Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2006

Опыт

И физикам, и лирикам

Реализация многопрофильного образования в гимназии

Гимназии представляют собой в системе среднего образования аналоги университетов в высшей школе. Они призваны дать наиболее широкое, всестороннее образование, обеспечивающее устойчивые знания и возможность их постоянного расширения, высокую культуру мышления и поведения, патриотизм и гражданственность.
При этом гимназия не должна игнорировать потребности семей в подготовке выпускников к продолжению образования в вузах по выбранному направлению. В гимназии № 1516 г. Москвы уверены, что достижение целей и задач современного общества в условиях общеобразовательных учреждений может быть продуктивным при многопрофильном гимназическом образовании.

Выступление заместителя директора Натальи Букановой на недавней гимназической конференции в Санкт-Петербурге немало заинтересовало других участников. Масса вопросов, адресованных Наталье Львовне, не оставила сомнений, что в скором времени в российских городах в той или иной степени попробуют воплотить московский опыт.

За более чем десятилетний срок работы в качестве многопрофильной гимназии здесь сложилось определенное представление о гимназии с профильным обучением на третьей ступени, которое было определено в Концепции гимназического образования, подготовленной творческой группой педагогов гимназии и представленной в Департамент образования Москвы.

Единое образовательное пространство гимназии, выстроенное с учетом социального заказа и личностных потребностей учащихся, позволяет избежать перегрузки старшеклассников, связанной с совмещением занятий в школе и обучения на курсах при вузах.

Профильное обучение в гимназии является средством дифференциации и индивидуализации обучения. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями продолжать образование.

Профильное обучение в гимназии направлено на реализацию личностно развивающего обучения, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником оптимальной образовательной траектории.

Профильное обучение реализуется на базе 9–11-х классов.

На старшей ступени формируются навыки научно-исследовательской, проектной деятельности, расширения информационного пространства.

Профильное обучение в гимназии направлено на реализацию следующих задач:

– создать условия для становления целостной личности, владеющей основами научного мировоззрения и творчески мыслящей;
– формировать навыки мыслительной, аналитико-прогностической деятельности учащегося на базе научной лаборатории, вузов, библиотек, музеев и т.д.;
– способствовать самореализации и саморазвитию личности учащихся на основе непрерывного образования «гимназия–вуз»;
– обеспечить условия для овладения общими и специальными знаниями в области выбранного профиля с помощью межпредметной интеграции.

В гимназии профильное обучение предусматривает подготовку старшеклассников по следующим направлениям:

  • гуманитарное,

  • физико-математическое,

  • естественно-научное,

  • экономическое,

  • информационно-технологическое.

В результате творческой работы коллектива в режиме гимназии теперь имеется целостная педагогическая система, ориентированная на учащихся, имеющих повышенную учебную мотивацию. Основой этой системы является непрерывность образования.

При реализации целей и задач профильного обучения считается важным соблюдение следующих условий:

  • На третьей ступени, получая профильное образование, учащиеся должны иметь прежде всего полноценное общее образование;

  • Обучение не должно вести к перегрузке учащихся;

  • Профильное обучение призвано обеспечить вариативность и личностно развивающий характер образования.

В качестве примера Наталья Буканова – замдиректора и одновременно учитель информационных технологий – предложила рассмотреть информационные технологии как одно из средств профильного образования.

– Многопрофильность образования является образовательной стратегией и политикой нашей гимназии. Это не могло не отразиться на современной, постоянно развивающейся прикладной науке «информатика и информационные технологии».

Мы решаем использование ИТ в условиях профильного образования таким образом.

Средняя ступень. Учащиеся 5–9-х классов получают полный базовый курс по информатике и информационным технологиям.

Старшая ступень. На старшей ступени реализуется профильное обучение. Именно здесь создаются условия становления целостной личности, владеющей основами научного мировоззрения и творческого мышления, формируются навыки мыслительной, аналитико-прогностической деятельности на базе научных лабораторий, вузов, библиотек, музеев и т.д. Учащиеся, получив базовые навыки применения ИТ, могут теперь их использовать на благо совершенствования качества профильного образования. Для этого необходимо правильно подобрать изучаемые программные продукты, которые в свою очередь отражали бы специфику изучаемых профильных предметов (см. табл.).

Гуманитарный профиль – интернет-технологии, текстовый редактор и редактор публикаций, презентационные программные продукты, программы работы с библиотеками.

Естественный профиль – интернет-технологии, презентационные программные продукты, текстовый редактор, редактор электронных таблиц.

Экономический профиль – интернет-технологии, презентационные программные продукты, редактор электронных таблиц, системы управления базами данных, информационные правовые системы.

Физико-математический профиль – интернет-технологии, технологии программирования, инженерное конструирование и моделирование, математическая логика.

Информационно-технологический профиль – интернет-технологии, сайтостроение, технологии программирования, инженерное конструирование и моделирование, математическая логика, архитектура и компьютерные сети, графические редакторы.

Технологический профиль – интернет-технологии, презентационные программные продукты, текстовый редактор, компьютерный дизайн, моделирование.

В результате такого варианта изучения современных программных продуктов (изучать не все ИТ понемногу в каждом классе, а выборочно, для реализации своего профильного образования) мы добиваемся самоактуализации личности учащегося. Он владеет такими программными продуктами, которые позволяют ему чувствовать себя абсолютно адекватным современному обществу, формируется тот тип мышления, который необходим для воспитания специалиста выбранного профиля.

При реализации целей и задач профильного образования, при соблюдении условий получения полноценного образования, с учетом вариативности и личностно ориентированного характера образования, в гимназии работают кружки, удовлетворяющие потребности или социальный заказ учащегося. Тем самым учащиеся – независимо от выбранного ими профиля – имеют возможность овладеть теми программными продуктами, которые им интересны и необходимы, но не входят в программу курса информатики данного профиля. Например, учащиеся гуманитарного, или естественного, или экономического профиля могут изучать программирование и математическую логику, а учащиеся технических профилей – осваивать флэш-технологии, не входящие в их курс (см. схему).

Нельзя забывать, что ИТ представляют собой прикладной многофункциональный инструмент, при помощи которого также можно решить такие образовательные задачи, как:

– изучение в профильных классах непрофильных предметов. Биология в физико-математическом классе – выполнение аналитических лабораторных работ при помощи информационных и интернет-технологий;
– более качественное изучение профильных предметов за счет совмещения их с курсом информатики (интеграция курсов). Анатомия (антропологические характеристики человека) и электронные таблицы в информатике. История (например, изучение Малой родины) и поиск информации, обработка графических изображений, создание презентаций в информатике.

Такая практика повышает мотивацию учащегося к обучению, что ведет к более качественному образованию и целостному восприятию мира.

Ежегодно учащиеся профильных классов принимают участие в окружных, городских, межрегиональных и международных исследовательских и научно-практических конференциях, на которые они представляют свои индивидуальные и коллективные проекты. Причем дети имеют возможность при желании выполнять исследовательскую или проектную работу не по тому профилю, который они выбрали. Оформление и представление любого проекта (группового или индивидуального) без применения ИТ невозможно. В таких групповых проектах обязательно пересекаются учащиеся различных профилей, каждый из которых берет на себя ту посильную часть работы, которая ему интересна и без которой весь проект не будет завершен.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru