Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2006

Технологии

Правильный образ мышления и добрые нравы

С конца 80-х годов в истории образования Петербурга начался период, когда были получены блестящие возможности для реализации конструкции авторских школ. Как раз тогда сложилась концепция гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия». Основанная на педагогическом наследии Михаила Васильевича Ломоносова, она, несмотря на ожидания от гимназий вполне определенной модели выпускника, готовила старшеклассников по трем моделям. Сейчас полипрофильный подход не подвергается критике, как раньше, хотя вопросы по-прежнему вызывает.
На них отвечает Татьяна АЛЕКСАНДРОВА, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена и научный руководитель «Ломоносовской гимназии».

Мы строили нашу педагогическую концепцию на постулатах Михаила Ломоносова: энциклопедизм, увлеченность, ориентация на познание… И три направления, по которым учатся выпускники, тоже позаимствованы из его наследия. Первая модель – исследователь-энциклопедист: это дети, ориентированные на математику, физику и современную науку информатику. Далее – широко образованный естественник, взращиваемый на изучении наук из знаменитой ломоносовской триады: химия, физика, естествознание. И, наконец, гуманитарий-краевед: ведь Михаил Васильевич оставил богатое наследие в плане развития гуманитарных идей, как мы бы сформулировали это на нынешнем языке.

Когда только выстраивалась концепция, наш педагогический коллектив подвергался нападкам: «Гимназия, а моделей выпускников три?!» Ответ у нас такой: концептуально строя учреждение, мы совершенно четко уяснили, что невозможно в мономодели создать сегодня перспективное, эффективно и продуктивно работающее учреждение. В 1991–92 годах даже и не звучало слово «профиль», но эта потребность ощущалась. Я все время вспоминаю великолепную фразу французской певицы Эдит Пиаф: «Я пою не для всех, я пою для каждого». Как бы и нам в образовании спеть песню, чтобы каждый ребенок вышел на образовательную траекторию в четырнадцать лет? Опытные практики знают, как сложно подвести детей такого возраста к этому выбору. Почему же мы должны давать им вот такой однозначный, замыкающий их вариант?

И, видимо, высокое имя Михаила Васильевича Ломоносова нас спасло и защитило. Мы прошли через непонимание, стали работать и продолжаем трудиться уже 15 лет. Три модели все так же отрабатываются; гимназисты благополучно выпускаются; их достижения прекрасно доказываются всяческими проверками – тестированием, аттестацией гимназии и достижениями на различных всероссийских конкурсах, смотрах и олимпиадах. Конечно, никогда нельзя сказать смело, что мы уже все решили и наш подход абсолютен – все-таки наша профессия очень динамична, – но уверенность в его правильности у нас есть.

Нашими скромными силами мы сформулировали шесть организационно-педагогических условий, которые дают возможность воспринимать гимназию как полипрофильное, а не монопрофильное учреждение.

Для того чтобы современная гимназия могла работать в полипрофильном варианте, необходимо педагогическое конструирование образовательной программы и ее ядра, ее сердца – учебного плана. И здесь три блока, по которым, я думаю, никаких расхождений с абсолютным большинством гимназий нет: начальная школа, базовое образование – 5–9 классы и старшие классы. Но обязательно есть приоритеты. В начальном образовании – «грамотность элементарная», говоря словами Олега Ермолаевича Лебедева, и развитие креативного мышления, культура речи, этикет и так далее. В базовой школе – мощная линия гуманитарного образования. Русский язык и литература будут полезны всегда, какую бы дальнейшую модель гимназисты ни избрали.

Второе условие – мощная исследовательская деятельность учащихся и научение педагогического коллектива работать по формированию основ исследовательской культуры. У нас только что вышел специальный спецкурс для профильного обучения «Основы исследовательской деятельности учащихся». Вторую редакцию выпустил известный в Петербурге Издательский дом «Амфора». В спецкурсе есть материалы лекционных, семинарских занятий, экскурсий по формированию основ исследовательской культуры учащихся в том виде, в каком мы это проводим. Апробация идет первый учебный год, но определенные достижения уже есть.

Вкупе с этими курсами функционирует ученическое научное общество. Оно хорошее, мощное подспорье. В старшем звене ребенок работает над своим индивидуальным проектом. Сотрудничая с учеными вузов Санкт-Петербурга и работниками учреждений культуры города, учащийся получает интереснейший опыт. А завершается все публичной защитой, ценность которой признали не только район, родители, педагоги гимназии и ученики, но и петербургские ученые. Многие ощущают реальную связь «школа – вуз».

Следующее условие – кадровый вопрос. Если вы помните, согласно Концепции профильного обучения, в старших классах профильной школы, не говоря уже о гимназии, должны преподавать магистры. Это косвенное свидетельство того, насколько высоко должно быть педагогическое мастерство у людей, работающих со старшеклассниками гимназического звена нашего образования. Но здесь вопрос к нашему министерству: где мы возьмем столько магистров на данный момент?..

Далее – это, конечно, восприятие гимназического образования как полипрофильного при всем том, что мы знаем о классическом наследии гимназии. Общество имеет сегодня такой социальный заказ, а как говорят: «школа – дочь общества».

И последнее условие – материально-техническое обеспечение гимназий государством. Государство должно понять: только благодаря поддержке, приложению соответствующих видов помощи, финансированию оно получит должных абитуриентов, студентов вузов, которые станут не митрофанушками, а прекрасными специалистами. Только от этого в конечном итоге зависит процветание России.

Гимназия №73 «Ломоносовская гимназия»

  • Неоднократный победитель конкурса «Школа года»
  • Обладатель 1-го места Всероссийского конкурса «Организация учебного процесса, научно-методической и экспериментальной работы в школе»
  • По качеству организации учебного процесса гимназия вошла в список 100 лучших школ России, заняв 2-е место среди школ Санкт-Петербурга (журнал «Карьера», № 4, 2000)
  • 1-е место на городской Ярмарке педагогических идей и проектов в номинации «Научно-методические разработки»
  • 1-е место на Всероссийском конкурсе «Воспитательные системы образовательных учреждений»

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru