Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2006

Партнерство

Совершенствуемся вместе!

Директора школ – народ неугомонный. В этом наша редакция убеждалась неоднократно. Мы даже установили некоторую закономерность: чем успешнее школа, чем интереснее ее жизнь и чем больше загружены директор и педагогический коллектив, тем больше новых проектов она придумывает и тем активнее участвует во всевозможных конкурсах, акциях, семинарах, встречах…

Справедливость наших наблюдений в очередной раз подтвердило учреждение осенью прошлого года Ассоциации лучших школ. Решение о ее организации приняли тогда победители конкурса «Лучшие школы России» из Агинского Бурятского округа, Республики Кабардино-Балкарии, Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской, Иркутской, Кировской, Оренбургской, Ростовской, Томской и других областей. Словом, ассоциация нынче насчитывает 60 человек из 19 регионов России.


Вот такой морозной и солнечной погодой
Оренбург встречал гостей

Разумеется, появление общественно-педагогического объединения образовательных учреждений, готового войти в конструктивный диалог с государственными и общественными организациями, весьма актуально. Тогда же осенью директора школ, решившие создать ассоциацию, заявили, что «объединились для того, чтобы активно участвовать в реализации образовательной политики, помогать школам в предъявлении лучшего опыта обществу, реализовывать совместные проекты, способные сплотить педагогическое сообщество и помогать друг другу совершенствоваться».

И это при том, что у каждого руководителя, вошедшего в ассоциацию, за спиной – своя школа, которую директора в буквальном смысле слова подняли своими руками, ради которой вдохновляли своих педагогов, учились работать в нынешних непростых финансовых условиях и делали все, чтобы детям в их школе было интересно. «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования? Лучше приспособить эту систему к ребенку!» – Эту мысль писателя и философа Жан Жака Руссо напомнил в беседе со мной директор школы № 2 поселка Могойтуй Юрий Шагдаров. По его словам, директора, объ¬единившиеся в ассоциацию, согласны с этим тезисом и потому в их школах забота о насыщенной и яркой жизни учащихся, о дружеском общении с учениками и педагогами других школ стоит на первом месте. Объединившись, руководители школ надеются, что сумеют поделиться своим успешным опытом с другими учебными заведениями России и повлиять на решения, принимаемые властными структурами в области образования.


Директора школ готовятся к заседанию в гимназии № 4

Пока же за пять месяцев существования ассоциации было проведено три заседания правления, последнее из которых состоялось в Оренбурге. Здесь организация пополнилась новыми участниками – образовательными учреждениями Оренбургской области, для чего было подписано соглашение между ассоциацией и администрацией области. По словам заместителя губернатора по социальным вопросам Нины Пивоваровой, тот факт, что образование отнесено к национальным приоритетам, заставит активнее продвигать в регионах новые идеи и проекты в системе образования. «Мы в Оренбургской области хотим как можно быстрее изменить именно содержательную составляющую образования, – подчеркнула она. – Поддерживая все разумные инновации, мы надеемся, что наше сотрудничество с Ассоциацией лучших школ поможет улучшить качество образования в области и будет стимулировать наших директоров к созданию и поиску интересных проектов в своих школах».

Принимала гостей в Оренбурге гимназия № 4, ставшая год назад лауреатом конкурса «Лучшие школы России». Ее директор Татьяна Шамардина – член правления ассоциации. Руководя гимназией и сотрудничая с Оренбурггазпромом, она являет собой пример продуктивного социального партнерства образования и бизнеса. (Рассказ о гимназии читайте в следующем номере газеты.) В ознаменование создания регионального филиала, в который вошли 35 школ, на территории этой гимназии был поднят бело-золотой флаг ассоциации. Здесь же был принят и план работы ассоциации на 2006 год.

… Надежда на то, что ассоциация станет именно той силой, которая сможет оказывать влияние на властные структуры, очень греет. За последний год разговоров о подобном объединении было слышно множество. Получится воплотить эту идею до конца или же директора «сломаются» под тяжестью взятых на себя обязательств – покажет время. Но то, что обществу сейчас как никогда нужно показывать успешные школы, демонстрировать, как могут работать деньги, вложенные в систему образования, и как они могут влиять на образование детей, их кругозор, воспитанность и порядочность, очевидно. Будем надеяться, что показать все это у ассоциации получится.

Яна САРТАН,
Москва – Оренбург – Москва

Директора лучших школ создали ассоциацию для того, чтобы:

  • становиться еще лучше, давать качественное образование и создавать лучшие условия для обучения своим ученикам;
  • помогать другим школам становиться лучше, делиться с ними опытом, искать пути совершенствования всей образовательной системы;
  • построить сильное, авторитетное профессиональное сообщество школьного образования – надежного партнера всех, кто заинтересован в развитии школы;
  • институализировать Школу, вернув ее в исконный культурный и общественно-политический контекст;
  • сохранить единое образовательное пространство страны через общение, профессиональные контакты, взаимопроникновение идей, синергетику;
  • сформировать новые традиции, профессиональный этический кодекс, создавать образовательную моду.


Мнение


О надеждах и планах рассказывает президент Ассоциации лучших школ России, директор Губернаторского Светленского лицея (Томская область) Александр Сайбединов.

– Александр Геннадьевич, почему появилась Ассоциация лучших школ?

– Видите ли, те, кто на сегодняшний день вступил в ассоциацию, верят: у школ сегодня громадный ресурс и, объединившись, эти школы займут в какой-то степени лидерскую позицию в системе образования страны.

Сегодня в России нет плохого образования. Есть образование забытое. Мы видим причину этого в том, что школа перестала быть гражданским институтом. Ведь с чего начиналась школа? Учитель приходил к людям, вокруг него собирались дети – и появлялась школа. А позже система образования стала одним из механизмов в государственной машине. И проблемы сегодня возникают не столько от того, что «пробуксовывает» образование, а от того, что пробуксовывает именно государственная машина. Если бы образование не было так связано с государством, школам было бы легче решать свои вопросы.

А многолетнее, по сути иждивенческое, существование системы образования привело к «высыханию» учителя, задачей которого было перенести пакет со знаниями из точки А в точку Б. Сегодня эту функцию более чем успешно выполняет любой компьютер. Школа не нуждается в учителе – передатчике знаний. Роль учителя меняется на глазах. Это надо понимать и одновременно помнить, что образование для общества всегда было ценным именно тем, что оно напрямую связано с качественно иным уровнем жизни. Понимая это, мы надеемся, что сможем предложить свои варианты изменений в образовании.

– В чем состоит задача ассоциации?

– Мы хотим вернуть школе уважение к себе. К сожалению, зачастую СМИ тиражируют «жареные» факты о школе, преподносят их как характерные для состояния современной школы. Необходимо менять мнение о школе в обществе и учиться вести продуктивный диалог с государством.

Мы ни в коем случае не считаем ассоциацию панацеей от всех бед. Наша организация – лишь механизм, с помощью которого возможно распространение положительного опыта успешных школ. Для нас важен содержательный ресурс, и мы будем на его основе предлагать свои пути совершенствования системы образования.

– В таком случае что, на ваш взгляд, сегодня должна делать школа?

– Школа должна помогать становлению личности человека, наполнить жизнь человека смыслом, вооружить его нравственными ценностями. А знания, навыки и прочее – это сопутствующий процесс, не более того.

То, что подъезды у нас разрисованы, лифты разбиты и многое другое – все это делают дети, воспитанные нашей школой. Да, звучит цинично, но эти дети – продукт нашей деятельности. И, сдавая ЕГЭ на «отлично», они покидают школу без какого-либо внутреннего багажа и личной порядочности. Вспомните: когда вы встречаетесь впервые с человеком, вам важно, какие оценки он получал в школе или его глаза и то, что у него в душе? Ведь в жизни мы руководствуемся именно этими ощущениями. Но в этом смысле школа ничего не дает.

Когда я слышу, что ученик должен быть успешным, меня это пугает. Пугает узкое понимание школы. Ее выпускник должен быть человечным. И успех его в первую очередь не в том, возглавит он нефтяную компанию или нет. Может быть, весь его успех как человека будет в том, что он закроет эту компанию, чтобы не уничтожать рыб в Каспийском море…

– Каковы планы ассоциации на ближайший год?

– Прежде всего мы сосредоточимся на открытии региональных филиалов. Чтобы нас воспринимали действительно как общественное движение, это движение должно идти снизу. Ведь сама идея Ассоциации лучших школ родилась не во властных структурах и министерских кабинетах. К этому пришли сами директора школ, участвовавшие в конкурсе «Лучшие школы России». В этом году планируем открыть региональные отделения в Ростовской и Иркутской областях, в Бурятии. Следующий шаг – работа этих отделений на местах. Мы уверены, что для решения важных образовательных вопросов нужны профессиональные консультации. И надеемся, что предложения и проекты педагогических коллективов лучших школ страны будут востребованы. Надеемся, что нам удастся поделиться своим опытом с коллегами и привлечь к своей работе успешные, развивающиеся школы.

Рейтинг@Mail.ru