработке различных схем организации подготовки и переподготовки учителей с соблюдением главного принципа: своевременность (не реже чем раз в 5 лет) и бесплатность для самого работника, включая затраты на проезд и проживание при обучении;
  • участие в мониторинге потребности педагогических кадров в регионе (выявляем и прогнозируем избыток или недостаток по отдельным ступеням образования, педагогическим специальностям), в разработке мероприятий по коррекции сложившейся ситуации – выработке региональной кадровой политики;
  • контроль за соблюдением законодательно закрепленных прав педагогических работников в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки; борьба за расширение этих прав за счет норм, закрепленных региональным законодательством.

В некоторых регионах, как мы уже сказали, стоит вопрос о возможном закрытии учреждений дополнительного педагогического образования – так называемых ИУУ, ИРО. Проанализировав ситуацию, профсоюз должен занять жесткую позицию – отстаивать сохранение такого, как правило, единственного учреждения в субъекте РФ.

Оснащенность учебного процесса

Оснащенность учебного процесса – «объемный», многогранный фактор, характеризующий условия как обучения, так и педагогического труда. Один из современных показателей оснащенности учебного процесса – информатизация в сфере образования. Ситуация здесь неоднозначная. С одной стороны, по официальным данным, в учреждениях образования всех уровней увеличивается число компьютеров и программных средств, электронных учебных пособий. Так, по данным Рособразования, в рамках проектов по компьютеризации сельских школ и поставке компьютерного оборудования для библиотек основных и средних школ Российской Федерации было, в частности, поставлено 49 099 компьютеров для учеников, 15 618 компьютеров для учителей, 35 812 принтеров, 8 066 мультимедийных проекторов. 83 из 89 субъектов РФ приняли участие в реализации проектов на условиях долевого участия (По материалам к заседанию коллегии по вопросам «О работе Федерального агентства по образованию в 2004 году и основных показателях деятельности в 2005 году». – М., 2005).

Однако «валовый» показатель многое скрывает. Из-за отсутствия достаточных средств нередко приобретаются или поступают от спонсоров устаревшие компьютеры и компьютерные программы. Число школьников, приходящихся на один компьютер, в нашей стране по-прежнему в несколько раз больше, чем за рубежом.

Идет работа по повышению квалификации учителей в сфере информационных технологий (2001–2002 гг. – 65 тыс. учителей, 2003 г. – 14 тыс. региональных тьюторов и методистов дистанционного образования), в каждую школу направлен комплект образовательных электронных изданий. Однако в целом исследования показывают, что эффект от этих мер незначительный. Так, учителя готовились в основном как пользователи ПК, для которых компьютер не более чем информационный ресурс. Они, как правило, не используют и не готовы использовать информационные технологии в обучении, компьютер для них – средство обучения (см. табл. 2).

Сложившееся положение, когда компьютерные и информационные технологии внедряются в процесс школьного образования лишь частично и несистемно, резко снижает ожидаемый эффект. Кроме того, доступ в Интернет в школах довольно часто отсутствует, а для домашних компьютеров нет доступа в муниципальные компьютерные сети. Это делает затруднительной, а часто вообще невозможной дистанционную подготовку учащихся.

Нормативно-подушевое финансирование учебного процесса

По информации Минобрнауки России, озвученной на заседании Правительства РФ 22 сентября 2005 г., ликвидировано в течение 2004–2005 учебного года 919 образовательных учреждений, в т.ч. 730 сельских. В 2003/2004 учебном году закрыто 1411 образовательных учреждений, в 2002/2003 учебном году – 1058 учреждений по причине сокращения контингента обучающихся, преобразования начальных и основных школ в структурные подразделения учреждений среднего (полного) общего образования, а также по причине аварийного состояния зданий.

К сожалению, проблема трудоустройства высвобождаемых учителей становится все более острой для многих субъектов РФ. Учителя оказываются лишними не только в результате реорганизации или ликвидации образовательных учреждений, но и в связи с применением властью методик при переводе образовательных учреждений на нормативный порядок финансирования без учета негативных социальных последствий.

Как известно, нормативное бюджетное финансирование рассматривается в качестве инструмента эффективного и прозрачного использования средств, и, как главный способ обеспечения качества и доступности общего образования, оно предполагает, что «деньги следуют за учеником». Считается, что это позволит снизить почасовую нагрузку учителей, зачастую очень высокую. Зарплата учителей будет зависеть не от количества уроков, которые они дают, а от их качества. Учителя будут больше времени посвящать внеклассной работе и воспитательному процессу.

Однако пока исследования, проведенные НФПК по этому вопросу в пилотных регионах, не обнаруживают статистически значимой связи между переходом на нормативно-подушевое финансирование и почасовой нагрузкой учителей, а также временем, которое учителя тратят на внеклассную работу. Судя по оценкам опрошенных учителей, и в школах, перешедших на нормативно-подушевое финансирование, и в тех, где его нет, средняя еженедельная поурочная нагрузка одинакова и составляет 17–20 часов в неделю, а время, которое учителя посвящают внеклассной работе, и в том и в другом случае – 4–6 часов.

Зато нормативно-подушевое финансирование может привести к укрупнению классов. Ведь школа при меньшем числе классов сможет сэкономить на педагогах определенные средства.

Например, в Пензенской области в 2004/05 учебном году в связи с примененной методикой перехода на нормативное подушевое финансирование возникла реальная угроза сокращения около 900 педагогических работников. С целью сохранения высвобождающихся педагогических кадров в соответствии с постановлением Правительства области они были переведены на вновь открытые педагогические должности в построенные социокультурные центры и физкультурно-оздоровительные комплексы.

В Самарской области, где пилотная программа по внедрению нормативного подушевого финансирования реализуется относительно давно, в тех городских школах, где этот порядок финансирования введен, классы с численностью учеников свыше 26 человек составляют 37%, а где реализуется прежний порядок финансирования классов с такой наполняемостью – 24%. В республике Чувашия, где также проводится эксперимент по введению нормативного подушевого финансирования, доля классов со сверхнормативной наполняемостью составляет в условиях эксперимента 35%, а с традиционным порядком финансирования – 21%. Таким образом, в школах, участвующих в программе нормативного подушевого финансирования, численность учеников в классах больше, чем в школах, где эта программа не внедрена. В сельской местности эта тенденция также подтверждается.

В Кировской области, где с 1 января 2006 года планируется осуществление финансирования на основе введения норматива в расчете на одного обучающегося, в результате проведенных расчетов выяснилось, что при осуществлении нового порядка финансирования реализации общеобразовательных программ отдельно по каждой ступени обучения имеющихся финансовых средств будет недостаточно, если не принять меры по оптимизации количества классов, а следовательно, увеличению их наполняемости.

По сведениям республиканской организации профсоюза Марий Эл, введение в методике планирования нормативного соотношения педагогического и административно-вспомогательного персонала 5:1 приведет к резкому сокращению численности в первую очередь педагогического персонала, не связанного с учебным процессом: психологов, воспитателей, педагогов-организаторов, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования и т.д.

Подготовила Овена ЖИЛИНА
по материалам VI пленума Центрального комитета
Профсоюза работников народного образования и науки РФ


Из выступления Галины МЕРКУЛОВОЙ, председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ на VI пленуме Центрального комитета профсоюза 6 декабря 2005 года:

– Более десяти лет в нашей стране идут процессы обновления образования. Ключевой фигурой в этих преобразованиях был и остается педагог, учитель. В последние годы по объективным причинам, связанным с неадекватной оценкой со стороны государства и общества роли образования и педагога, сложились противоречия между общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами материального и морального стимулирования и условиями его труда – с другой.

Это привело к таким негативным последствиям, как:

  • значительное отставание заработной платы педагогических работников от средней зарплаты по промышленности и даже от средней по всем отраслям экономики;
  • несоответствие условий труда педагогических работников требованиям обеспечения качественного образования;
  • слабая мотивированность молодых людей к выбору педагогической профессии;
  • низкая конкурентоспособность педагогического труда по сравнению с другими сферами трудовой деятельности и др.

На современном этапе модернизации образования центр тяжести в развитии содержания образования, обеспечения качества обучения приходится на конкретное образовательное учреждение, класс, аудиторию. Эти задачи осуществляются конкретными педагогами во взаимодействии с коллегами, обучающимися, их родителями, общественностью. В силу этого необходимыми мерами является создание условий для культурного, духовного и профессионального роста педагогических работников, улучшение оплаты, условий и организации труда, повышение уровня жизни, повышение в целом их общественного статуса.

В Трудовом кодексе РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной сферы и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209).

На определении условий труда в ТК РФ основан достаточно широкий перечень требований к организации труда, нормативов его охраны. Тем не менее, указанное определение не позволяет раскрыть особенности педагогической работы, говорить об условиях, которые обеспечивают ее эффективность (качество образования), так же как и удовлетворенность педагога своим трудом.

Как альтернатива приведенному узкому пониманию условий труда в мировой практике уже сложилось иное, предельно широкое понимание. Согласно такому подходу, условия труда – это вся совокупность технологических, социальных, гигиенических, эстетических, психологических факторов, которые воздействуют на человека в процессе труда и должны быть учтены еще на стадии научных разработок, проектирования и создания новых и модернизации старых предприятий (см., например, Толковый словарь правовой системы «Гарант»). Очевидно, такое определение является рамочным и требует более конкретного наполнения, что мы и попытаемся сделать, с учетом задач и особенностей профсоюзной работы.




Говорят участники пленума

Михаил СОТНИКОВ, председатель Московской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Достойная заработная плата – вот главное условие труда учителя. И условие качества его работы. Ведь вопрос повышения качества собственного труда особенно актуален, когда за спиной работника – конкуренты, готовые занять его место. А что получается у нас? Звонит мне директор школы, спрашивает, позволяет ли законодательство дать завучу 36 часов учебной нагрузки. Почему у него возник такой вопрос? Уволилась учительница, которая эти часы вела. У другого учителя, который мог бы вести тот же предмет, своих 33 часа. Есть еще третья учительница, у нее «всего» 24 урока в неделю и... муж-полковник. Он не позволит своей жене взять эти дополнительные, сверх ставки часы. Получается, никакой конкуренции на эти часы нет. Хотя... порой подмосковному учителю достаточно буквально перейти дорогу от собственного дома, чтобы оказаться в одном из районов города Москвы, где в школах другой уровень заработной платы.

Так что, скажем, та отраслевая система оплаты труда, которую апробируют сегодня в Тюменской области, в нашем регионе не пойдет. В уровне заработной платы нам приходится ориентироваться не на произвольно рассчитанные, установленные «от головы» коэффициенты повышения, а на то, сколько получают учителя в столице.

Татьяна АЛЕШИНА, заведующая отделом по вопросам общего образования аппарата Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Сегодня в некоторых регионах появились попытки изменить существующий порядок аттестации педагогических работников: аттестацию делают обязательной, произвольно меняют число аттестационных категорий (три вместо двух) и т.д. Считаю это недопустимым. Профсоюз должен быть на страже закона и отстаивать единый порядок аттестации на территории всей страны. С 2000 года это порядок, демократичнее которого, наверное, нет. Аттестация учителей строится на принципе добровольности, а наша задача – максимально облегчить прохождение аттестации тем, кто на нее решился. Главная проблема в том, что учитель высшей категории получает заработную плату ниже прожиточного минимума. И другой момент: отраслевое министерство не проводит никаких мониторингов в сфере аттестации, которые необходимы.

Рейтинг@Mail.ru