Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2006

Модернизация

По другой шкале

Роль директора в оценке работы школьного библиотекаря

Как известно школьным библиотекарям в Соединенных Штатах, директор школы, оценивая деятельность школьного медиа-центра, редко охватывает все ее грани. Основным минусом директорской проверки является, как правило, использование при определении успешности работы библиотекарей модели оценки, предназначенной для учителей.
Автор статьи кратко анализирует ситуацию и предлагает рекомендации по изменению практики оценки работы школьных библиотекарей, с тем чтобы она в большей степени соответствовала задаче достижения информационной грамотности – одной из основных задач XXI века.

Для школьных библиотекарей не секрет, что методы, использующиеся для оценки их профессиональной деятельности, зачастую имеют мало общего с работой, которую они на самом деле выполняют. К несчастью, большинство администраторов не подозревают об этом, и в результате положительный эффект от такой оценки нередко минимален. Эта проблема актуальна и для самих библиотекарей, и для директоров.

Предполагается, что оценка чьей-либо работы принесет практическую пользу. Для этого она должна выявлять информацию, которая помогла бы внедрить необходимые изменения или подтвердить, что работа идет в правильном направлении и достойна поощрения. Неаккуратная оценка несправедлива по отношению к библиотекарю, к тому же она дезориентирует директора. В долгосрочной перспективе цена подобной ошибки может быть высокой. Мы знаем, что директор — важная фигура в развитии качественных библиотечных программ, но его способность подобрать грамотный персонал, распределить ресурсы, поддержать те или иные решения, связанные с работой библиотеки, окажется подорванной, если оценка работы библиотечных специалистов не отвечает реалистической картине.

Школьные библиотекари давно обратили внимание на это несоответствие. Еще исследование 1989 года указывало на важность использования методов оценки, разработанных специально для библиотекарей, а не учителей. Его автор предложил тогда ряд идей – например, использовать в качестве одного из инструментов оценки анкету, которую могли бы заполнять ученики, пользующиеся библиотекой. Из более свежих исследований стоит упомянуть работу 1998 года, автор которой разработала собственную систему оценки деятельности школьных библиотекарей. Эта система подразумевала несколько этапов:

  • идентифицировать задачи, возлагаемые на школьную библиотеку;
  • привязать успешную работу к задачам библиотеки;
  • перевести эти задачи в четкие стандарты успешной деятельности;
  • использовать эти стандарты для объективной оценки труда библиотекарей.

Но эти и другие работы на аналогичную тему появились в изданиях, предназначенных для школьных библиотекарей. Они не были прочитаны директорами, и в результате в большинстве учебных округов практика оценки работы персонала библиотек осталась неизменной. Несоответствие между проделанной работой и тем, как она оценивается, продолжает быть актуальной проблемой. Если бы школьные библиотеки по-прежнему оставались лишь хранилищем печатных материалов, этот недостаток в оценке персонала, возможно, не оказывал бы отрицательного воздействия на образовательную миссию школы. Однако революционные технологические изменения, затронувшие как библиотеки, так и услуги, которые они предлагают, требуют пересмотра роли библиотек и их сотрудников в образовательной миссии школы.

При этом три фактора, которые упоминались вначале, все еще имеют место.

По иронии, один из наиболее серьезных факторов не имеет никакого отношения к школьным библиотекам, а связан в основном с увеличившейся нагрузкой на школьную администрацию. Должность директора школы в последние годы обременена огромной ответственностью. Неудивительно, что во многих штатах отмечается резкое снижение количества желающих заполнить вакантные административные позиции в школах. По данным исследования 2001 года, до 50% учебных округов в США испытывают проблемы с привлечением новых кадров. Специалисты, которые изучают эту проблему, выделяют три основные причины снижения интереса к директорской должности: увеличившиеся затраты времени, возросшее вмешательство сторонних организаций в дела школы, а также «взрыв» бюро¬кратической, бумажной работы. Повышенная нагрузка на директоров зачастую не оставляет им времени и возможности адекватно реагировать на постоянно меняющийся стиль работы школьных библиотек и соответственно оценивать деятельность их сотрудников.

Второй фактор, усугубляющий несоответствие между качеством работы школьного библиотекаря и методами ее оценки, может расцениваться как типичный результат инерции. Многие школы имеют тенденцию работать по старинке и делать то, что они делали всегда. Это относится в том числе и к оценке деятельности библиотеки. Что это означает?

По данным опросов, сами библиотекари отводят себе четыре основные роли: учителя, специалиста в области информации, менеджера, партнера по обучению. Однако школьная администрация смотрит на них иначе. Обычно ее представление о деятельности библиотекарей исчерпывается лишь первыми двумя функциями. Посему, если верить исследованиям, чаще всего оценивается только один аспект. Когда учителя приводят свои классы в библиотеку или когда библиотекари сами приходят в класс, чтобы научить детей пользоваться библиотекой, тогда их деятельность «заметна». Из всех функций школьного библиотекаря эта наиболее схожа с работой учителя, и именно ей директора склонны уделять наибольшее внимание. Поэтому библиотекари часто расцениваются как учителя.

Эта роль, безусловно, важна, и мы ни в коей мере не хотим преуменьшить ее значение. Проблема в том, что в большинстве случаев директора считают – это основная и единственная задача медиа-специалистов. Концентрируясь лишь на одном аспекте работы библиотекаря, директора упускают из виду другие формы участия библиотек в учебном процессе.

Между тем современные школьные библиотеки потенциально способны изменить то, как учителя и ученики работают с информаций, и тот факт, что администраторы с трудом отказываются от прежних методов оценки, грозит упущенными возможностями.

А между тем школьные библиотекари, уча детей, как пользоваться библиотекой, осуществляют и иные функции. Особенно ответственна роль специалиста по работе с информацией. Многие библиотекари отмечают, что они затрачивают немало времени, помогая ученикам в поиске нужной информации, причем часто это происходит иначе, чем раньше. Школьные медиа-специалисты ныне призваны превратить свои библиотеки в информационные центры, которые все реже опираются только на бумажный фонд и все чаще – на электронные базы данных. Благодаря своему знакомству с различными источниками информации, умению найти эту информацию, не потерявшись в огромном количестве доступных материалов, школьные библиотекари играют существенную роль в обучении детей. Но прежние методы оценки упускают из виду этот компонент работы библиотекаря.

Библиотекари прилагают огромные усилия, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом. Развитие Интернета открыло ученикам целый новый мир, полный информации. Обеспечить техническую и программную поддержку поколению компьютерно-грамотных учеников – новая и очень важная часть работы библиотекаря.

Это не означает, что посетитель не может прийти в библиотеку и попытаться отыскать нужную книгу на полке, как раньше. Но в обязанности школьных библиотекарей сегодня входит также поддержка информационной системы, содержащей несчетное количество данных. Чтобы справляться с этой задачей, школьным библиотекарям необходимо уметь разбираться в электронных базах данных. Управление информацией – сложный процесс, и во многих случаях он требует от библиотекарей быть не только учителем, но и менеджером. Это еще один важный аспект, который не должен проходить мимо внимания директоров, оценивающих работу библиотечного персонала.

Существующие методы оценки часто формальны и используются лишь для галочки. В нынешних условиях это недопустимо. Школьные администраторы не могут рисковать, когда на карту поставлена информационная грамотность учеников и учителей, соответствие учебной программы требованиям времени. Слишком многое теряется, если аттестация служит только церемониальным целям.

Учитывая три негативных фактора, рассмотренных выше, какие изменения необходимо внести в практику оценки деятельности труда школьных библиотекарей? Прежде всего оценочный процесс должен соответствовать реальной работе, которую выполняет медиа-специалист. Принимая во внимание различия между начальной, средней и старшей школой, а также разницу в культуре учебных заведений, инструмент для оценки должен быть выработан совместно библиотекарем и директором.

Библиотекари не должны оцениваться по той же схеме, что и школьные учителя. Внося изменения в уже сложившуюся практику, нужно учитывать роль библиотеки в развитии информационной грамотности. Еще в 1989 году комитет по информационной грамотности Американской библиотечной ассоциации отметил, что большинство обучающих методик не соответствует требованиям информационного века, и призвал выработать новые подходы, стимулирующие интерактивное обучение и самообучение. Хотя подобная трансформация протекала медленно, большинство педагогов воспринимают информационную грамотность как необходимый навык в условиях информационного века. Важная особенность школьных программ XXI века заключается в том, что они учат детей «как учиться».

Школьный библиотекарь – ключевой игрок в этой области, и оценка работы должна учитывать его деятельность в этом качестве.

Если директор полностью осознает функции школьной библиотеки, понимает, какая помощь ей нужна, чтобы ее возможности использовались по максимуму, необходимо интегрировать в практику оценки следующие элементы.

Во-первых, следует попросить библиотекарей в сотрудничестве с директором выработать годовой план работы медиа-центра. Этот план должен быть основан на анализе помощи, которую библиотека может оказать учителям и ученикам. В нем необходимо отразить, каким образом медиа-специалисты будут помогать учителям приобретать навыки работы с электронной информацией, базами данных, поисковыми сервисами и интернет-ресурсами. Подобное сотрудничество может происходить в виде мастерских, тьюторства или курсов повышения квалификации. В плане также должно быть записано, каким образом библиотекарь будет распространять информацию среди учителей.

Во-вторых, библиотекари, опять-таки вместе с директором, должны составить план развития библиотеки на следующие 2–3 года. К примеру, производители баз данных, на которые подписаны многие библиотеки, постоянно меняют их содержание, так что они требуют все больших мощностей и памяти от пользовательских компьютеров. Соответственно необходимо планировать своевременный апгрейд оборудования, и эта задача также входит в компетенцию библиотекаря.

В-третьих, директор, который знает, чего библиотекарь надеется достичь, должен оценивать его работу относительно реализации этих планов. Процесс оценки не должен проходить по универсальному шаблону.

В заключение повторим основной лейтмотив этой статьи: современный медиа-спецалист выполняет одновременно функции администратора, менеджера, учителя, специалиста в области информации. Поэтому формальные методы оценки деятельности библиотекарей должны учитывать их разнообразные функции.

Майлз БРАЙАНТ,
университет Небраски, США.
Перевод Юлии МИФАЕВОЙ

Рейтинг@Mail.ru