Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2006

Событие

Альтернатива есть!

В системе образования есть две жизни. Одна протекает в стенах министерства образования. Другая – в реальных школах.
Чиновники из первой жизни заявляют, что просто увеличивать финансирование существующей системы сегодня бесперспективно. И именно поэтому министерством и правительством страны принята «тактика точечных изменений, когда последовательно будет «вытаскиваться» регион за регионом. Пусть сначала структурные изменения коснутся не всех, а только тех, кто может и готов их принять»*.
«Нынешняя политика министерства имеет массу социальных последствий. Если так будет продолжаться дальше, мы потеряем сельское хозяйство страны, поскольку потеряем сельскую школу, и потому на любой неправомерный шаг министерства мы намерены отвечать судебными исками»**, – жестко отвечают чиновникам те, кто им противостоит…

Из этого противостояния, однако, в последнее время стала вырисовываться картина, некие элементы которой проявляются все отчетливее. В частности, после состоявшегося 24 марта заседания Госсовета, посвященного образованию, в России была принята альтернативная программа модернизации системы образования. Ее авторами стали сторонники государственного бесплатного образования, заручившиеся поддержкой Госсовета. Утвердил программу Всероссийский конгресс образовательного сообщества, в котором, по подсчетам устроителей, участвовало более тысячи человек со всей России.

Да и сам факт, что Госсовет вернулся к теме образования (этот орган никогда не рассматривает один вопрос дважды, и образование здесь уже обсуждалось в 2001 году) и поддержал за незначительными исключениями все предложения оппозиции, означает, что «главная задача – сломать антисоциальный вектор образовательной политики – была решена», – констатировал бывший министр образования России Эдуард Днепров.

Документы, принятые Госсоветом, направлены в качестве поручений в правительство, и потому противостоящие Минобрнауки представители педагогической общественности считают, что курсу министерства на становление системы элитарного образования возник значительный противовес – демократический курс Госсовета».

Для того чтобы это стало возможным, оппоненты Мин- обрнауки долго боролись, пытаясь заставить власть услышать голос образовательной общественности. Некоторый итог этой борьбы озвучил на одной из пресс-конференций в РИА «Новости» первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олег СМОЛИН:

– На наш взгляд, в последние два года в Российской Федерации наблюдалось преобладание тоталитарного направления над демократическим. Доказательства? Пожалуйста!

В 2006 году бюджет страны вырос на 40 процентов, бюджет образования – на 24. Какой может быть национальный проект «Образование», если под него не выделяются финансовые ресурсы? Также в текущем году была отменена очередная серия налоговых льгот для образования, в частности по налогу на имущество и по земельному налогу. В результате плата за обучение в негосударственном секторе образования значительно пойдет вверх, и скорее всего это вызовет цепную реакцию повышения цены всех платных образовательных услуг. Кроме этого, явно начался курс на сокращение бюджетных учебных мест в российских вузах. После того разгрома образовательного законодательства, которое называется модернизацией, в текущем учебном году сократили набор на 4,3 процента, в следующем году собираются сократить еще на 9,2 процента. Итого – почти 15 процентов за два года. Это значит, что через 4–5 лет число бюджетных студентов в России уменьшится почти на полмиллиона!

В текущем году правительство почти отказалось от роста стипендий. Я задавал вопросы министру финансов и министру образования о том, сколько раз в Москве можно пообедать на 210 рублей, но ответов, естественно, не получил.

Наблюдается и замедление темпов роста заработной платы интеллигенции вообще и педагогических работников в частности. Подчеркну: речь идет не о доплатах, а об основной заработной плате. На вопрос о том, почему замедляется темп роста заработной платы у интеллигенции при огромных бюджетных возможностях страны, министр финансов Алексей Кудрин ответил нам, что мы уже почти достигли советского уровня заработной платы учителя, поэтому дальше наращивать ее не будут. По моему глубочайшему убеждению, рассуждения о том, что мы достигли советского уровня заработной платы, не выдерживают никакой критики.

Из сказанного понятно, что тревога наша всерьез обоснована. Мы хотели наладить диалог с властью и заставить власть слышать голос образовательного сообщества. Именно поэтому весьма положительно оценили доклад, прозвучавший на Госсовете.

К нему сложилось разное отношение, но я хочу подчеркнуть главное: этот доклад представляет собой социальное, демократическое направление в образовательной политике. И это несколько радует. Выяснилось, что региональные лидеры оказались значительно большими сторонниками демократического направления образовательной политики, чем Правительство РФ.

Таким образом, курсу Минобрнауки на становление системы элитарного образования возник значительный противовес – демократический курс Госсовета. Какая линия возобладает – во многом зависит от российского образовательного сообщества. Мы думаем, что состоявшийся конгресс образовательного сообщества повлияет на эту ситуацию и демократическая линия образования для всех возобладает.

…Интересно, что в коалицию сторонников выработки нового курса модернизации образования кроме традиционных оппозиционеров Минобрнауки вошли и некоторые официальные структуры.

Что же касается альтернативного проекта модернизации образования, то его основная мысль содержится в 12 базовых предложениях, которые, по мнению разработчиков, легко могут лечь в основу нового курса реформирования образования.

Резолюция с предложениями конгресса была послана в Кремль, Белый дом и Федеральное собрание. Что из этого выйдет – узнаем, видимо, в новом учебном году.

В основу альтернативного проекта модернизации образования, принятого Всероссийским конгрессом образовательного сообщества, положено:

  1. Воссоздание системы общедоступного и бесплатного школьного образования.
  2. Восстановление системы обязательного и бесплатного полного среднего образования.
  3. Разработка и реализация специальной программы развивающего обучения «Школа будущего» с целью апробации новейших образовательных технологий.
  4. Обеспечение всем желающим возможности получить начальное или среднее профессиональное образование, в том числе – в качестве первой ступени высшего образования.
  5. Принятие программы перехода к общедоступному (но не обязательному) высшему образованию.
  6. Утверждение программы непрерывного образования «Образование – через всю жизнь».
  7. Разработка и принятие программы дистанционного образования «Электронное образование».
  8. Утверждение на федеральном и региональном уровнях программы «Здоровое образование».
  9. Сохранение системы дополнительных социальных гарантий на время обучения социально незащищенным слоям населения: детям из семей с низкими доходами, сиротам, инвалидам, сельским жителям.
  10. Восстановление федеральных образовательных каналов на радио и телевидении.
  11. Принятие госпрограммы «Индустрия образования» для обеспечения образовательного процесса необходимыми материалами, оборудованием и технологиями.
  12. Принятие законодательства о статусе педработника, гарантирующего учителям и преподавателям вузов зарплаты и соцгарантии не ниже уровня госслужащих.




«Обман у нас в крови»

Олег Смолин числился и в списке, состоящем из громких имен, чьи обладатели были заявлены участниками «круглого стола» «Реформа среднего образования». Но не пожелали или не смогли прийти в Московский Дом журналиста девяносто процентов приглашенных. Таким образом, под огонь журналистских вопросов попали персоны, мнения которых прежде терялись среди выступлений коллег, более популярных у журналистов. И они сполна использовали шанс стать новыми героями газетных публикаций: цитаты из хлесткого выступления проректора Московского инженерно-физического института Александра ХМЕЛИНИНА так и просятся в заголовки.

– Роль образования сейчас определяющая, оно одно из самых главных отраслей у нас в стране. А что с ним хотят сделать? Его собираются сильно реформировать, введя то, что хорошо зарекомендовало себя во многих западных странах. В который раз в ходе нашей истории проявляется российский менталитет – снести все до основания и начать строить заново. Система российского образования выстраивалась столетиями, а снести ее, к сожалению, можно быстро. Но, уверен, ничего нового уже не построишь.

И дело не в том, что западная система плоха. Она для другого, западного человека. И сюда полностью подходит поговорка: «что русскому хорошо, то немцу – смерть».

Предположим, когда президент Буш говорит, какая хорошая книга «Преступление и наказание», сделайте поправку на сидящую во многих американцах мысль не читать книг длиной более 70 страниц. Они читают адаптированные издания, а потом рассуждают, нравятся им русские писатели или нет.

Пример иного менталитета я встретил и в Голландии, когда спросил студентку университета, списывают ли у них учащиеся. Она на меня так посмотрела, как будто я сказал что-то очень нехорошее!

И потом я имел возможность убедиться: они совершенно другие. Вот где можно вводить систему ЕГЭ: никто не списывает, каждый старается работать самостоятельно. У русских же обман в крови с давних времен. Барин обкладывал крестьянина различными налогами, и задачей того было выкрутиться, обмануть, чтобы выжить. Сегодня в порядке вещей списать, нечестно сдать экзамен и радоваться этому. Поэтому вводить систему каких-либо показателей в России – безнадежное дело.

Учителей ругают, если они не выполняют план по успеваемо¬сти. Как только вводятся какие-то показатели, то скоро они у всех становятся хорошими. И начинать реформу с введения какой-то новой системы контроля с показателями мне кажется гиблым и бестолковым делом.

Что нужно делать? Для начала привлечь в школу квалифицированного и творчески мыслящего учителя. Будет такой учитель – будет и образование. А без него никакой ЕГЭ не поможет.

Как привлечь в школу учителя? Прежде всего платить ему хорошую зарплату, чтобы это стало престижным, уважаемым делом…

Подготовлено по материалам Всероссийского конгресса образовательного сообщества
и пресс-конференции в РИА «Новости»

_______________ *Из выступления Игоря Реморенко, секретаря Межведомственной рабочей группы по ПНПО. ** Из выступления Сергея Комкова, президента Всероссийского фонда образования.

Рейтинг@Mail.ru