Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2006

Книжная полка

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: Учебно-методическое пособие для учителей

СПб.: КАРО, 2005

Словосочетания «профильное обучение», «предпрофильная подготовка», «элективные курсы», «портфолио ученика» сравнительно недавно вошли в педагогический обиход и потому нуждаются в специальном объяснении. То же самое можно сказать и про понятие «педагогическая диагностика», которое нередко употребляется как синоним «психологической диагностики». Эти понятия действительно сходны по своему значению, но все-таки не тождественны. И педагогическая, и психологическая диагностики направлены на выяснение причин испытываемых детьми трудностей, иногда похожи по своей процедуре, но отличаются содержательно. Если психологическая диагностика (иначе говоря – диагностика психического развития) предполагает выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка, то педагогическая диагностика (или диагностика образовательного процесса) имеет дело с учебно-воспитательным процессом и способствует его оптимизации. В последнее время часто проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика. Данная работа посвящена всестороннему анализу педагогической диагностики – ее основных принципов, методов и месту в деятельности учителя. При этом автор опирается на подход К. Ингенкампа.

Следует обратить внимание, что это учебно-методическое пособие подготовлено издательством наряду с другими по разным аспектам профильного обучения. Поэтому обсуждение проблем ведется сквозь призму профилизации учебного процесса. В связи с этим особое значение принадлежит разделу, посвященному дидактической диагностике, т.к. выявление объема и качества предметных (иначе говоря – профильных) знаний ученика является необходимой составляющей предпрофильного и профильного обучения. По-видимому, неслучайно автор книги неоднократно ссылается на психологические исследования: диагностика интересов и склонностей ученика, определение его готовности к профильному обучению будут успешными лишь при участии психолога.

Одним из самых трудных и одновременно самых важных вопросов является вопрос о том, с чего начать переход к профильному обучению. Автор предлагает алгоритм педагогической диагностики в профильном обучении, который может быть рассмотрен как отправная точка для организации соответствующего процесса в своем учебном учреждении. Такая педагогическая диагностика должна обеспечить проектирование образовательного маршрута ученика, иначе называемого индивидуальной образовательной траекторией (это тоже одно из понятий, требующих разъяснения).

В данное практико-ориентированное издание включены анкеты «Профильная школа» для педагогов, учеников и их родителей, которые могут быть использованы как в авторском, так и в переработанном варианте.

Трудно однозначно сказать, насколько полезным окажется именно это пособие в образовательной практике, но не вызывает сомнения, что без опоры на подобную литературу построение профильной школы вряд ли возможно. Пожалуй, самый главный вывод, который может быть сделан по прочтении этого и подобных ему изданий, – о необходимости научно обоснованного и тщательно организованного перехода к новым условия профильного обучения. Именно поэтому оно может быть рекомендовано не только учителям и директорам школ, но и всем участникам образовательного процесса – освобожденным классным воспитателям, практическим психологам образования.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru