Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2006

Профильное обучение

«Наша служба и опасна, и трудна…»

Опыт совместной работы школы и вуза в профориентации школьников
(юридическое направление в пенитенциарной сфере деятельности)

Профессиональная ориентация в системе профильного обучения занимает особое место. Стратегия реализации профильного обучения в школе должна обязательно иметь в виду идею интеграции профильного обучения и профессиональной подготовки школьников.
В Рязанской области постоянно ведется поиск новых образовательных технологий в этом направлении. Успешности перехода на предпрофильное и профильное обучение во многом способствует организация сетевого взаимодействия школ с другими образовательными учреждениями различной ведомственной принадлежности с целью объединения своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, материальных и т. д.). Подобный опыт работы накоплен в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), имеющей договоры о сотрудничестве с тринадцатью школами Рязани.

Важнейшим условием организации работы школы с вузом является четкое определение ее целей и задач. В профильных классах образовательных учреждений ФСИН России цели довузовской подготовки таковы:

  • обеспечение готовности будущих курсантов к беспрепятственному переходу на стадию собственно профессионального обучения;
  • длительность изучения возможностей и направлений развития учащихся;
  • формирование их интересов, способностей, творческой активности.

Преподавание в профильных классах осуществляется по базисным учебным планам, которые ежегодно анализируются, корректируются, пересматриваются. Учебный план и программа составляются профилирующим факультетом совместно с ведущими кафедрами, школой, согласовываются с директором школы и утверждаются начальником факультета Академии права.

Учебный план составлен по школьным полугодиям и отводит на изучение каждой из дисциплин 68 часов. Занятия проходят как на базе школ, так и в стенах академии. Во втором случае – с активным использованием базы академии: технических средств обучения, аудиторий, методических кабинетов.

В процессе довузовской подготовки преподаватели академии активно используют различные средства, формы и методы. Например, чтение информации в СМИ на темы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее обсуждение. При этом материалы используются выборочно, комментариям сложных понятий уделяется особое время. В результате дискуссии у школьников постепенно вырабатывается взгляд на проблемы уголовно-исполнительной политики государства.

Преподавателями академии также разработаны разнообразные элективные курсы. В юридических классах это основы потребительских знаний; основы профессиональной деятельности юриста; основы уголовного права; основы конституционного права; история государства и права; отрасли российского законодательства; актуальные вопросы социально-гуманитарных наук; права и ответственность несовершеннолетних. В экономических классах: современная экономика; экономико-организационные основы менеджмента; основы теории статистики; математические методы в экономике; основы бухгалтерского учета и аудита; основы информационных технологий. В психолого-педагогических классах: основы профессионального самоопределения учащихся; основы юридической психологии; основы социальной психологии и социальной работы; основы личного самосовершенствования учащихся; основы общей психологии; введение в профессию.

В ходе довузовской подготовки старшеклассники знакомятся с основами правовых, психолого-педагогических знаний, пенитенциарной деятельности, криминалистики, с историей их развития и т.д.

Особое внимание уделяется работе с родителями учащихся. В течение всего учебного года кураторы профильных классов из числа профессорско-преподавательского состава академии выступают на родительских собраниях, знакомят родителей с историей, традициями и спецификой вуза, особенностями приема на учебу, требованиями к поступающим, результатами успеваемости учащихся и т.д. В сентябре проводятся родительские собрания во вновь сформированных 10-х профильных классах; в октябре и апреле – в параллели 9-х классов с информацией о работе профильных классов и условиях приема в них; в октябре и марте – в параллели 11-х классов для родителей выпускников – с информацией о выпускных экзаменах.

Анализируя учебные программы школьников и курсантов, отметим их преемственность. Так, например, учебный план профильного класса предусматривает изучение основ уголовного права, в то время как курсанты изучают уголовное право в виде общей и особенной части; знакомясь в школе с предметом «Введение в общую психологию», курсанты изучают общую психологию и т.д.

Школьники профильных классов принимают активное участие в конференциях, КВН, проводимых с курсантами по криминологии, гражданскому праву, педагогике, экономике и т.д.

Опыт работы показывает, что наличие профильных классов в школах позволяет проводить более качественный отбор будущих студентов для учебы в вузе пенитенциарного профиля.

Мы склонны рассматривать систему обучения учащихся в профильных классах как начальную ступень определения профессиональной пригодности, поскольку они не просто знакомятся с основами профессии сотрудника УИС, но и соотносят свои возможности, прежде всего личностные характеристики, с требованиями профессии и на практике реализуют их.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Практические рекомендации к элективному курсу профильного курса пенитенциарной направленности

В профильных классах юридической направленности раскрываются проблемы функционирования и развития пенитенциарной системы в рамках элективных курсов.

Эффективность использования дидактических и воспитательных средств образовательного процесса по формированию у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях определяет ряд требований к его технологии. Указанные рекомендации были соблюдены в разработке учебной программы «Основы профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы» для учащихся профильных классов и организации данного образовательного процесса в средних школах № 53, 69 г. Рязани.

Основные задачи элективного курса для учащихся профильных классов юридической (пенитенциарной) направленности:

  • ознакомление старшеклассников со значением, характером и спецификой деятельности пенитенциарной системы, развитие у них личностного интереса к деятельности ее персонала;
  • осознание учащимися значимости процесса и результатов профессиональной деятельности на личностном и общественном уровнях на основе признания самоценности человеческой личности, находящейся в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • предупреждение возможности возникновения у школьников предубеждения негативно-агрессивного восприятия личности осужденного;
  • помощь активной личности в самосовершенствовании и творческом подходе к выбору профессиональной деятельности.

Исходя из поставленных задач, рекомендованы наиболее значимые темы для формирования у старшеклассников ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях:

  1. Конституционные принципы обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации.
  2. Основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики государства на современном этапе.
  3. Сотрудник пенитенциарной системы – основной субъект уголовно-исполнительных отношений.
  4. . История уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
  5. Основные направления профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений. Их роль в реализации уголовно-исполнительного процесса.
  6. Особенности исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.
  7. Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе России.
  8. Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний в системе образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.
  9. Нравственно-этические аспекты уголовно-исполнительных отношений.
  10. Роль и место физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников УИС.
  11. Психолого-педагогические требования к персоналу пенитенциарных учреждений.
  12. Зарубежный опыт деятельности пенитенциарных учреждений.
  13. Актуальные проблемы деятельности ФСИН России и пути их решения.

Следует отметить, что в работе с учащимися необходимо использовать наиболее активные формы ознакомительной работы с деятельностью уголовно-исполнительной системы (встречи с курсантами, слушателями, профессорско-преподавательским составом академии, представителями пенитенциарной профессии), которые могут послужить пробуждению активного интереса к профессии. При этом профессионально-познавательная активность учащихся будет возрастать до степени потребности самостоятельно добывать знания, сведения об интересующей профессии для составления ее полной характеристики.

Целесообразным будет в данном случае на самостоятельную работу старшеклассников отвести ознакомление с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, которые затем обсудить на семинарских занятиях.

Тесное взаимодействие педагогов школ с практическими работниками уголовно-исполнительной системы и образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России возможно организовать через координационный совет по вопросам работы из представителей образования, работников практических органов УИС и образовательных учреждений ФСИН России.

Мы рекомендуем организацию таких совместных мероприятий, как: создание рекламно-справочной печатной и видеопродукции о деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и образовательных учреждений ФСИН России; проведение дней открытых дверей образовательных учреждений ФСИН России; организацию экскурсий в практические органы УИС для учащихся школ; проведение на базе образовательных учреждений ФСИН и территориальных органов спортивно-массовых и культурных мероприятий для учащихся школ и лицеев и т.д.

Так, например, в Рязани организована совместная образовательная и воспитательная деятельность между Академией права и управления и образовательными учреждениями. Торжественное приведение к присяге первокурсников, вручение офицерских погон слушателям выпускного курса, гарнизонный строевой смотр в День Победы, который по сложившейся традиции доверяют открывать батальону курсантов-девушек Академии права и управления, – на эти церемонии непременно приглашаются учащиеся профильных классов школ.

Особое внимание школьников следует привлечь к теме «Сотрудник пенитенциарной системы – основной субъект уголовно-исполнительных отношений». В ходе ее изучения учащиеся знакомятся с категорией лиц, относящихся к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, основными принципами их работы, понятиями служебная дисциплина, честь, долг, ответственность, профессиональная гордость.

Для того чтобы преподаватель мог получить представление о том, какие аксиологические ориентиры будущей профессии учащиеся считают наиболее приоритетными, каждый старшеклассник готовит выступление по опроснику:

Выступления по этим вопросам позволят проанализировать не только ценностные основания, повлиявшие на выбор профессии сотрудника УИС, но и представления школьников о том, что они считают необходимым в будущей служебной деятельности, как соотносят свои личностные качества с профессиональными.

При изучении темы «Сотрудник пенитенциарной системы – основной субъект уголовно-исполнительных отношений» учащиеся имели возможность ознакомиться с принципами работы сотрудников УИС; осознали сущность и социальную значимость будущей профессии; убедились в необходимости соблюдения законов всеми гражданами.

Кроме этого, они пишут сочинение на тему: «Мое представление об идеальном сотруднике уголовно-исполнительной системы», в котором характеризуют качества, необходимые, на их взгляд, идеальному специалисту.

Это дает возможность преподавателю выяснить, какие ценностные качества и характеристики учащиеся считают необходимыми в будущей профессиональной деятельности и как могут соотнести эталон идеального сотрудника пенитенциарной системы с личностными качествами и уровнем специальной подготовки. На основании анализа целенаправленного наблюдения старше¬классников и их творческих работ преподаватель имеет возможность выстроить шкалу качеств идеального сотрудника, а каждый ученик – соотнести их со своими личностными умениями и способностями, особое значение уделяя тем из них, которые еще недостаточно сформированы.

Такая работа, когда полученные теоретические знания соотносятся с личностными устремлениями будущих сотрудников, позволяет реально осознать и оценить собственные возможности в профессиональном плане, увидеть перспективу работы над собой в повышении профессионализма, овладении прогностическими творческими умениями, в воспитании соответствующих качеств характера.

Согласно нашему опыту, интересной для школьников представляется тема «История уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». В процессе работы над темой школьники знакомятся с развитием норм исполнения и применения тюремного заключения Русского государства, закрепленных Судебником 1550 года, Соборным Уложением 1649 года. При изучении этого исторического периода важное место отводится истории создания и развития «Попечительного о тюрьмах общества», относящегося к органам управления тюремной системой, созданного при непосредственном участии и несомненной заслуге князя А.Н. Голицына и имевшего главную цель – нравственное исправление преступников.

Полнее и эмоциональнее раскрыть данную тему позволит знакомство школьников с образом «святого доктора» – Фридриха Иосифа (Федора Петровича) Гааза, в течение почти 25 лет состоявшего членом Московского попечительного о тюрьмах комитета и бывшего главным врачом московских тюрем. Его призыв «Спешите делать добро» до сих пор вдохновляет людей, которые идут в тюрьмы и колонии, чтобы попытаться облегчить участь заключенных.

Более полному и объективному восприятию учащимися дальнейшего развития пенитенциарной системы позволит изучение исторических периодов, связанных с Временным правительством, карательной политикой Советского государства в 1918–1930 годы, системой исправительно-трудовых лагерей, колоний и тюрем в 1930–1950 годы, Советской исправительно-трудовой системой 1960–1980 годов.

Особое место в изучении темы отводится периоду становления и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в 1991–2005 годы, связанному с изменением политических, идеологических, экономических и других условий функционирования всей уголовно-исполнительной системы новой России.

В ходе изучения данной темы целесообразно организовать встречу учащихся с сотрудниками и ветеранами уголовно-исполнительной системы, поездку в Центральный музей ФСИН России в Москву. Музей в данном случае выступает не только как хранилище исторических материалов, это еще и источник нашего отношения к прошлому, уважение к традициям, и не только к ним, но и к службе, к самим себе. Это отражение нашей действительности, показ достижений, а также невероятных трудностей, которые нашим предшественникам и нам пришлось преодолевать. Наконец, это рассказ о людях, о которых нельзя забывать.

При рассмотрении темы «Основные направления профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений. Их роль в реализации уголовно-исполнительного процесса» наиболее эффективным будет после проведения теоретического занятия организовать выезд учащихся в пенитенциарные учреждения (например, во Льговскую воспитательную колонию для несовершеннолетних осужденных женского пола УФСИН России по Рязанской области). В ходе реализации данного мероприятия часть занятия будет посвящена практическому знакомству старшеклассников с профессией специалистов пенитенциарных учреждений, направлениями профессиональной деятельности, их взаимодействию в осуществлении уголовно-исполнительного процесса.

В рамках изучения темы «Особенности исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы» школьники знакомятся с условиями труда, профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы, порядком воспитательного воздействия на них, особенностями процесса реализации уголовно-исполнительного законодательства с различными категориями осужденных (осужденные несовершеннолетние; осужденные женщины; осужденные с аномалиями в психике; осужденные, придерживающиеся уголовных традиций).

Данные вопросы целесообразно изучить на лекциях и в процессе самостоятельной работы учащихся, обеспечив их необходимую теоретическую подготовку, которую в дальнейшем отработать на семинарских занятиях и практическом выезде в пенитенциарные учреждения.

В ходе посещения мест лишения свободы школьникам предоставляется возможность изучения личности осужденного, его правового положения и подготовки к работе с ним по ресоциализации и приобщению к общечеловеческим ценностям, что в конечном итоге будет иметь не только ознакомительную, но и профилактическую функцию для учащихся.

Изучение темы «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний в системе образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы» занимает важное место в довузовском образовательном процессе. В ее содержание входят вопросы ознакомления учащихся с историей становления и развития академии, ее нынешней организационной структурой, организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы курсантов и слушателей, их служебно-боевой подготовкой, культурной и спортивной жизнью вуза.

В процессе изучения темы «Психолого-педагогические требования к персоналу пенитенциарных учреждений» у школьников развиваются коммуникативные и педагогические способности гуманистического характера.

Основной целью при работе по данной теме является не только усвоение определенной суммы знаний и предметных умений, но и, что не менее важно, практическое формирование профессионально-педагогических основ, необходимых будущему сотруднику для успешной адаптации к особенностям воспитательной деятельности в исправительных учреждениях.

Практическая часть занятий в профильных классах пенитенциарной направленности свидетельствует о ее результативности. В частности, игры-тренинги, разработанные нами, развивают эмоционально-психологический компонент личности старшеклассников.

О формировании положительных ценностных отношений учащихся к выбору будущей профессии в пенитенциарных учреждениях свидетельствуют их ответы на вопрос «Почему я выбираю образовательное учреждение в федеральной системе исполнения наказаний»: «Буду помогать осужденным в исправлении поведения, взглядов на жизнь»; «Моя работа будет связана с помощью осужденным. Она, мне кажется будет сложной, связанной с риском для жизни. Но я готов, так как давно мечтал стать психологом и военным, а тут и то и другое сразу»; «Осужденные такие же люди, как и мы, только «свернувшие не на ту дорогу», такое может произойти с каждым».

Михаил ТАРАСИКОВ,
преподаватель Академии права
и управления ФСИН,
г. Рязань

Рейтинг@Mail.ru