Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2006

Опыт

Братство «белых ворон»

Массовая школа не должна быть для ребенка
школой упущенных возможностей

Переизбыток способностей несет не меньше забот, чем их нехватка.
О трудностях, которые осаждают одаренных детей, а заодно с ними родителей, учителей и психологов, окружающие наивно размышляют примерно так: разве талант может осложнять жизнь?! А в это время высокая одаренность ставит бесконечные вопросы: как сохранить психическое и физическое здоровье ученика, который иногда не в состоянии совладать с собственным даром? не жертвует ли ребенок общением с реальным миром, скрываясь в специализированных школах? во вред ли ему денежные премии за победы в состязаниях? какой взрослый нужен рядом?..
В ходе научно-практической конференции*, посвященной проблемам выявления и развития талантливых школьников в системе общего и дополнительного образования, мнения высказывали психологи, методисты, чиновники и школьные управленцы.

«Талантливая» педагогика

Большинство детей с хорошими задатками учатся в массовой школе. Это ничуть не странно, учитывая, что Россия щедра не одними природными ресурсами, но и человеческими тоже. Задача разглядеть интеллектуальный и творческий потенциал школьников и развить его – по силам общеобразовательным школам. Отчасти залог успеха – в понимании педагогическим коллективом ответственности за дальнейшую судьбу ученика, отчасти – в технологиях по выявлению и развитию способностей.

В Юго-Восточном округе Москвы учебные заведения начинают подключаться к этому направлению. Первопроходцем считается школа № 483, впоследствии получившая статус лицея. В лицей тянулись разные дети. Постепенно среди вновь прибывших стали преобладать ученики, намного опережавшие в знании физики и математики местных сверстников. Педагогический коллектив пошел на эксперимент: ради таких детей была пересмотрена лицейская жизнь. С ними приходилось работать по индивидуальной программе; уже тогда педагогический коллектив волновала психологическая поддержка этих учеников и их родителей... В 15, 14 и даже 12 лет вундеркинды с серебряной медалью отправлялись покорять Московский университет.

Перевод столь успешного учебного заведения на уровень городского подчинения не удивляет. «Наверное, это правильно, – ищет объяснение замначальника Юго-Восточного окружного управления образования Валентина Морозова. – Так смогут сконцентрироваться все те новации, которые есть на сегодняшний день. Но другие коллективы остались и активно работают».

В округе разработана программа «Одаренный ребенок», рассчитанная на 2005–2008 годы. И в реализации основных направлений этой программы были определены базовые школы для отработки методики работы с высокомотивированными и одаренными детьми. Эти учреждения оснащены современным оборудованием, в них созданы творческие педагогические коллективы, выполнено одно из условий для успешной работы – открыта хорошая психологическая служба. Кроме того, школы привлекают к работе высшие учебные заведения.


Задача разглядеть интеллектуальный
и творческий потенциал школьников
и развить его – по силам
общеобразовательным школам

Участников конференции принимала в гостях ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1222 с углубленным изучением немецкого языка, комплексно решающая проблемы выявления в массовой школе детей с повышенными способностями. Другой опорной школой стал Центр образования № 1420, который когда-то был школой № 624 и уже тогда приступил к работе с одаренными детьми. Но прежде прошла целенаправленная подготовка педагогических кадров. И теперь педагогами этой школы созданы программы по развитию одаренности у учащихся на уроках химии, физики, биологии, математики, экономики и ино¬странного языка. Вышел сборник «Работа общеобразовательной школы с одаренными детьми. Поиски и находки». Руководит всем ученый совет, куда кроме учителей входят старшеклассники, представители науки и учреждений дополнительного образования.

Существующее здесь школьное научное общество доступно ребятам из других школ: базовые школы сразу задумывались как открытое пространство для всех 12 районов округа.

Базовая по разработке индивидуальных планов – школа № 1936. Вместе с ней работают порядка десяти общеобразовательных учреждений. В школе сформирован класс с углубленным изучением физики. Преподавание начинается с пятого класса, но сначала в объеме, достаточном, чтобы дети получили представление о ее взаимосвязи с другими науками, которые изучаются на уроках. И когда учащиеся подходят к полноценному, серьезному курсу, выявляется большая группа ребят, увлекающихся физикой.

Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями. Однако своим продвижением дети обязаны и блестящему школьному учителю. Благодаря ему вырастают интереснейшие ребята, с ярко выраженной познавательной направленностью, с высоким уровнем интеллектуального развития.

Третий год помогают решать проблемы выявления одаренных детей школы, работающие в режиме полного дня – объединяющие уроки и послеурочное время. «К ним разное отношение у науки и санитарных врачей, – замечает Валентина Морозова, – но то, что мы видим, представляется архиинтересным. Одна такая школа – № 1804. Вторая – многопрофильная школа № 1976. Они, на наш взгляд, технологически и организационно упрощают и систематизируют процесс проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Конечно, когда есть свыше 90 всевозможных направлений деятельности для детей, быстрее будут выявляться художественные способности, спор¬тивная одаренность и т. д. Среди учащихся школы № 1976 немало победителей российских и международных соревнований и конкурсов. В образовательном учреждении крупный психологический блок. Школьникам предлагаются элективные курсы, занятия в группах по интересам...»

Школа № 1143, по мнению Валентины Васильевны, «одна из любопытных экспериментальных площадок, связанная с управлением вариативным образовательным процессом на основе диагностики и мониторинга. В 1143-й внедряется школьная программа «Одаренные дети».

Известно, что важным подспорьем в развитии познавательных способностей ребят, в выработке у них привычки думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к решению проблемы выступают информационные технологии. Учителя школы № 1958 вместе с вузовскими преподавателями разработали всевозможные задания по физике, математике. Задачи выкладываются на сайт, дети, решив их, направляют учителям, которые, кстати, не знают фамилий учеников – имена скрыты под кодовыми номерами.

В базовой школе выпущены электронные пособия для обучающихся на дому.

«Мы прекрасно понимаем, – говорит Валентина Морозова, – что успех проводимой работы зависит от многих факторов. Важно, что собой представляют учителя, поэтому мы обучаем наши педкадры. Ведем работу с родителями. И, конечно, идет психологическое сопровождение всего нарабатываемого педагогическим коллективом».

На зарядке засыпай!

Споры о целесообразности создания специализированных школ для одаренных детей велись и ведутся. А школы открывались и открываются...

В 2003 году заявила о себе школа-интернат «Интеллектуал» (здесь и далее речь идет о школах города Москвы). Из названия явствует, что занимаются в ней с учениками интеллектуально одаренными. Дети принимаются с пятого класса, дополнительный набор ведется во все остальные классы за исключением одиннадцатого.

Процедура отбора детей занимает месяца два с половиной. Первое требование, предъявляемое «Интеллектуалом» потенциальным ученикам, – обученность детей: как говорит директор Евгений Маркелов, «встречается очень одаренный, но совершенно не обученный ребенок».

Вначале проверяется знание математики. Уровня мехмата от ребят не ждут – твердо усвоенная школьная программа вполне устраивает. Далее они получают тест из двадцати вопросов (тест предметный, а не психологический). После этого проводится оценка творческих способностей. Завершается испытание пробной учебой: за неделю уроков и домашних заданий семьи окончательно решают, туда ли отдают своих детей, педагоги «Интеллектуала» – того ли приняли.

А чтобы школа не представала для поступивших ребят чем-то пугающе неизвестным, им настойчиво рекомендуется съездить в экспедицию. Поспав в одной палатке и став друзьями, первого сентября за партами уже встречаются «свои люди».

Интернет и пресса знакомят с «Интеллектуалом» всю страну, но школа имеет городское подчинение, поэтому учатся в ней одни москвичи. Москва – город необъятный, и на дорогу в один конец ученики тратят по два часа. У руководства желание открыть интернат боролось с предубеждением, что подобная форма проживания вряд ли будет пользоваться успехом у полноценных семей. В дискуссию вовлекли психологов. Те уверяли в обратном.


«Мы говорим: пятый класс, седьмой...
А знаете, сколько детей мы теряем в начальной школе?»

Во-первых, меняются родители. Они не те, что были 10–15 лет назад, и – по наметившейся тенденции западного типа – родители легко отделяют своих детей. Во-вторых, в «Интеллектуал» школьники попадают в том возрасте, когда разделение с семьей безопасно. Если говорить метафорически, то возраст до пяти лет – «мама, обними меня покрепче», до десяти – «отпусти увидеть мир», формула подросткового отношения – «отстань». Окончательно убедили: наполняемость классов в 15 человек (согласно уставу школ-интернатов), отсутствие агрессивной уличной рекламы, четко контролируемый Интернет и наличие атмосферы, где дети похожи, имеют общие интересы, что не встречалось во дворе или предыдущей школе. Первыми заявили о намерении отдать детей в интернат семь человек, через неделю – сорок семь, еще через неделю – почти сто процентов.

К слову, полного отделения от семьи не происходит. Жить в стенах «Интеллектуала» – не обязанность: выходные все ученики проводят дома, некоторые и среди учебной недели живут с родителями. Но учителя знают, что самое суровое наказание для их учеников – лишение права находиться в интернате на одну-две недели.

Есть у руководства и ответ на вопрос: как быть детям, выходящим из этого «рая» братской среды и играющим для окружения роль «белых ворон»? «Братство сохраняется, – рассказывает директор Меркулов, – и не искусственно, а поддерживается само. Да дети и не живут закрытой жизнью: за одно лето проходит восемь экспедиций». Кроме того, школы такого типа готовят людей, крепких духом. И эти дети, которые абсолютно не теряются в самых разных ситуациях, в состоянии создавать вокруг себя комфортный им микросоциум, становясь точкой устремления к ним других людей.

В подразделении лицея № 1524 «Сократовская школа» наиболее благоприятным в развитии способностей называют дошкольный и младший школьный возраст и заявляют, что невозможно ограничиваться в работе по программе «Одаренные школьники» работой с подростками.

Детей, поступающих в школу в пять с половиной лет, именуют «сократиками». Приоритетной задачей избрали не их обучение, а развитие личности при сохранении физического и психического здоровья. Одной из особенностей одаренных детей является ненасыщаемая потребность в знаниях. Наблюдения показывают, что они не всегда могут сами регулировать свое состояние, их «ведет». Малыши так погружаются в любимое занятие, что не замечают критических состояний, которые часто проявляются в срывах, психических нарушениях. Зная это, директор Татьяна Хромова пригласила для помощи различных специалистов.

В «Сократовской школе», конечно, есть психолого-педагогическая работа. Но построена она нетрадиционным образом: например, введен учебный курс психологии для «сократиков». Они учатся прислушиваться к себе, вовремя снимать напряженность, вызванную и процессом обучения, и собственными специфическими особенностями.

Медико-психологическое направление – это консилиум, программа по нейропсихологическому сопровождению детей и т. д. Например, врачи посоветовали внести изменения в режим учебного дня. Так, в день по 10–15 минут проводятся разные типы зарядки.

В начале учебного дня – «зарядка-настройка». Детей привозят с разных концов Москвы, в дороге проходит более часа, и учеников настраивают на учебный процесс, развивают такие качества, как собранность, организованность, они быстрее готовы к занятиям.

После третьего урока настает черед «зарядки-поддержки». Используются упражнения, направленные на улучшение мозгового кровообращения, снятие телесных напряжений... Это не релаксация, а комплекс упражнений, который построен с учетом спадов и подъемов умственной работоспособности и нужен для оптимального функционального состояния ребенка.

И, наконец, «зарядка-разрядка» – включается приятная музыка, делаются дыхательные упражнения. Медики видят явный прогресс: ярко одареная девочка не могла закрывать глаза во время релаксации из-за функциональных особенностей, а по прошествии небольшого времени научилась расслабляться и засыпать.

Государственную школу для одаренных детей № 1199 «Лига Школ» в шутку называют самой дешевой школой Москвы: 57 учеников даже мебели много не требуют. Но директор Сергей Бебчук напоминает о непредсказуемости образовательных потребностей неординарных учеников – реагировать на запросы стоит недешево. К тому же новое финансирование с 1 января создало невообразимый дефицит...

В школе каждый ученик одновременно углубленно изучает математические, естественно-научные и художественные дисциплины. Преподаватели дорожат непохожестью детей, воспитывают их независимыми и любопытными. У Бебчука хорошо всем: общительным, замкнутым, азартным, медлительным и рыжим. «Взрослым, конечно, проще, когда дети, которые нас удивляют, отобраны в специальную школу, – рассуждает директор. – В общеобразовательной школе при тридцати учениках в классе учителю не хватит профессионального умения двум одаренным детям без конца отвечать на нетривиальные вопросы и не забывать об оставшихся двадцати восьми».

В «Лиге Школ» преподают специалисты высокого класса: археологи и математики, химики и латинисты, художники и философы, искусствоведы и программисты. За пять лет преподаватели опубликовали свыше 100 научных и научно-популярных работе и более 10 книг и учебников.


«В школах катастрофический дефицит школьников,
с которыми было бы интересно работать»

Половину педагогической нагрузки берут штатные преподаватели, остальную нагрузку – профессионалы из различных организаций. Традиционных классных руководителей в «Лиге Школ» нет. Есть неформальные группы при одном или нескольких преподавателях по интересам и взаимным симпатиям.

«Я всякими хитрыми способами добиваюсь, чтобы пожилые и мудрые в течение дня находились в школе как можно дольше, – откровенничает Сергей Бебчук. – Занятия в киноклубе, простое совместное чаепитие...

Конечно, педагогу за семьдеят, ему пора на пенсию, он может напрочь забыть о педсовете, в каком кабинете у него уроки, но это издержки, надо терпеть: я держу таких людей, составляю расписание, чтобы вставали они не раньше одиннадцати утра. Ведь преподает учитель замечательно! И дети 12–13 лет, отстраняющиеся от родителей, а со сверстниками только ищущие контакт, с человеком намного старше их разговаривают, успокаиваются, как при беседе с попутчиком в поезде».

Достижение поставленных перед школой задач не получится без постоянного творческого участия родителей в процессе учебы и воспитания. Чтобы родителям было легче помнить про это участие, после поступления ребенка в школу родители подписывают памятку-контракт.

Некоторым детям, особенно в первый год, тяжело учиться, поэтому родители должны оказывать ребенку помощь. Желательно, чтобы это была психологическая поддержка, а не «разжевывание» материала.

«В нашу школу никогда не принимают по знакомству, под давлением или за предложение материальных благ, – предупреждают сотрудники «Лиги Школ». – Учиться в «Лиге» крайне тяжело. И если ребенок изо дня в день ощущает себя глупее одноклассников, у него начинают вырабатываться безумные комплексы. Талантливый поступит и без блата».

Мы их теряем...

Андрей КУШНАРЕВ, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СОШ № 89, г. Москва:

– После большой науки я пришел работать в общеобразовательную школу. Конечно, мечтал работать с ограниченным контингентом высокомотивированных детей. Однако, возглавив школьное научное общество, увидел катастрофический дефицит школьников, с которыми было бы интересно работать: три-четыре одиннадцатиклассника. Ограниченное число людей «тянет» на себе почти все олимпиады, марафоны, научные исследования. Мои старшеклас¬сники скоро окончат школу, и возникнет у нас интеллектуальная «яма». Не правда ли, мы наблюдаем падение потеницала учащихся?..

Было бы лучше талантливым детям учиться в специальной школе? Думаю, да. И при этом в закрытой: опыт существования закрытых школ в Англии – положительный. Но что бы тогда делала массовая школа? Отдавать их даже в очень хорошие учебные заведения жалко.

Наталья ШУМАКОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО:

– Мы говорим: пятый класс, седьмой... А знаете, сколько детей мы теряем в начальной школе? Моя позиция практика такова: надо давать поддержку детям начиная с шести лет. Без поддержки одаренность почти никогда не выживает. Хорошо, если семья ведет ребенка в правильном направлении, но семья не всегда оказывает необходимую поддержку.

В школах, в том числе общеобразовательных, нужно давать специальные поддерживающие программы, чтобы развить познавательные запросы, способствовать становлению творческой личности. Сколько возможностей у дополнительного образования! Центры, заочные школы, мощно развивающееся интернет-образование... Тогда не будет дефицита, если некоторые дети уходят. Все равно кто-то будет оставаться. Я работаю в школе «Созвездие». От нас тоже уходят дети. Жалко... Но мы рады, что вырастили их до восьмого-девятого класса и они имели возможность выбора. Остается много детей, с которыми продолжаем работать.


«Когда пройдет лет двадцать, тогда можно будет сказать,
одаренный ли был ребенок»

В издательстве «Просвещение» под моей редакцией вышла книга «Одаренный ребенок: особенности обучения». В ней описана модель поддержки и развития одаренных детей начиная с момента поступления в школу, когда мы смотрим не на до¬стижения, а выявляем повышенные образовательные потребности, до момента завершения обучения.

Ирина НИКОЛАЕВА, методист ОМЦ Юго-Западного округа г. Москвы (в недавнем прошлом директор МОУ «Гимназия», г. Новоуральск):

– Меня волнуют денежные гранты, выдаваемые одаренным детям. Побывав в Америке, я познакомилась с понятием «криминальное мышление», когда человек выделяет себя из окружения. Если мы нашим очень способным ученикам, у которых и так есть проблемы с социализацией, будем выделять деньги, не поспособствуем ли формированию подобного криминального мышления? Может быть, не надо образовательные успехи переводить в денежный эквивалент?

Борис ДАВИДОВИЧ, заместитель директора ГОУ СОШ № 57, г. Москва:

– Ко мне приводят огромное количество детей: «Немедленно протестируйте моего ребенка!» А стоит передо мной обыкновенный мальчик в костюме, белой рубашечке и галстуке. Страшно на таких детей смотреть, а еще страшнее общаться с родителями.

Мы слишком легко бросаемся словом «одаренность». Я сорок лет учил детей, которые могут учиться, но далеко не ко всем отнес бы это слово.

И, ссылаясь на свой опыт, я бы поостерегся говорить «одаренный» применительно к детям до 10–12 лет. «Очень одаренный шестилетний ребенок!» Что он умеет? Он выучил энциклопедию? Никакие победы в олимпиадах, конкурсах не есть результат нашей работы. Когда пройдет лет двадцать, тогда можно будет сказать, удачно ли мы сработали и одаренный ли был ребенок.

Инна АЛЕЙНИКОВА

*Учредители и организаторы конференции – Департамент образования г. Москвы; Юго-Восточное окружное управление образования; Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи; Московское отделение Российского психологического общества; МИОО; МГППУ; НИИ инновационных стратегий развития общего образования и ГОУ СОШ № 1222.

Рейтинг@Mail.ru