Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2006

Курс молодого директора

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. в №№ за 2004 и 2005 гг., а также в № 1 за 2006 г.

Далее нормативное обеспечение столь важного элемента образовательной деятельности ОУ обеспечивается на всех нижележащих уровнях ежегодными нормативно-правовыми актами:

Представляю твое недоумение – зачем писать столько документов на каждом уровне, итак понятна вся иерархия… Иерархия [от греч. hieros – священный, arche – власть]. Власть, как известно, не только требует подчинения, но и определяет границы компетенции каждого уровня. В данном случае эти границы самостоятельных решений, за которые отвечает образовательное учреждение, связаны с вопросом государственного контроля исполнения законодательства РФ в области образования. Поэтому не будем тратить время на обсуждение количества бумаг, а лучше выясним, что в регулировании вопросов организации итоговой аттестации государство оставляет за собой, а какие позиции являются компетенцией образовательного учреждения?

Давай теперь с карандашом в руках внимательно изучим Положение о государственной (итоговой) аттестации, выделяя для себя вопросы компетенции образовательного учреждения, уровень их решения в ОУ, не забывая при этом отметить необходимые сопутствующие распорядительные документы и систему ведения учебно-педагогической документации по данному вопросу.

Не перелистывай сейчас эти страницы, хоть они и пугают тебя большим количеством информации. Поверь, что это один из тех документов, который руководитель должен изучить от корки до корки. И сделать это необходимо не перед проведением итоговой аттестации в конце учебного года, а задолго до… выхода данного документа из канцелярии вышестоящих органов управления. Да, да! Я не ошиблась. Ведь структура и основное содержание его, как правило, остается неизменным. Поэтому, проштудировав вариант Положения прошлого учебного года, ты будешь владеть основой создания нормативного обеспечения проведения итоговой аттестации, знать заранее вопросы предварительной подготовки к итоговой аттестации. А когда выйдет документ, соответствующий регламенту текущего учебного года, ты всегда сможешь вовремя внести коррективы в эту работу.

Читая этот документ, ты в первую очередь должен обращать внимание на основные группы вопросов, которые помогут тебе понять содержание и взаимодействие элементов организационного механизма проведения в ОУ итоговой аттестации.



Обрати внимание: Итоговая аттестация является обязательной для ВСЕХ обучающихся.

Могут быть изменены условия и/или сроки ее проведения только для отдельных категорий обучающихся.







Давай сделаем небольшой перерыв в работе над текстом… Но это не станет прерыванием дум и воспоминаний о прожитых днях… Слава Богу, не так часто возникали у нас конфликтные ситуации с родителями по вопросам проведения итоговой аттестации… И причиной тому – высокий профессионализм, справедливость и доброта коллег, работающих с детьми. Но опыт жизни руководителей ОУ подсказывает несколько непреложных истин:

«Из искры возгорится пламя» – и для возникновения конфликта порой достаточно бывает совсем незначительной детали…

«Туши пожар пока не разгорелся…» – иначе потом, в пламене этого пожара пылающие страсти превращают в пепел столько лет созидаемые любовь и уважение…

«Обида глаза застит…» – а обида за ребенка рождает в родителях чувства вопиющей несправедливости. Поэтому лучше не вести оборонительную тактику с наскоком на противника, а за столом переговоров найти тот важный компромисс, выслушав обе стороны, разъяснив теперь уже обеим обиженным сторонам, в чем каждый прав, и в чем каждый ошибается, при этом первым признать свои ошибки. И это не будет самоунижением и унижением достоинства школы. Это будет шаг навстречу к взаимопониманию.

«Клиент всегда прав!» – эта формула службы быта жива и по сей день. Помни, что ситуация, как правило, возвращается обостренным конфликтом опять в школу, и поэтому старайся не выплескивать страсти за пределы школьного мира.

А еще лучше, если сам ШКОЛЬНЫЙ МИР организуется РАДИ УЧЕНИКА, ДЛЯ УЧЕНИКА, тогда и спорные ситуации всегда будут решаться В ПОЛЬЗУ УЧЕНИКА.

Продолжение в № 4

Рейтинг@Mail.ru