Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Курс молодого директора

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. в № за 2004 и 2005 гг., а также в № 1, 3 за 2006 г.



Итак, завершен учебный год, завершены экзамены итоговой аттестации…

:-) : – Все? Закончили? Выдаем аттестаты и в отпуск?!

Нет, друг мой! Это только начало конца… – :-(…

И на этом завершающем этапе тоже есть свои рубежи, пройти которые тебе предстоит с предельным вниманием и нормативной точностью:

И прежде, чем определять регламент окончания ступени обучения, следует обратить внимание на очень существенную нормативную позицию:

ФЗ «Об образовании»:

Ст. 33. Порядок создания и регламентации деятельности ОУ:

п. 16. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Если аттестация и последующая за ней аккредитация ОУ предстоит в текущем учебном году, используй данное нормативное положение для поднятия «боевого духа» обучающихся 9-х и 11-х классов ОУ. Дети должны знать, что, участвуя ответственно в аттестации ОУ, они помогают не только родной школе, но и сами зарабатывают себе право иметь аттестат государственного образца, а не документ об уровне образования свободной формы:

Если такая нормативная угроза все же висит над школой, то необходимо решать ее совместно с территориальными органами управления образованием и проинформировать учителей, родителей обучающихся и самих обучающихся о следующих вариантах решения сложившейся проблемы:

Итак, существуют два обязательных условия получения выпускниками документа государственного образца о соответствующем уровне образования, первое зависит от образовательного учреждения, которое обязано иметь свидетельство о государственной аккредитации, второе – от самих обучающихся, которые должны успешно завершить государственную (итоговую) аттестацию. Именно этому второму условию, – безусловно, при наличии у ОУ необходимого первого условия, посвящены вопросы, связанные с обсуждением вопросов окончания обучения на данной ступени. При всем многообразии индивидуальной картины результатов обучения, которая складывается у каждого выпускника образовательного учреждения, есть общие нормативные положения, которые можно определить следующими группами ситуаций, как правило, решаемых в ОУ или потенциально возможных в жизни школы:

На первый взгляд, по второй ситуации ответ может быть однозначным: аттестаты выдаются теми ОУ, в которых выпускники обучались и проходили государственную аттестацию, но и в этом случае есть исключения:

И наконец, ситуации с печальным итогом, которые, хотелось бы думать, минуют детей, обучающихся во вверенном тебе ОУ, но знать о нормативных вариантах решения таких проблем надо. Более того, объяснять их нужно обучающимся и родителям задолго до окончания учебной ступени, чтобы если уж «отсутствует» внутренняя мотивация к обучению, то, может быть, «сработает» внешняя, принуждающая следующими обстоятельствами:

Положение о государственной (итоговой) аттестации:

Раздел 3. Порядок выдачи аттестатов:

п. 3.8: Несовершеннолетние обучающиеся 9-х классов, не допущенные к государственной (итоговой) аттестации, а также выпускники, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или получают справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

Обучающиеся 11-х классов, не допущенные к государственной (итоговой) аттестации, а также выпускники, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

Приказ Министерства образования РФ от 22 мая 2000 г. № 1509

«Об утверждении инструкции о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении).

Итак, подведем итоги определения регламента окончания ступени обучения и внесем в наш список необходимых действий следующий ряд позиций:

Проведение педагогических советов по итогам государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и решение вопроса об окончании ступени основного общего образования и вручении аттестатов и похвальных грамот.

Проведение педагогических советов по итогам государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и решение вопроса об окончании ступени среднего (полного) общего обучения и вручении аттестатов и похвальных грамот.

Оформление приказов по ОУ «Об окончании выпускниками … ступени общего образования и вручении аттестатов…»

Затем, в четком соответствии с нормативно-правовыми актами о порядке получения, оформления, хранения, выдачи и учета документов строгой отчетности:

Приказ Министерства образования РФ от 2 апреля 1996 г. № 143

«Об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании»;

Приказ Министерства образования РФ от 22 мая 2000 г. № 1509

«Об утверждении ИНСТРУКЦИИ о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении);

Письмо Министерства образования РФ от 30 марта 2001 г. № 22-06-415

«О порядке получения, учета, хранения, заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании государственного образца»;

Письмо Министерства образования РФ от 16 апреля 2001 г. № 14-52-235ин/13

«Об аттестатах о среднем (полном) общем образовании»;

Прими к сведению, что в этом документе дается краткий перечень требований к оформлению аттестатов.

Письмо Министерства образования РФ от 3 декабря 2001 г. № 925/13-13

«Об оформлении бланков аттестатов о среднем (полном) общем образовании в 2001 году»

А в этом документе разбираются типичные ошибки, допущенные при заполнении аттестатов.

Ты, как руководитель ОУ, обязан организовать деятельность

  • п о п о л у ч е н и ю бланков аттестатов и приложений к ним в органах управления образованием в количестве, соответствующем количеству выпускников, окончивших соответствующую ступень ОУ;
  • п о х р а н е н и ю бланков аттестатов и приложений к ним;
  • п о и н с т р у к т и р о в а н и ю педагогических работников, заполняющих бланки аттестатов и приложений к ним;
  • п о к о н т р о л ю за достоверностью составленной сводной ведомости, содержащей фамилии, имена и отчества, дату и место рождения в соответствии с паспортными данными или данными свидетельства о рождении, итоговые отметки выпускников и наличие в ведомости подписи выпускника, удостоверяющего точность записей;
  • п о о ф о р м л е н и ю в надлежащем порядке: (1) Книги учета и записи выданных аттестатов об основном общем образовании и похвальных грамот и (2) Книги учета и записи выданных аттестатов о среднем ( полном) общем образовании, золотых и серебряных медалей;
  • п о о ф о р м л е н и ю в надлежащем порядке бланков аттестатов и приложений к ним;
  • п о к о н т р о л ю за достоверностью оформленных бланков аттестатов и приложений к ним;
  • п о з а м е н е испорченных бланков аттестатов и приложений к ним в соответствии с нормативными требованиями;
  • п о в р у ч е н и ю бланков аттестатов и приложений к ним, похвальных грамот и золотых и серебряных медалей выпускникам; п р о с т а в л е н и ю ими п о д п и с е й и даты получения документов;
  • п о с в о е в р е м е н н о м у о т ч е т у перед органами управления образованием о вручении полученных бланков аттестатов и приложений к ним, похвальных грамот и золотых и серебряных медалей выпускникам ОУ № …;
  • по организации вышеперечисленных действий при оформлении д у б л и к а т о в аттестатов в случае письменного обращения выпускников с указанием причин необходимости получения дубликата и подтверждающих эти причины справок.

И всегда помнить о том, что

Письмо Министерства образования РФ от 30 марта 2001 г. № 22-06-415

«О порядке получения, учета, хранения, заполнения и выдачи аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании государственного образца»:

1.4. РУКОВОДИТЕЛЬ несет ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за сохранность этих документов.

Итак, мы с тобой прошли путь от прочтения Положения о государственной (итоговой) аттестации до наступления торжественного вручения аттестатов. И я буду почти спокойна за тебя, если ты сделаешь еще один важный рывок:

Если все позиции, которые мы так подробно описали при изучении этого вопроса, ты включишь в рабочий план организации итоговой аттестации, напротив каждой позиции утвердишь ответственного, определишь сроки и время проведения необходимых действий, а в последней колонке проставишь реальные результаты выполнения, контролируя которые ты будешь добиваться четких и нормативно правильных результатов деятельности:

Вот теперь прими мои поздравления в такой торжественный день, к которому дети, родители и учителя шли долгие годы здесь, в нашей школе…

К этому дню шел и ты, продираясь сквозь непроходимые чащи инструкций… Все это уже позади, и ты понимаешь, что такое можно осилить только РАДИ детей… РАДИ ИХ БУДУЩЕГО…

И теперь, когда отшумел выпускной бал и опустела школа, попрощавшись со своими птенцами, одних отпустив в дальнейшее плавание взрослой жизни, других – на летние каникулы…

: – Все? Закончили? Можно в отпуск?!

Можно! Только при одном условии, что тебе будет дано задание на лето…

: – Какое еще задание, мы же все сделали!..

Да, с точки зрения планирования, организации и контроля мы сделали все,

а как насчет анализа?... – …

Понимаю твое состояние, но и «отпустить с миром» не могу, потому что возможные ошибки и неполадки, возникавшие в ходе организации итоговой аттестации, могли иметь разные причины. И если ты не проанализируешь их сейчас, то очень вероятно повторение этих проблем на следующий год. И надеяться на то, что память через год восстановит остро возникавшие сейчас вопросы, не следует. Поэтому, собрав всю волю в кулак, вооружившись материалами результатов итоговой аттестации и рабочих совещаний по организации этого процесса, выбрав в отпускном времени приятное летнее утро, составь себе для начала просто перечень проблем, с которыми ты столкнулся в этот период деятельности.

Не могу не поделиться с тобой блистательной формулировкой Р. Аккоффа, который в одном выражении смог выразить, с одной стороны, всю гамму чувств, которые испытывает управленец перед началом анализа результатов работы, с другой стороны, дает нам технологическую подсказку организации управленческой деятельности. Он называл эту стадию работы «формулированием «проблемного месива»». Поэтому поначалу не пугайся отсутствию очередности и логики в перечислении позиций, которые ты отнесешь к точкам сбоев в организации.

Получив этот исчерпывающий перечень, задай себе вопрос:

В недостатке организации каких условий кроется причина проблем, возникнувших в итоговой аттестации обучающихся?

И уж если ты решишь довести до конца такую цепочку анализа, то тебе нужно будет в деталях вникнуть в суть «недоделок» в организации каждого условия, планируя при этом необходимые шаги на следующий учебный год.

1. В любом случае необходимо провести ревизию результатов проведенной итоговой аттестации сквозь призму требований нормативно-правового обеспечения:

2. В случае обнаружения проблем финансового обеспечения деятельности ОУ в период организации итоговой аттестации обратиться к анализу причин в таком аспекте:

3. Детальному анализу должны быть подвергнуты все аспекты материально-технического обеспечения и, конечно, в первую очередь, создание условий труда в период организации итоговой аттестации обучающихся:

4. На качество проведения итоговой аттестации серьезным образом влияют аспекты кадрового и программно-технологического обеспечения организации, поэтому «сверка» данных позиций с установленными требованиями тесным образом связана с данными анализа, предоставляемыми руководителю заместителями директора по УВР:

5. Государственная аттестация, являясь итоговой, требует глубокого анализа организации образовательного процесса в ОУ, с одной стороны, показывая себя как результат деятельности ОУ по основному его предназначению, с другой стороны, государственная аттестация проявляется как следствие, раскрывая руководителю основные недоработки в организации учебно-воспитательного процесса в ОУ:

6. Формирование установок в педагогическом коллективе, ученической среде и в среде родителей обучающихся на исполнение нормативных требований и успешность проведения итоговой аттестации является необходимым условием деятельности образовательного учреждения. И по итогам проведенной государственной аттестации необходимо оценить, все ли было сделано в аспектах информирования и убеждения участников итоговой аттестации:

7. Безусловно, качество организации итоговой аттестации зависит от того, насколько своевременно и компетентно «срабатывала» управляющая система ОУ, каждое звено которой, имея определенный функционал в вопросах подготовки и проведения госаттестации, должно нести ответственность за итоги проведения.

Я не смогу подсказать тебе, какие конкретные действия ты должен предпринять для ликвидации возникших в ходе этого периода проблем, однако, дав тебе в руки такой инструмент-щуп, помогаю в обретении технологии точечного попадания в сердцевину проблемной зоны. И надеюсь, что в дальнейшем ты не будешь переносить «месиво проблем» в «месиво решений», а наоборот, сможешь осуществлять четкие и точные действия, воспользовавшись этой технологией, и не только для анализа итоговой аттестации. И проведя такой анализ, ты всегда будешь готов и к разговору с коллегами-администраторами, и с педагогами на августовском педсовете, который, кстати, опять уже не за горами.

Продолжение в № 5

Рейтинг@Mail.ru