Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2006

Технологии

Нереальная реальность

Как решить задачу информатизации школы
в четыре действия

Информатизация системы образования рассматривается в настоящее время как одна из актуальных задач и важное направление модернизации системы образования. Об этом много говорят, пишут, рассуждают на самом разном уровне. Для тех, у кого в решении этой задачи еще остались некоторые неизвестные, мы раскроем несколько приемов, которые помогут на практике примерно за три месяца значительно приблизиться к мечте об информатизации образования. Задача решается всего в четыре основных действия и не требует повальной «компьютеризации всей страны».

За последние годы в попытках информатизации системы образования были достигнуты значительные успехи. Расширилось техническое оснащение школ, появились информационные образовательные ресурсы, сформировалась сеть электронных библиотек, баз данных. Выросло количество различных электронных учебников. Широко описаны методы и формы использования ИТ в учебном процессе (в том числе дистанционное обучение, сетевые проекты и др.).

Практически все учителя признают необходимость внедрения ИТ в учебный процесс, согласны с мнениями специалистов о педагогической значимости развития информационно-коммуникативных компетентностей. Практически все родители понимают, что владение ПК и ИТ – одно из условий успешной интеграции школьников в информационное общество.

Но для массовой школы и простого учителя компьютер по-прежнему остается «tabula rasa». Всероссийская программа компьютеризации сельских школ, специальная поставка компьютеров, усилия различных организаций не изменили ситуацию в школах. Существующие курсы при институтах повышения квалификации, интернет-центрах не учитывают реальные педагогические проблемы, не решают задач мотивации учителей к использованию компьютеров в реальной деятельности. Чаще всего после окончания этих курсов теоретические знания забываются, а практические умения не используются. По данным исследователей, лишь 5% педагогов, пройдя обучение в рамках различных курсов, используют ИТ в учебном процессе.

Изучив существующий опыт решения этой задачи, мы предположили, что дело не только и не столько в нехватке техники, на которую часто ссылаются администраторы, и не в отсутствии технологий использования.

Главная проблема в решении задачи состоит в том, что при всех благих побуждениях инициаторов информатизации системы образования школа, по сути дела, выключена из этого процесса. Нас в очередной раз решили «научить есть кашу ложкой, но не дали ложки и на всякий случай завязали глаза». Поэтому только некоторые (самые продвинутые) учителя смогли овладеть этими навыками и только в некоторых школах реально созданы условия для использования ИТ в учебном процессе.

В 2005 году в Центре образования № 18 города Йошкар-Олы Республики Марий Эл началась реализация инициативы по формированию модели внедрения ИТ в учебный процесс. При этом мы стояли на равных позициях с большинством школ России по техническому оснащению, по желанию использовать ИТ, по количеству обученных информационно-коммуникативным технологиям учителей.

Размышляя над тем, как решить эту задачу, мы пришли на первом этапе к следующим выводам.

1. Причины слабого развития ИТ в образовании связаны прежде всего с позицией самого учителя.

Теперь уже становится ясным, что, только получив возможность в реально действующей школе, на реальном оборудовании, на реальном уроке попробовать преимущества мультимедийной техники, учитель захочет и будет объективно мотивирован:

  • к дальнейшему использованию ИТ,

  • приобретению личного ПК,

  • постоянному расширению информационной базы,

  • совершенствованию собственных навыков и профессиональной компетентности.

Реальные мотивы активной позиции учителя могут быть проиллюстрированы следующими соображениями: «Я хочу и буду использовать информационные технологии», но только в том случае, если это

  • будет просто и удобно с технической точки зрения;

  • позволит расширить информационную емкость урока при сохранении оптимального времени на подготовку;

  • даст возможность легко включать в ход урока любые видеоролики, анимацию, демонстрацию опытов, слайдов, презентаций самостоятельно, без помощи специалистов;

  • позволит в любой момент добавлять новый материал в электронный конспект урока, изменять практические задания, сохраняя все старые наработки.

«Итак, я понимаю, мне нужен компьютер как рабочий инструмент для подготовки и ведения урока, я сознательно потрачу время на разработку вариантов его использования, на составление собственных электронных конспектов. При этом я уверен, что это будет работать на меня в течение нескольких лет, сделает мой труд производительным, неутомительным и интересным, к тому же постоянно будет расти моя профессиональная квалификация и повышаться авторитет среди коллег».

Это желание учителя в настоящее время не подкреплено реальной возможностью. У учителя нет места и достаточного оборудования для создания медиауроков, у него нет возможности воспользоваться кабинетами, оснащенными видеопроектором, ПК и др. («Договориться с диспетчером о расписании, найти лаборанта, раздобыть видеопроектор, провода?.. Лучше пойду с мелом и учебником»).

2. Информационные ресурсы в области образования на сегодняшний день не решают методические и практические задачи учебного процесса. Казалось бы, теперь существует множество мультимедийных и электронных учебников, словарей, обучающих программ, авторы которых искренне стремятся помочь учителю и ученику в их желании применить новые технологии. Но при этом каждый автор следует своей логике построения информационного материала и уверен, что именно так действительно удобно и интересно учителю и ученику. Самым востребованным в школе учебным материалом на сегодняшний день становится медиаурок. Разработать современные медиауроки могут только сами учителя. Только они могут определить, какие материалы нужны в учебном процессе и как они должны быть скомплектованы. Существующие электронные учебники, другие материалы востребованы в школах лишь на 2–4%. Нужно признать, что многие из них содержат интересный, полезный материал, который нужно научиться интегрировать в собственный медиаурок.

И, наконец, самое главное.

3. Около 70% учащихся имеют дома ПК. Еще 15% родителей готовы его купить, если ПК будет использоваться в учебных и РАЗВИВАЮЩИХ целях. Но школа не ставит перед семьей и учащимися таких задач (максимум – реферат или доклад набрать на ПК) и не учит детей вариантам использования ПК и Интернета в учебных целях.

В то же время мы имеем дело с детьми «информационного общества». Современный школьник давно лишен «страха взрослых» перед цифровой техникой. Ребенок уже на бытовом уровне приобрел навык «взаимодействия» с ПК, сотовым телефоном, цифровым фотоаппаратом, общения через Интернет. Освоение новых приемов работы на ПК не является для него проблемой – главное, показать, где лежит и как включается (это первый и единственный вопрос учащихся 2–8-х классов, когда мы предложили им сделать учебную презентацию).

Именно этот вывод подтолкнул нас на решение задачи информатизации школы методом «от противного». А что если принять за главное действующее лицо (или по крайней мере основное звено) процесса информатизации не институт повышения квалификации, не министерство с планами и стандартами и даже (первое время) не педагогов, а самих учащихся и родителей?

Наш опыт показал, что при этом задача решается в четыре действия.

1. Проведение выездного тренинга ИКТ (Школы развития) для детей и родителей.
2. Проведение мастер-классов для учащихся и педагогов.
3. Проведение Дня ИТ.
4. Организация мультимедийной мастерской.

Каждое из этих действий можно считать этапом «информатизации» школы (класса). На каждом этапе происходит расширение этого процесса в количественном ( увеличивается число детей, родителей, педагогов, использующих ИТ в целях саморазвития и интенсификации обучения) и качественном смысле (происходит наращивание цифровых ресурсов, совершенствуются навыки работы на ПК, в Интернете, развиваются формы и методы применения информационно-коммуникативных технологий на уроке учителем).

Главной целью при решении задач для нас стало формирование потребности и способности учащихся к использованию ПК и Интернета в целях саморазвития и учебы, осознание педагогами эффективности применения ИТ, создание условий для удобной работы с цифровыми ресурсами при ежедневной подготовке к уроку.

Действие первое.
Выездная школа развития

В сентябре 2005 года, выяснив, что 89% учащихся восьмых классов имеют компьютер, с одной стороны, и наслушавшись жалоб родителей о том, что дети совсем «не хотят учиться» и главная помеха в этом домашний ПК, мы предложили учащимся школы отправиться на двухдневный тренинг-семинар под названием «Как добиться успеха». Набирая детей на выезд, мы не ограничивали их никакими условиями. Организовалась «сборная команда» учащихся 7–11-х классов в числе 60 человек. С нами изъявили готовность поехать 7 родителей (обратите внимание – это обязательное условие успеха решения задачи) и 4 педагога.

Выезд проходил в два дня. Технически он был оснащен пятью ПК, видеопроектором, цифровым фотоаппаратом, звуковой аппаратурой. Причем оказалось, что наличие видеопроектора совсем не обязательно, хотя создает комфорт при презентации материалов.

На первом этапе нам было важно «разбудить» у детей интерес к «собственному росту» и движению вперед. Был проведен специально разработанный тренинг «Успех – дело достижимое». Его главная задача – мотивировать участников на активную деятельность по саморазвитию, формирование потребности и способности к самопознанию, самореализации, самосовершенствованию. И среди этих способностей, как выяснилось из тренинга, важнейшими являются:

  • умение ставить цели деятельности,

  • умение анализировать свои поступки и действия.

На этом этапе мы предложили ребятам, разбившись на группы, создать свои «визитные карточки», представив себя как «развивающуюся личность». При этом использовать возможности ПК и самой простой «презентационной программы» PowerPoint (вот тут-то и прозвучало: «А где эта программа лежит?» Обратите внимание: «где лежит», а не как с ней работать или «мы не умеем»…). При этом из
60 человек никто не мог «похвастаться» умением делать презентации, только 3 человека уже делали что-то в PowerPoint.

В каждую группу были включены старшие дети (10–11-й класс). Их умение пользоваться программой PowerPoint тоже было невелико, но, как оказалось, достаточно самых элементарных представлений о программе и методах работы с ней.

Кроме того, мы предложили каждой группе подумать и представить к общему обсуждению 3–5 наиболее значимых проблем (в классе, в школе, в жизни общества вообще).

Каждой группе также был представлен раздаточный материал, где содержались рекомендации по составлению презентаций (не по программе, а по содержанию слайдов: на первом – Ф.И.О., на втором – тема, на третьем – цели…). Этими рекомендациями мы «прописали» алгоритм работы над презентацией.

Через два часа все группы справились с задачей. За это время в режиме мозгового штурма по группам они определились с формой своей визитки, сфотографировали себя, любимых, составили презентацию (по ходу обучаясь вставлять и обрабатывать фотографии), обсудили и представили проблемы.

Успех и быстрота работы с педагогической точки зрения обуславливались тремя важными приемами:

  • Работа была организована по принципу «взаимного обучения» (причем мы намеренно следили за тем, чтобы старшие дети были только советчиками и не навязывали своих знаний и точек зрения). Лидерами групп стали те учащиеся, которые владели навыками работы в программе (что заставило других оценить этот навык как социально важный!).

  • В работе имелся серьезный мотив – предстояло показать результат работы группы и себя лично (что каждому всегда интересно).

  • Была организована интенсивная групповая работа (чтобы тем самым снять страх не справиться с заданием – для тех, кто не умел работать с ПК).

  • Ограниченное время заставляло работать интенсивно.

  • Во время работы дети учились формулировать свои мысли тезисно, прислушиваться к мнению других участников группы, находить логику в рассуждениях, обобщать мнения группы и т.д.

Определяющим стал и предварительный тренинг первой половины дня: мы учились ставить цели саморазвития, а теперь пришлось ставить цели учебные; мы говорили о необходимости уметь анализировать себя и свои поступки, а теперь на практике пришлось соотносить свои знания, умения с интересами других участников проектно-творческой группы…

Программа второго дня включала мозговой штурм по группам. Нужно было выбрать одну из предложенных накануне проблем и создать проект, который может решить эту проблему. И снова проект может быть представлен в виде презентации на ПК. Теперь помощь старших детей состояла лишь в «организации работы группы» и творческих советах и подсказках.

В результате первого действия решения задачи информатизации

1. 57 детей научились делать презентации и представлять их;
2. 60 детей, 7 родителей увидели, что ПК можно использовать не как игровую приставку или телевизор, а «по делу»;
3. 4 педагога увидели, как интересно детям работать на ПК в учебных целях.

Следующие выезды достигли примерно таких же результатов. Причем формирование навыков овладения способами работы на ПК (и другой цифровой технике) решались на выездах быстро и эффективно: видео-, фотосъемка, обработка этих материалов, сканирование текста и картинок – всегда находился УЧЕНИК или РОДИТЕЛЬ, который умеет это делать, и его знания и умения передавались «из рук в руки».

Мы усложняли задачи выездов, изменяли темы презентаций, все больше продвигая идеи, приучая ребят к мысли, что ПК можно и нужно использовать для саморазвития и учения. Так, на третьем выезде (он совпал с выходными днями) мы предложили выполнить домашнее задание по предметам на ПК. И так же по группам организовали его выполнение.

Мы провели в общей сложности четыре выезда в три месяца, с общим количеством участников – 150 человек. В результате в 15 классах (из 67) появились дети (по 5–8 человек), которые стали готовить разного рода презентации и показывать их на уроке.

Опираясь на их желание, мы приступили ко второму действию.

Действие второе.
Дни информационных технологий

Кстати, если у читателя возникла мысль, что в предлагаемом нами решении пока все как у всех, все так двигаются, не спешите с выводами. Смею вас уверить, что именно после следующего действия задача будет решена на 70%.

На втором этапе нам нужно было расширить число детей, педагогов и родителей, заинтересованных в использовании ИТ на уроках.

Условиями, усложняющими задачу, по-прежнему были грешные мысли большей части наших педагогов о том, что хорошо бы каждому в классе по ПК, а также опасения, что им это не смочь; нежелание многих учителей отходить от традиционных уроков как наиболее качественной формы подготовки к ЕГЭ…

В результате размышлений группы учащихся и педагогов на одном из выездов, как избежать этих сложностей, решено было в качестве «пробы пера» провести в двух классах Дни информационных технологий. При этом мы совсем чуть-чуть изменили базовое расписание, не изменили учебных планов по предметам и не особенно «напрягли» учителя продумыванием форм и методов использования ПК на уроке.

В расписании пятницы шестым уроком в «экспериментальном» 7 «А» классе был поставлен интегрированный урок, на который пришли ВСЕ педагоги, работающие в этом классе. Мы предложили учащимся разделиться на 8 групп по желанию, интересу или необходимости (например, есть необходимость исправить оценку по физике).

В режиме мозгового штурма было предложено учителям и детям обсудить содержание следующего по учебнику урока. Учитель, работая в своей предметной группе, проговаривает, что нужно включить в урок, какой материал особенно важен, какой дополнительный материал можно использовать.

В качестве домашней работы учащиеся получили задание сделать презентацию по теме. Не требовалось, чтобы презентация носила исследовательский характер, – это презентация учебного материала. Обязательным условием «качественной презентации» были ее яркость, лаконичность, постановка целей и задач, включение вопросов на повторение нового материала.

На другой день была организована «практическая консультация», или мастер-класс. Его проводили УЧАЩИЕСЯ 7 «А», побывавшие на выездном тренинге. Работая в предметных группах при помощи консультантов-одноклассников в кабинете информатики, пустующем во второй половине дня, дети «накидали» будущие презентации. При этом снова 20 человек из 32 не работали раньше в PowerPoint. Был предоставлен Интернет для сбора материалов. Помогал в этом учащийся 11-го класса.

На мастер-класс мы пригласили родителей 7 «А» и представителей родительских комитетов других классов (по желанию).

В течение двух-трех следующих дней учащиеся «доводили до ума» свои презентации.

Расписание Дня ИТ в 7 «А» представляет собой обычное расписание класса. В этот день в класс выставляется все необходимое оборудование – не на один урок, а на весь день. Презентации использовались на разных этапах урока – для объяснения нового материала, при ответе, при повторении, при закреплении материала.

Учителям понравилось. Еще бы! Вместо традиционной картонки с разрезом лягушки на уроке появилась виртуальная модель в цвете и с комментариями. Вместо затисканной карты континентов – объемная модель земного шара, яркие фотографии, диаграммы, схемы…

В течение месяца технология Дня ИТ была опробована еще в пяти классах. В качестве вариантов проведения Дня ИТ в начальной школе мы использовали идею работы над презентацией в течение одного дня (День интернет-путешествий).

Результаты второго действия:

  • Еще 150 детей «стали уметь» (хуже или лучше) делать учебные презентации;

  • Около 30 учителей-предметников (из 175) увидели преимущества использования ИТ на реальном уроке;

  • Появился собственный образовательный ресурс, состоящий из детских учебных презентаций по предметам и собранного дополнительного материала. За три месяца проекта создано около 200 медиауроков.

И тут встала уже прописанная нами выше организационная проблема. Видеопроектор в школе один. «Таскать его по классам, искать того, кто притащит, кто подключит?.. Да ладно, пойду с плакатом».

Действие третье.
Приобретение оборудования

Мы объяснили родителям, что ждать решения задачи информатизации «в масштабе всей страны» можно еще очень долго, и пришли к выводу: для дальнейшей работы в каждом классе должен быть комплект оборудования, на котором в любое время можно показать сделанную учеником или учителем презентацию, стационарно находящийся в постоянном и простом доступе.

Мы определили стоимость комплекта оборудования для одного класса в пределах 12–15 тысяч рублей.

Большую часть расходов взяли на себя родители, часть оборудования приобрела школа.

Сначала комплекты, позволяющие использовать презентации и другие цифровые ресурсы, появились в двух классах, затем еще в шести. Наибольшую активность проявляли родители, которые сами принимали участие на предшествующих этапах и понимали перспективы, открывающиеся перед классом.

Результаты третьего действия:

  • В восьми классах использование учебных презентаций и других цифровых ресурсов стало простым и доступным (в любое время, в любой момент урока, без предварительных хлопот по установке дорогостоящего оборудования).

  • В восьми классах учащиеся стали делать учебные презентации, а учителя-предметники – приветствовать их подготовку.

  • Расширился и изменился образовательный ресурс школы (его стали собирать сами дети: для подготовки презентаций нужны фотоколлекции, фильмы, справочники на цифровых носителях…).

На этом этапе стал ощущаться закон «ускорения истории». Продвинутым ученикам, родителям, детям стало скучно готовить просто презентации. Появились исследовательские работы; более разнообразными стали «типы» презентаций – познавательные игры, учебные рекомендации. Стали появляться варианты использования во внеурочное время – тренинги, часы общения (зачем рассказывать «на пальцах» о проблемах наркомании, если можно поручить сделать презентацию и показать ее «без проблем» в классе... «А может, сделаем презентацию про класс? Как мы отдыхали на каникулах? Может, фильм? А давайте расскажем о семье (о своих увлечениях, об учебных заведениях Йошкар-Олы…»).

Возможности использования ИТ в учебном процессе понимались всеми все шире. Учителя-предметники с большим интересом присматривались к возможностям электронных учебников, обучающих программ. Чаще стали использовать компьютерное тестирование, давать задания с применением ресурсов Интернета, сами стали чаще прибегать к ним в подготовке уроков.

Действие четвертое.
Создание мультимедийной мастерской

Сразу признаемся: этот шаг мы еще не сделали. Но именно он – логичное продолжение технологии.

Смотивированные и поддержанные учителями дети рвались в бой. Появлялись уникальные замыслы и идеи.

Возникла потребность «совместного творчества на основе возможностей ИТ». Нужно было место, где творческие задумки учителей и детей можно реализовать на современном техническом уровне (нужна та техника, которой нет дома).

Так появилась идея создания мультимедийной мастерской.

Мультимедийная мастерская (лаборатория) рассматривается нами как модель информационного сообщества детей и педагогов по решению образовательных вопросов, вопросов саморазвития и повышения профессиональных компетентностей и формирования ИКТ-компетентностей.

Концептуально идея деятельности в мастерской по-прежнему основывается на позициях «взаимообучения» и сотворчества в решении общей, сложной задачи. Деятельность такой мастерской позволяет формировать в школе «базу» (техническую, творческую, образовательную, информационную) для реализации следующих шагов внедрения ИТ в учебный процесс школы и создания единой информационной среды.

Мастерская оснащена современным оборудованием, которое позволяет детям и педагогам использовать имеющиеся цифровые ресурсы в самом широком спектре и создавать свои собственные.

Мастерская для учителя и ребенка – техническая база для конструирования медиауроков. Местом, где можно технически реализовать любые идеи (фото-, видео-, аудиомонтаж, обработка рисунков, создание флэш-анимации и др.).

Мастерская – место делового и неформального общения детей и взрослых по решению содержательных и технических задач, где происходит обмен знаниями, умениями в области получения, анализа и применения информации.

Мастерская становится центром исследовательской деятельности учащихся, местом разработки и апробации учебных педагогических материалов.

Мастерская, по нашему мнению, станет двигателем, достаточным условием для следующих этапов решения задачи информатизации школы (организации школьного сетевого и дистанционного обучения, создания собственных ресурсов и электронных учебников и пособий).

Вывод

Итак, если учитывать интересы современного ребенка, если объяснить родителям необходимость «новых инструментов» для развития детей, если приложить к этому собственную заинтересованность и понимание перспектив, то за короткий срок (который еще недавно казался нереальным) можно внедрить ИТ в практику обычной массовой школы.

Если эти выводы покажутся читателю спорными и категоричными или совсем не новыми, обратитесь к тем школам, у которых уже есть свои варианты решения этой задачи.

Но действительность – упрямая вещь… Информатизация учебного процесса в восьми классах за три месяца – реальный опыт нашей школы.

Марина ТЫРТЫШНАЯ,
зам. директора по научно-экспериментальной работе,
Виталий КАБАЕВ,
учитель физики,
Центр образования № 18, г. Йошкар-Ола

Рейтинг@Mail.ru