Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Книжная полка

Майоров А.Н.
МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ
Изд. 3-е, испр. и доп.

М.: Интеллект-Центр, 2005

Современное состояние отечественного образования уже давно вызывает тревогу не только у его теоретиков и практиков, но и всех тех, кто осмеливается задуматься о своем будущем и будущем своих детей. Причем обращает на себя внимание удивительное единодушие представителей разных областей знания – педагогов, психологов, врачей, социологов – в оценке негативных последствий тех изменений, которые претерпело наше образование. Вопросы о том, насколько правы те, кто говорит об учебных и иных перегрузках нынешних детей или выступает против введения профильного обучения, до сих пор остаются без ответа. Очевидно, что весьма полезной и даже необходимой должна стать независимая экспертиза качества образования. Первые шаги в этом отношении уже сделаны: введение единого государственного экзамена (что, правда, не получило однозначной оценки), участие в международных исследованиях PISA, мониторинг общего образования. К сожалению, многие нововведения, в том числе и в образовании, остаются не более как модными течениями, а потому нелишне разобраться в их целесообразности и необходимости. Выход книги, посвященной проблеме мониторинга в образовании, призван решить именно эту задачу.

Прежде чем говорить о содержании и видах образовательного мониторинга, следует понять, что означает понятие «мониторинг». Автор книги обращает внимание на отсутствие его однозначного толкования в психологических, экономических и иных словарях и предлагает наиболее точное и универсальное, с его точки зрения, определение: «Мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития». Вряд ли такое определение хотя бы по причине своей громоздкости может претендовать на точность и окончательность. В то же время прогнозирование развития образования вселяет долю оптимизма и веру в торжество чего-то разумного, с одной стороны, и возлагает большие надежды на мониторинг – с другой. Что касается универсальности, то возразить трудно. Но насколько она необходима в данном случае? Правда, следует отметить, что в книге речь идет о мониторинге не только собственно педагогическом, но и статистическом, социологическом, медицинском, результаты которого также используются в образовании.

Как следует из аннотации, книга предназначена в том числе и администраторам образовательных учреждений – именно поэтому понятно стремление автора сделать ее максимально практичной. В издании нашли отражение технологии проведения мониторинга, и отдельная глава так и называется: «Технологические проблемы создания и реализации систем мониторинга в образовании». Насколько предлагаемые технологии технологичны – судить читателям, намеренным заняться мониторингом в сфере образования.

Данное издание уже третье по счету, и оно отражает те изменения, которые, подчеркивает автор, произошли в развитии систем мониторинга как в образовании, так и в других областях человеческой деятельности. В частности, автором приводятся сведения о мониторинге образования в таких странах, как Уругвай, Чили, Израиль, Бразилия, Уганда, Замбия и др. Комментарии, как говорится в таких случаях, излишни. Поистине «нет пророка в своем отечестве».

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru