Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2006

Технологии

Образовательные путешествия:
тьютор + ученик = результат

Как разнообразить жизнь учащегося и учителя в школе? Что можно предложить и придумать для того, чтобы и базисный учебный план соблюсти, и процесс обучения для ребенка сделать не скучным, а захватывающим?
Мы думаем, что в ваших школах, уважаемые директора, конечно же, есть опыт, развивающийся именно в таких рамках. Тем не менее предлагаем добавить в ваш портфель еще один вариант, который можно взять на вооружение. Используя технологии тьюторского сопровождения, в средней школе № 24 города Брянска создали КОП.

Что такое КОП? Ответ на этот вопрос предполагает синтез семантики всех трех слов, входящих в название этого новообразования в условиях массовой средней школы.

Во-первых, «клуб» – это некое объединение по интересам с условием добровольного посещения. Но если традиционно мы привыкли к тому, что интерес у всех членов клуба один и на этой почве происходит единение, то в КОПе у каждого в основном свой собственный познавательный интерес, наличие которого – обязательное условие для участия в экспедиции. Тогда что же объединяет ребят? А объединяет именно экспедиция, точнее – общий маршрут, включающий в себя те объекты, которые заявлены заранее. Причем само понятие «объект» здесь имеет весьма прямое значение: это то, что существует объективно (цирк, администрация города, пожарная вышка, школа и т.д.). Изучать все это можно совершенно с разных позиций, в зависимости от собственного интереса (архитектура, внутренний дизайн, режим работы, подбор одежды и т.д. и т.п.). И вот здесь-то и появляется понятие «предметности» как некого проводника между объектом и личным образовательным интересом. Получается, что объекты для многих одинаковые, а предметности – разные.

Во-вторых, «образовательный». Это слово в истории имеет следующую цепочку: образ – образовать – образовательный. «Образовательный» – следовательно, «создающий новый образ», новое «я», обогащенное новым опытом, который приобретается отнюдь не пассивным слушанием информации извне (ведь лекции, даже если они произнесены эрудированным экскурсоводом, ненадолго остаются у детей в памяти).

И, в-третьих, путешествие (или экспедиция) тем и отличается от обычной экскурсии, что предполагает наличие изначальной проблемы, чтобы получился конечный результат, реальный продукт, необходимый участнику экспедиции, а часто – и не только ему одному. Таким образом, отправляясь по тому или иному маршруту, учащийся точно (или почти точно) знает цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.). Поэтому вся полученная информация работает на ребенка, а не проходит мимо.

Ну и, наконец, еще один существенный момент. Каждую экспедицию в клубе общеобразовательных путешествий у нас обязательно сопровождают тьюторы, т.е. те взрослые, которые вместе с ребенком проходят путь его образовательного интереса, используя методику вопросов.

Все эти теоретические знания вот уже два года мы реализуем в своей школе на практике. Перед этим наши учителя проучились на курсах при Московской Академии повышения квалификации под руководством Т.М. Ковалевой, и сегодня мы можем говорить о первых результатах, специфике организации и функционирования нашего клуба в условиях обычной массовой школы, расположенной на окраине города. Немаловажен и тот факт, что к моменту возникновения КОПа в школе уже год существовал институт тьюторского сопровождения на базе классов ФЭП. Из него и выделилась группа тьюторов, ставших координаторами клуба.

Первый вопрос, которым мы задались: как набрать детей в КОП? Повесить объявление для всех желающих? Сомнения были всякие. С одной стороны, само понятие «образовательный туризм» – относительно новое, незнакомое, следовательно, желающих, учитывая инертность, присущую российскому менталитету, может и не быть. С другой – путешествовать любят в принципе почти все дети, а принять всех желающих нет кадровой возможности, т.к. число тьюторов ограничено.

В связи с этим на первом проектировочном сборе было вынесено решение: провести презентацию КОПа и пригласить на нее один пятый и два седьмых класса. Такой выбор был обусловлен следующими причинами. Пятый класс присутствовал в прошлом учебном году на презентации проектов, выполненных ребятами, участвующими в программе «Индивидуальное тьюторское сопровождение», а седьмые и были теми самыми участниками. Таким образом, представление о тьюторстве имели и те, и другие.

Презентация же КОПа проходила по следующему плану. Была организована общая беседа с залом, в ходе которой мы занимались поиском отличий в значениях «экскурсия» и «экспедиция», определяли, что приносит больше пользы и почему. Затем было представление тьюторов и разделение на группы (первый раз очень формально – на каждого тьютора примерно по 10 человек). После этого состоялась работа в группах по поиску индивидуального образовательного интереса с помощью знакового метода (мини-сочинения «История моего интереса»). Причем если для седьмого класса достаточно было только определить тему, то пятому потребовались вспомогательные вопросы такого содержания:

  • Чем ты любишь заниматься в свободное время? Что хотел бы узнать, попробовать и т.д.?
  • Как и когда этот интерес возник?
  • Чего бы хотел в будущем в этой области?

Этот этап – самый важный и требует кропотливой, вдумчивой работы тьютора. Так как здесь необходимо за большим количеством внешнего, проходящего увидеть истинный интерес, и если это получится, дальнейший путь будет успешным. Если же тьютор здесь ошибется, надавит с учительской, взрослой позиции, вполне вероятно, что с середины пути придется возвращаться назад.

Например, один из пятиклассников заявляет, что уже давно пишет книгу о приключениях на различных планетах. В данной ситуации выделяются, на первый взгляд, два возможных варианта: космос, жизнь на других планетах или написание книги само по себе. Вместе с учащимся тьютор останавливается на написании книги, некоторое время они работают вместе, а потом ученик перестает ходить на встречи с тьютором. Оказывается, он просто «поддался» на один из обозначенных ему вариантов, а потом понял, что это ему не интересно. Пришлось все начинать заново.

Именно поэтому после первичного определения интереса на семинаре тьюторов происходило переформирование групп в соответствии с интересами детей и заявкой самого тьютора. А уже дальше, в ходе индивидуальных встреч, еще раз уточняется интерес с помощью ролевого метода. На этом последнем этапе каждому ребенку предлагалось написать от имени любого литературного героя маленький текст и вместе с тьютором понять, что за вопрос скрыт внутри него. В результате анализа у нас складывались следующие ситуации.

Во-первых, интересы, заявленные в мини-сочинении и выявленные ролевым методом, полностью совпали или дополнили, уточнили друг друга. Например, в мини-сочинении две семиклассницы утверждали, что пишут книгу о приключениях, а на второй встрече они создали небольшой текст от имени своих героинь, причем стало ясно, что главное для девочек – научиться красочно и ярко передавать информацию, т.е. сам процесс написания книги и стал определяющим.

Во-вторых, обозначилась и совершенно противоположная ситуация. Одна из участниц экспедиции заявила изначально о желании изучить историю музыкальных инструментов, а текст в ролевом методе написала от имени падчерицы, которую обижают в семье. В данном случае помогли дополнительные вопросы, которые скорректировали первичный интерес, преобразовав его в следующий: «Влияние музыки на человека. История инструментов и история человечества». Однако возможен и другой выход, когда оба интереса настолько полярны, что необходимо просто выбрать, что важнее на данный момент.

Следующий этап в работе КОПа – составление индивидуального образовательного маршрута, т.е. определение тех мест и людей, которые могут хранить нужную информацию. Создавая такой маршрут, ребенок обсуждает с тьютором каждый пункт, определяя, куда пойдет, зачем и что конкретно будет там делать. Приведем два примера таких маршрутов.



Как видно, карта – маршрут реализации индивидуального образовательного интереса – включает в себя объекты исследования как до экспедиции, так и во время нее. Это важно, потому что превращает путешествие в средство удовлетворения личного познавательного интереса и одновременно показывает, что следы его можно найти практически везде.

После того как подготовительный этап закончен, группа под руководством тьютора собирается, чтобы обсудить общий маршрут. При этом на встрече происходит «мини-презентация» своих объектов. Здесь учащимся надо доступно и убедительно изложить суть своего маршрута.

Затем все повторяется, но уже на уровне нескольких групп, каждой из которых теперь надо не только «отстоять» свой путь, но и определить место в нем другим членам экскурсии. Этот момент очень важен. Он формирует умение определить, во-первых, главное для себя; во-вторых, найти способ заинтересовать других, установить контакт с группой, т.е. по сути получить один из первых опытов формирования активной позиции.

На практике это выглядит так. Для участия в первой экспедиции в нашей школе были заявлены следующие группы и образовательные маршруты:

  1. Историки-археологи (раскопки – краеведческий музей).
  2. Писатели (союз писателей – поэтический клуб «Пегас»).
  3. Спортсмены ( стадион «Динамо»).
  4. Модельеры, дизайнеры и артисты (Культпросвет¬училище – цирк – театр).
  5. Любители животных (цирк).

Следуя традиционным путем, мы должны были объединить их всех в один маршрут. Однако, используя транспортный резерв школы (микроавтобус на 12 мест), мы распределили всех участников, согласовав предварительно с ними, на три маршрута.

  1. Культпросветучилище – цирк – школа (дизайнеры, артисты, модельеры).
  2. Союз писателей – краеведческий музей – школа (писатели, историки).
  3. Цирк – школа (зоологи).

При этом расписание поездок было выстроено так, что автобус успевал развозить группы к месту назначения, курсируя между ними. И у каждой группы было время обсудить результаты экспедиции и примерные варианты конечных продуктов.

Упомяну и еще об одном существенном моменте. Столь необходимые нам спортсмены не смогли принять ребят на стадионе (там в это врем шел ремонт), поэтому вся команда приехала в школу. Эта встреча и стала заключительным моментом для всех желающих всех трех маршрутов.

После дня экспедиций некоторое время ушло на проектное оформление собранного материала. Итогом стала презентация результатов путешествия в актовом зале, с приглашением всех желающих.

Подобные экспедиции планируются у нас примерно один раз в полугодие и могут варьироваться в зависимости от заявленных интересов. Этим, кстати, и отличается работа клуба (изначально место экспедиции не дается, а определяется по интересам участников).

В нынешнем учебном году благодаря такой мобильности у нас появилась еще одна перспектива. Так как в школе полным ходом развивается социальное и учебное проектирование, для подготовки проекта часто необходимо посещение различных мест, куда затруднительно бывает попасть одному (администрация, милиция и т.д.). Теперь возможно принять участие в экспедиции, и нужный учащемуся объект может быть включен в общий маршрут.

В следующем учебном году планируется, таким образом, осуществление экспедиций по заявкам проектировщиков; кроме того, летом при школьном лагере «Интеллектуал» вполне вероятны подобные экскурсии.

Возможен, однако, и другой вариант работы КОПа. В любой школе обычно проектируются поездки (экскурсии) в те или иные места, предлагаемые экскурсионным бюро. В рамках же программы тьюторского сопровождения каждый класс, отправляющийся в такую поездку, проходит через три занятия с тьютором. Два из них проводятся до экскурсии, а третье – после нее, поэтому у каждого участника экскурсии есть возможность сформулировать свой интерес в общем направлении, продумать шаги его реализации и область дальнейшего применения.

Подводя итоги, следует отметить, что Клуб образовательных путешествий – одна из форм поиска и реализации индивидуального познавательного интереса ребенка, которая может быть наполнена самым разнообразным содержанием.

Ольга КРУПЕНИНА,
заместитель директора по УВР, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24», г. Брянск

Публикация произведена при поддержке компании «Инфлот Круиз энд Ферри Украина». Компания «Инфлот Круиз энд Ферри Украина» предоставляет услуги по морскому агентированию и экскурсионному обслуживанию ведущих круизных компаний. Посетив официальный сайт агентства, который располагается по адресу inflottravel.com.ua, Вы найдете исчерпывающую информацию про лучшие круизы из Одессы, а удобная система поиска позволит подобрать подходящий круиз. Воспользовавшись предложением компании «Инфлот Круиз энд Ферри Украина», Вы получите услуги опытных профессионалов, которые помогут открыть удивительный и захватывающий мир морских путешествий.

Рейтинг@Mail.ru