Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2006

Опыт

Успешная школа: парниковый эффект
или подготовка к жизни?

Ровные ряды коттеджей, тщательно вычищенные дорожки для пешеходов, ярко-красные крыши спортивного комплекса и ледового дворца – поселок Ростоши, один из районов Оренбурга, выглядит по-европейски уютным и подтянутым.
Дополняет картину аккуратное трехэтажное здание гимназии №4. Светлый просторный холл напоминает холлы солидных компаний: здесь нет ничего лишнего и вместе с тем чувствуется одновременно теплая и деловая атмосфера. Что же дальше, за этим офисным вестибюлем?

А дальше – участие во Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений и получение диплома второй степени, лауреатство в конкурсе «Педагогические инновации» за философско-культурологическую концепцию «Социализация и творческое развитие личности», победа в областном конкурсе «Школа Оренбуржья» в номинации «Освоение и распространение в системе образования новых педагогических технологий»… И, конечно, здесь очень гордятся тем, что в прошлом году гимназия вошла в финал конкурса «Лучшие школы России» и стала его лауреатом.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Мегамех". Большой выбор шуб и жилеток из кролика, лисы, песца, норки, меховые шапки, наушники, брелки и помпоны, палантины, парки с натуральным мехом, кожаные куртки. Услуга пошива меховых изделий, самовывоз в городе Кривой Рог, доставка по Украине, в Россию и страны СНГ, доступные цены. Посмотреть каталог товаров и оформить заказ Вы сможете по ссылке: https://megameh.com/shuby_iz_lisy.html.

Узнав о том, что учредителем гимназии является ОАО «Оренбурггаз¬пром», разводят руками: «Ну все понятно! Денег прорва, директору не надо ни о чем заботиться! Знай себе учи детей!» Но, пообщавшись с директором и его заместителями, я в очередной раз пришла к выводу: мало иметь только деньги. Как сделать так, чтобы деньги работали на учеников и имидж школы? Как устроить образовательный процесс в соответствии с нынешними тенденциями в образовании? Как вдохновить педагогический коллектив на работу не «от звонка до звонка», а на постоянный творческий поиск?

Семь лет существования гимназии убедительно доказывают, что кроме финансового фундамента причина успеха – в потрясающей работоспособности педагогического коллектива, который удалось собрать в стенах школы. С энтузиазмом воспринимая все новое, здесь с удовольствием взялись, в частности, за отработку модели организации профильного обучения в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Профильное обучение в рамках гуманитарной направленности гимназии реализуется сейчас по трем профилям: экономический, гуманитарный и географический. А за основу был взят примерный базисный план варианта 3-а, предлагаемый в рамках федерального эксперимента.

Почему столь охотно откликнулись на работу в рамках эксперимента? Как говорят педагоги, с первого дня открытия гимназии их коллектив выбрал курс на профильное обучение и сформировал три профиля по типу и опыту первой гимназии, которая была на тот момент в Оренбурге. Хотя массу вещей пришлось переделывать, что называется, «под себя». Ведь в гимназии № 4 нет конкурсного отбора детей, она обязана брать к себе всех детей поселка Ростоши. Была проведена большая работа по адаптации тех программ, которые предназначены для профильного обучения, так как приходилось ориентироваться на общий уровень подготовки учащихся. На этой волне тот эксперимент по профильному обучению, который начался, очень помог, потому что стало окончательно ясно, что профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов – это совершенно разные вещи. Переработав программы, составив новые, педагоги по истечении пяти лет эксперимента с уверенностью говорят о том, что он оказался не просто интересным, но и успешным, так как в итоге у гимнзаии появилась своя модель профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Ее отличие от других наработок прежде всего в том, что гимназия фактически предлагает начинать профильное обучение уже с 8–9-х классов, а не с 10-го, как это отмечено в экспериментальном плане профильного обучения. После 7-го класса гимназисты здесь сдают экзамены и распределяются в группы по интересам. Профилем это еще не называется, так как особой разницы в базисном плане 8–9-х классов в гимназии по сравнению с общеобразовательной школой нет. Но за счет дополнительных развивающих занятий по соответствующим направлениям и за счет того, что в классах собраны дети, интересующиеся конкретным направлением учебной деятельности, обучение происходит гораздо интенсивнее и углубленнее.

Допустим, на том же гуманитарном профиле собираются ребята, способные к языкам, интересующиеся историей, литературой, готовые в принципе «взять» больше, чем предлагает стандартная учебная программа. И это позволяет иначе строить уроки, давать больший объем знаний. Но в любом случае, если ребенок в течение 8-го класса почувствует, что выбрал не тот профиль, он имеет право перейти на другой.

Помогает гимназистам в выборе и богатая палитра элективных курсов, разработанная как педагогами школы, так и вузовскими преподавателями. Те элективы, которые уже есть, одобрены кафедрами педагогических вузов, часть из них имеют лицензию. Часть курсов читается в течение учебного года, часть – в ходе профильной практики, речь о которой пойдет ниже.

Рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Надежда ГОРОХОВА:

– В ходе работы в эксперименте мы нашли хороший ход – сдачу экзаменов по семестрам. Мы хотели добиться того, чтобы знания, получаемые ребятами, были качественными, и сейчас по опыту можем сказать, что сессия дает в этом смысле положительный результат. Ребенок систематизирует знания, обобщает их и в итоге гораздо лучше ориентируется в той или иной области.


Надежда ГОРОХОВА

Другая, на наш взгляд, важная вещь, к которой мы пришли, – это организация в рамках модели профильного обучения системы развивающих занятий. Постановлением городского совета гимназиям города выделяются на это дополнительные часы. Эти занятия проводятся во второй половине дня, после основных уроков. Чаще всего дети, выбравшие тот или иной профиль, охотно посещают и все развивающие занятия по своему направлению.

Вместе с тем замечу, что эта система касается не только профильной школы. Такие занятия идут с первого класса. И нам удалось выдержать линию связи «развивающие занятия – предмет», чтобы они не выглядели в гимназии инородным телом. Приведу пример. Допустим, я как учитель математики непременно включаю материалы развивающих занятий в урочную деятельность, дополняя классический урок заданиями более высокого уровня для тех, кто успешен у меня во второй половине дня. Таким образом, я строю следующий свой урок исходя из того, кто и как занимался в дополнительные часы. Это позволяет индивидуализировать обучение внутри класса.

Еще один аспект, к которому мы пришли, – дифференциация в профильном обучении может проходить на разных уровнях: на уровне класса, на уровне профиля, на уровне ученика. То есть ученик выбрал какой-то профиль, но, в силу своих способностей и своего интереса, один учащийся работает на более высоком уровне, другой – на более низком. И этот выбор любой наш учитель обязан предоставить детям, предусматривая широчайший спектр заданий.

Одна из главных особенностей нашей профильной модели – обязательная летняя профильная практика. Раньше на проведение подобной практики реакция была негативной: нарушение закона, сокращение длительности летних каникул. Сейчас, к счастью, в нормативных документах уже начали фиксировать такие вещи.

Мы проводим профильную практику примерно в течение двух-трех недель в зависимости от того, какой класс в ней участвует – 8, 9 или 10-й. Для географического профиля предусмотрены полевые экспедиции, работа в заповедниках, химических лабораториях, географические экскурсии, составление гербариев. Гуманитарный профиль – это архивная работа, музейная практика, этнографические экспедиции. Наши ребята собрали превосходный материал в одной из таких экспедиций по селам Оренбургского района. Экономический профиль – это в первую очередь попытки составления бизнес-планов и бизнес-проектов под руководством профессоров нашего университета.

По итогам практики ребята непременно оформляют свои отчеты, которые впоследствии, как правило, становятся частью исследовательских проектов. Таким образом, профильная практика тесно связана с исследовательскими и проектными работами. Серьезно помогают преподаватели вузов, работающие с нашими учащимися и на практике, и в период подготовки исследовательских проектов.

Кстати, возраст наших «исследователей» молодеет: в этом году в гимназической конференции приняли участие ребята 3–4-х классов.

Разумеется, жизнь гимназии состоит не только из работы в рамках профильного обучения. Приходится решать и другие вопросы, во многом такие же, как и в других школах. Например, сейчас 3–4-е классы учатся во вторую смену. Поселок Ростоши разрастается, а следовательно, увеличивается количество маленьких детей. Администрация гимназии совместно с учредителями уже разработала проект строительства второго корпуса гимназии для начальной школы. Работы начнутся уже этой весной. Предполагается, что там будут спальные и игровые комнаты для самых маленьких учеников. Подрядчики уверяют, что за полтора года здание будет построено.

Пополнение материально-технической базы также предмет постоянной заботы учителей. Достать, к примеру, химические реактивы непросто. И хотя деньги на это есть, появляются другие «рамки»: надо заранее находить то, что нужно для процесса обучения, своевременно выписать счет, вовремя оформить все бумаги. Это требует от педагогов аккуратности и особой дисциплины.

Отдельный предмет заботы администрации гимназии – повышение квалификации учителей. Традиционные курсы, поездки на конференции, участие в конкурсах – всему этому, безусловно, уделяется внимание. Но не менее важным в гимназии считают внутреннюю работу. Буквально с этого года введена особая система подготовки к педсовету. К такому совещанию теперь готовится не группа из 2–3-х человек, а весь коллектив. До педсовета проводится научно-методический семинар в рамках той проблемы, которой будет посвящен педсовет. На нем происходит знакомство с сутью вопроса, тем опытом, который есть в этой области. А уже на педсовете мы думаем о том, что сами можем сделать для решения проблемы, какие пути наметить. Один из последних педсоветов был посвящен теме «Антропологические проблемы современного урока. Пути их решения». Что такое антропология, что означает «педагогическая антропология», насколько нужна сегодня эта тема, какой опыт в каких школах на эту тему имеется – вот только часть вопросов, ответы на которые искали учителя.

Общаясь с Надеждой Васильевной, я не могла не спросить о том, как чувствуют себя их ученики, выходя за ворота гимназии. Ведь живя в модном поселке, общаясь с одноклассниками из таких же успешных и благополучных семей, как их собственные, дети рискуют попасть в опасный «парниковый эффект». В «их» мире – сплошное благополучие, а за пределами гимназии может быть всякое. Но, судя по всему, этой проблемы здесь нет. Педагоги, со своей стороны, стараются сделать так, чтобы их воспитанники как можно чаще выезжали на всевозможные конференции, конкурсы, олимпиады. Ведь там помимо собственных выступлений гимназисты имеют возможность неограниченного общения со сверстниками из разных городов.

«Наши дети знают, что имеют в жизни, возможно, чуть больше, чем другие дети, что им повезло, – считает Надежда Васильевна. – Они могут путешествовать с родителями, видеть жизнь в ее лучших проявлениях. Но в то же время все наши дети знают, что, для того чтобы добиться в жизни успеха, им надо серьезно работать в гимназии. Да, у нас значительные нагрузки, мы многое требуем, но именно благодаря этому у учащихся воспитываются те качества, которые так нужны в современном мире.

Приведу один пример. Недавно к нам заходила наша выпускница, которая теперь учится в Плехановской академии в Москве. По ее словам, когда у нас в гимназии она сидела на этих самых разивающих занятиях во второй половине дня, ей казалось, что сил никаких уже нет, что она просто падает от усталости, а сейчас она спокойно выдерживает четвертую «пару» в академии в отличие от многих сокурсников, устающих к середине дня. Так что, как видите, есть в наших нагрузках не только минусы, но и плюсы!»

Подготовила Яна САРТАН,
Москва – Оренбург – Москва

Деловой костюм, уложенные волосы, живой взгляд ярких, блестящих глаз и непрерывное движение – это директор гимназии Татьяна ШАМАРДИНА. Кажется, что каждую минуту она что-то спрашивает, поручает, волнуется, советуется, принимает решение, спешит…

– Татьяна Владиленовна, чем отличается ваша работа директора успешной школы, в которой есть все, от работы ваших коллег, каждый день думающих о том, где раздобыть деньги?

– Я, возможно, разочарую кого-то, но управлять такой гимназией, как наша, не легко. Хотя бы потому, что ни деньги, ни доски не приходят сами, их нужно заработать результатами – реализованными социальными проектами, высоким качеством обучения и воспитания, рейтингом, имиджем. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Сегодня все имеет свою цену.

Залогом нашего развития и перспектив являются материальная база, обеспечивающая безопасность жизнедеятельности детей, и современный информационно-технологический уровень обучения; творческий, профессионально-компетентный и, главное, увлеченный педагогический коллектив; социальное партнерство.

И для любого директора сегодня мне кажется важным процесс преодоления противоречий между государственно-общественным управлением и административной регламентацией, между традиционализмом педагогической деятельности и открытостью новым идеям и веяниям.

– Поделитесь, пожалуйста, своим рецептом успешного управления школой.

– Уверена, что непременное условие развития успешной школы – постоянный поиск резервов, нестандартных моделей роста, определение новых стратегических линий, перспектив, постановка новых, еще более трудных задач. Как только коллектив «успокоится», посчитав, что все рубежи взяты, вершины достигнуты, трудности преодолены, сразу же начнется стремительный спуск вниз.

Универсальный принцип развития всякой системы, а образовательной системы в особенности, требует изменения, перехода из одного качественного состояния к другому, более высокому, иначе наступает бесконечное повторение пройденного или движение по кругу, и тогда неизбежны застой и утрата определяющих линий развития.

Думаю, что для управленца важно:

  • уметь выделять в процессах развития гимназии первоочередное и последующее;
  • выстраивать многоуровневую систему управления, основанную на сочетании различных типов отношений: личностных и профессиональных, материальных и идейных (смыслы, цели, ценности деятельности), административных и человеческих.

Вот почему, строя свою управленческую политику, я выхожу на один из главных принципов развития управленческих систем – «принцип Эшби». Согласно этому принципу «необходимого разнообразия», для активного воздействия на управляемую систему управляющая составляющая должна обладать не меньшим, а большим разнообразием состояний, которые предполагают умение определять приоритетные цели, смыслы, стратегии, ценности развития с сохранением состояний вневременных и определяющих, в основе которых – безусловная ценность человека.

– А что главное в отношениях директора с педагогическим коллективом?

– На мой взгляд – формирование рефлексивного стиля мышления директора и всей управленческой команды. Это необходимо для того, чтобы все понимали: подчас легче взять высоту, чем удержать ее.

Могу сказать, что «три кита» моего директорства – это уважение, доверие (делегирование полномочий), успех. А менеджмент я использую не как систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды, а как ресурс развития горизонтальной организационной системы.

Стараюсь в последнее время перейти на стратегию «поддерживающего» управления школой – «незримое» управление в контексте синергетического подхода. И вижу свою роль в том, чтобы, заметив порог неустойчивости развития любого участника образовательного процесса, поддержать его, помочь преодолеть колебания и достичь более высокого уровня.

– О чем мечтает руководитель успешной школы?

– Мне хочется видеть глубокую «поглощенность» участников образовательного процесса – учеников, родителей, представителей общественных организаций, учителей – не столько результатом, сколько самим ходом его достижения. И мечтаю всегда испытывать счастье от возможности просто быть учителем, быть руководителем и заряжать положительной энергией всех, с кем я работаю и общаюсь.

Рейтинг@Mail.ru