Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Технологии

На пути к «живому знанию»

В течение шести лет в Вятской гуманитарной гимназии реализуется проект «Диалоги о России». Главная идея проекта – создание системы интегративных образовательных экспедиций (ИОЭ) по историко-культурным и литературным местам России.

Основные цели проекта:

  • пробуждение у членов гимназического сообщества (учащиеся, их родители, педагоги) чувства национальной гордости;
  • реализация основной воспитательной задачи гимназии – воспитание свободной и ответственной личности, способной строить жизнь, достойную человека;
  • расширение духовного опыта учащихся и педагогов путем восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию;
  • пробуждение у учащихся интереса к изучению художественного наследия великих русских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, к изучению их биографий и творческого наследия;
  • включение гимназистов в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, исторического и социологического характера.

Такая форма организации образовательного процесса позволяет разрешить противоречия между вербальным способом эстетического образования и потребностью учащихся в непосредственных эстетических переживаниях, между наличием эстетических впечатлений и умением выразить их в письменной речи.

Принципы интегративной образовательной экспедиции:

  • принцип интеграции содержания образования: экспедиции включают изучение исторических, культурных, литературных достопримечательностей России и способствуют становлению духовных ориентиров, эмоционально-ценностному освоению мира, развитию творческих и исследовательских способностей гимназистов;
  • принцип «живого знания», которому свойственны единство мысли и чувства, диалогичность, креативность, вариативность, образность, ассоциативность;
  • деятельностный принцип: учащиеся являются активными участниками всех этапов экспедиции: подготовительного, экспедиционного, исследовательского и рефлексивного.

Интегративные образовательные экспедиции способствуют духовно-нравственному развитию личности через эстетическое восприятие посещаемых мест. Эстетическое восприятие является особой способностью человека чувствовать красоту окружающего и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Смотреть умеют все, а умению видеть надо учиться. Эстетическая восприимчивость, чуткость формируется не сама по себе, она является результатом длительных и напряженных усилий педагога и учащегося.

Культура восприятия определяется не только степенью развития органов чувств человека, но и уровнем его интеллектуальных способностей.

Экспедиции развивают наблюдательность, ощущение гармонии мира путем углубленных размышлений и волевого напряжения. Увлеченное изучение объекта, любование его красотой – вот что формирует богатство, глубину, содержательность освоения.

Основой для определения тематики и маршрутов интегративных образовательных экспедиций стали учебные программы по курсам русской литературы и эстетики, а также возрастные и психологические особенности обучающихся в основной и средней (полной) общих школах.

Система интегративных образовательных экспедиций в эстетическом образовании гимназистов Вятской гуманитарной гимназии предполагает возможность выбора маршрута в зависимости от запросов гимназистов и их родителей, а также рабочих учебных программ учителей литературы и эстетики. За пять лет были разработаны и апробированы 12 маршрутов ИОЭ: «Духовный храм земли Вятской»; «Васнецовская Русь», «Купеческая слобода»; «Древняя Русь»; «Пушкинские места России», «Дворянские усадьбы 2-й половины XIX века» и др.

В реализации данного проекта принимали участие гимназисты 5–11-х классов и учителя литературы, эстетики, истории, классные воспитатели гимназии. Были разработаны и апробированы в образовательном процессе следующие этапы ИОЭ.

I этап – подготовительный. Он включает в себя изучение эпохи, знакомство с биографией писателей, художников и их творческим наследием.

Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с учителем «заочной экскурсии». Уже на этом этапе учащиеся делают свои маленькие «открытия» и делятся ими с одноклассниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании школьника увидеть своими глазами литературные, культурные, исторические места России.

Участники предстоящей экспедиции составляют ее проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания. Учитель литературы проводит мастерскую построения знаний по разработанному маршруту.

II этап – экспедиционный. Это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас».

III этап – исследовательский. Идет обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в ИОЭ, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к их публичной защите. Кроме того, после возвращения из интегративной образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции.

IV этап – рефлексивный. Каждый участник ИОЭ (и педагог, и гимназист) оценивает личную значимость данной экспедиции и выполненной проектной работы.

За шесть лет активного становления этой формы организации образовательной деятельности в экспедициях по России побывало свыше 560 гимназистов, что составляет более 50% от общего числа обучающихся в гимназии. Организаторами экспедиции всегда были учителя литературы, эстетики и классные воспитатели. Всего за пять лет организовано 22 интегративных образовательных экспедиции, в которых принял участие 31 педагог гимназии.

Диагностика результативности ИОЭ осуществлялась на нескольких уровнях: когнитивном, исследовательском, коммуникативно-деятельностном, творческом и личностном.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.vampiretv.ru. Сайт www.vampiretv.ru создан специально для поклонников сериала «Дневники вампира», снятого по мотивам одноименного произведения американской писательницы Лизы Джейн Смит. На страницах сайта www.vampiretv.ru собраны все эпизоды сериала, полностью переведенные на русский язык, включая 2 сезон, и Вы сможете смотреть Дневники вампира онлайн или скачать новые серии на свой компьютер. А так же к Вашему вниманию представлены новости о предстоящих премьерах и статьи, которые позволят узнать об интересных фактах со съемочной площадки и из жизни актеров любимого сериала.

Когнитивным результатом интегративных образовательных экспедиций является «живое знание», знание осмысленное и окрашенное эмоциями и переживаниями.

Благодаря участию в ИОЭ гимназисты Вятской гуманитарной гимназии:

  • познакомились с культурой, архитектурой и народными промыслами Вятского края и городов, входящих в «Золотое кольцо России»;
  • узнали о жизни и творчестве писателей первой половины XIX века – ХХ века через посещение мемориальных и литературных музеев, архитектурных памятников, связанных с их именами;
  • увидели разнообразие культурного наследия прошлых столетий: усадебный быт, парковую и дворцовую архитектуру;
  • прикоснулись к святыням Русской земли: посетили Святогорский, Псково-Печерский и Новодевичий монастыри, Исаакиевский и Смольный соборы, псковский и новгородский Кремли, Изборское городище.

Познавательная ценность экспедиций органично слита с их воспитательной направленностью. Расширение кругозора учащихся, углубление их знаний о писателях, художниках, архитекторах и созданных ими произведениях искусства, посещение исторических и литературных мест одновременно воспитывают уважение к культурным традициям своего народа, любовь к родному слову.

Исследовательский результат участия педагогов и гимназистов в интегративных образовательных экспедициях изучен в двух аспектах. Авторами проекта в ходе реализации эксперимента были составлены и подробно описаны маршруты интегративных образовательных экспедиций для гимназистов с 5-го по 11-й класс, а для учителей разработаны методические рекомендации по освоению данной формы организации образовательного процесса.

Опыт организации и теоретического осмысления роли интегративных образовательных экспедиций в литературном образовании гимназистов был обобщен педагогами Вятской гуманитарной гимназии в форме публикаций, представлен как инновационная деятельность педагогов гимназии на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей образования, городских семинарах, научно-практических конференциях.

Авторами проекта «Диалоги о России» и учителями, реализующими этот проект в ВГГ, были разработаны программы занятий спецсеминаров, результатами работы которых стали оформленные буклеты по итогам экспедиций.

Выполненные гимназистами старших классов учебно-исследовательские работы в течение ряда лет представлялись на гимназических академических чтениях, городских, областных и региональных конференциях.

Коммуникативно-деятельностный результат интегративных образовательных экспедиций заключается в разработке и проведении ее участниками часов общения в других классах, «заочных экскурсий» для тех, кто не принимал участия в ИОЭ. Кроме того, участники экспедиций выступали соавторами уроков литературы, эстетики, истории при изучении тех программных тем, которые были освоены в процессе экспедиций.

Все ИОЭ знакомят гимназистов с творческим наследием художников, архитекторов, скульпторов, стимулируют литературное творчество участников экспедиций. Их творческим результатом стали многочисленные работы, которые начинают создаваться непосредственно во время экспедиций в виде путевых дневников, в которых в разных формах (путевые заметки, эссе, рассказы, рисунки) находит свое воплощение то, что учащиеся увидели, узнали, запомнили (факты), что их поразило, удивило, восхитило (эмоции). После возвращения из экспедиции материалы путевых дневников дорабатываются и презентуются на общей рефлексии. Итогом этой работы становится выпуск фотобуклета об экспедиции, макет которого разрабатывается гимназистами совместно с организаторами экспедиции и включает в себя наряду с фотоматериалами исторические, литературные комментарии и творческие работы гимназистов и учителей. Анализ путевых дневников каждого, а также итоговых фотобуклетов разных лет позволяет проследить динамику личностного и творческого роста гимназиста.

Традиционными также являются творческие отчеты об экспедиции в разных жанрах, которые представляются всему гимназическому сообществу через публикации в многотиражной гимназической прессе.

Сверхзадачей организации ИОЭ является достижение личностного результата каждым участником экспедиции. Под личностным результатом мы понимаем прежде всего обогащение культурного и духовно-нравственного опыта участников проекта. Обладая большой познавательной ценностью, реализуя принцип наглядности, экспедиции пробуждают интерес школьников к личности писателя или художника, к изучению его биографии, осмыслению его произведений. Интегративные экспедиции обогащают образование гимназистов гармонией знаний, переживаний и впечатлений.

Елена ГАЛИЦКИХ,
Валерия ВОЛОГЖАНИНА

Рейтинг@Mail.ru