Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2006

Коллеги

Продуктивное образование:
реальность и перспективы

Сегодня в системе продуктивного образования участвуют педагоги и ученики из 22 стран. В Европе это движение развивается с 1983 года, причем в основном работа ведется с ребятами, которые были неуспешны по разным причинам в системе массового основного образования. Ежегодно учителя, работающие в продуктивных школах всего мира, собираются на конгресс, обсуждают наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются. О том, в чем отличие программы этих школ, какие методы педагоги используют в работе, как развиваются продуктивные школы в разных странах, – читайте публикуемый материал.

Давайте познакомимся!

Пожалуй, легче всего понять методы работы учителей не через расспросы, а наблюдая за ними. Одна из таких возможностей – участие в совместной работе, например присутствуя на семинарах, мастерских, которые учителя проводят друг для друга. Расскажу о некоторых приемах, которые были отмечены мною во время последнего, XVIII конгресса продуктивных школ. Эти приемы с легкостью можно использовать в работе любых групп – классов, коллективов школ.

Чтобы понять, кто есть кто...

Перед организаторами любого конгресса стоит сложный вопрос: как быстро познакомить участников? Это важно, потому что работа должна проходить в короткие сроки и ее эффективность напрямую зависит от того, насколько комфортно люди чувствуют себя в новом коллективе, могут ли быть искренними, не боясь высказывать свою точку зрения. Точно такие же задачи стоят перед учителем в начале каждого учебного года (дети долго не виделись друг с другом, нужна работа по сплочению группы) или при организации занятий в новых учебных группах.

Вот что было предложено участникам конгресса.

Всем были розданы «бэйджи», на которых кроме имени был приклеен небольшой круг. Отличались лишь диаметры круга и его цвет. Сначала никто не обратил на них внимания: так, оформление какое-то. Но после завершения первых официальных речей нам пояснили их назначение: «Сейчас будет час свободного времени. Пожалуйста, попробуйте найти людей с такими же наклейками, как у вас, и познакомьтесь с ними». Все скептически усмехнулись: ну почему взрослые люди должны знакомиться только с теми, у кого такие же кружки рядом с фамилией, как и у тебя? Но прием оказался эффективным. Во-первых, появился простой повод просто поздороваться друг с другом: «Ой, у вас кружок как у меня. Меня зовут Ольга, я из Москвы. А вы?» Повсюду завязывались беседы, и никто не следил, естественно, за их тематикой. Где-то смеялись, где-то спорили – одновременно около ста человек нашли повод для общения. А о чем могут разговаривать учителя? Естественно, о школах, о детях. Через некоторое время все забыли о кружочках и начали выбирать наиболее интересные для себя группы.

Что у тебя в баночке?

Семинары обычно тоже начинаются со знакомства. Расскажу об одном способе, продемонстрированном немецким педагогом при ведении семинара. Всем участникам было предложено взять по пластиковой баночке из-под фотопленки: «Послушайте, в каждой баночке что-то есть и это что-то гремит особенным способом. Попробуйте найти свою пару – человека, у которого в баночке то же, что и у вас. Расспросите своего партнера о том, кто он, из какой страны, какой школы, что он думает о продуктивном образовании, – возьмите у него небольшое интервью, вот вопросы, и потом расскажите о нем». Все дружно принялись греметь баночками и двигаться по кругу, прислушиваясь к другим звукам. Глаза встречались с глазами, совместный поиск похожего звука быстро познакомил всех присутствовавших. Работа в парах позволила хорошо узнать одного из коллег, а рассказ друг о друге сделал общее знакомство коротким, динамичным и серьезным.

Если бы я...

Мастерская психолога из Греции тоже началась со знакомства. Всем было предложено ходить по кабинету, стараясь в момент сигнала ведущего (хлопок в ладоши) остановиться рядом с человеком, с которым ты еще не знаком, и продолжить фразу ведущего. Фразы каждый раз были разными, только начинались одинаково: «Меня зовут... – А потом, например: – Мое хобби... Если бы ты приехал ко мне в страну, я показала бы тебе... В работе учителя для меня главное...»

Одна из предъявленных в ходе такого «броуновского» движения тем и была ключевой темой мастерской.

Презентация итогов

Конгресс – серьезное дело. То, что наработано, обязательно будет публиковаться в отдельном сборнике. Но во время конгресса подведение итогов должно непременно происходить интересно, не так ли? Ведь грустно становится, когда после работы в группах все снова собираются в конференц-зале и начинают неторопливо, скучно, а порой занудно рассказывать друг другу о «результатах». В сухом остатке только что прошедшей работы мало кто может увидеть ее динамику, интересные повороты мысли.

На этом конгрессе итоговая конференция проходила в веселой игровой форме. Не знаю, заранее договорились об этом ведущие семинаров или нет, но факт налицо: результаты каждой группы представлялись в виде небольших ролевых игр, театрализованных шоу, так как это не сложно для настоящего педагога. Итог оказался неожиданным: зрители не только поняли, что хотели сказать выступающие, но и почувствовали особенность каждой группы, динамику ее работы, настроение людей, которые в ней принимали участие.

Продуктивное образование в разных странах

А теперь давайте посмотрим, какое место занимает продуктивное образование в образовательных системах разных стран. Дело в том, что отношение к такого рода экзотической образовательной модели очень разное.

Германия

Напомню, что в этой стране дифференциация учеников по их способностям (успешности в школе) начинается очень рано, с первых классов: дети, которые получают хорошие отметки, учатся в одних школах, отстающие – в других. Отличаются и аттестаты: лишь после окончания определенной школы ребята имеют право на высшее образование, выпускники других школ могут получить среднее специальное образование, а те, кто не имеет такого аттестата, могут претендовать лишь на должность разнорабочих. Поэтому молодой человек, которого исключают из школы, зачастую имеет только два пути: всю жизнь заниматься подсобным трудом или пополнять «группу риска». Эти ребята составляют самую опасную группу молодых людей для собственного государства. Впрочем, как и во многих других странах.

В Германии продуктивные школы развиваются с 1983 года. Сегодня все больше государственных деятелей, министров образования разных земель ФРГ стараются открыть такие школы. Так, в Саксонии за два последних года количество подобных школ утроилось (21 школа). Берлинские власти в настоящий момент ведут переговоры с лидерами продуктивного образования о возможности включения его элементов в программу всех старших школьников.

Франция

Во Франции в настоящий момент сложилась непростая ситуация для продуктивных школ. В соответствии с законом страны, молодые люди, не достигшие определенного возраста, не имеют права работать (это – защита прав молодежи на образование). Поэтому продуктивные школы в Париже закрывают: ведь их ученики работают в городе подмастерьями, на конкретных рабочих местах, что является нарушением закона.

Во время конгресса специальный семинар был посвящен этой проблеме – все его участники обдумывали, как можно – в соответствии с существующим во Франции законодательством – развивать продуктивные школы.

США

В Америке эти школы называются «Город как школа» и работают уже более 30 лет. Большинство из них – в Нью-Йорке, причем количество таких школ остается примерно постоянным. Основная проблема на сегодняшний день – работа с детьми беженцев из разных стран, сохранение их культуры и интеграция этих ребят в культурное пространство Америки.

Греция

В Греции продуктивных школ, действующих в системе общего образования, пока нет. Они открываются как центры «Предупреждения употребления наркотиков» в системе, аналогичной российскому дополнительному образованию. Основная идея таких центров проста: если ребенок найдет интересное дело, научится творчески относиться к работе, вряд ли его можно будет соблазнить на принятие «дозы».

Центры продуктивного образования открываются в разных городах. Их посещают ребята с 8–9 до 16–17 лет. Основной метод работы в них – творческая проектная деятельность.

Испания

В Испании продуктивные школы создаются для борьбы с безработицей среди молодежи. Юноши и девушки, которые не смогли получить сертификат об образовании в обычных школах, приглашаются в продуктивные. Там процесс образования складывается из реальной деятельности (например, учащиеся строят стадион под руководством опытных специалистов и получают за работу минимальное денежное вознаграждение) и учебы по предметам непосредственно в школах. Согласно статистике, такой режим учебы сильно повышает мотивацию к занятиям и около 90% учащихся школ продуктивного образования успешно сдают выпускные экзамены.

Сегодня в Испании делаются попытки внедрить методы продуктивного образования в среднем звене школ, чтобы предупредить отсев неуспешных учеников из системы массового образования. Логика проста: проще предотвратить ошибку, чем потом ее исправлять. Но пока приемлемого варианта для интеграции продуктивного образования в массовую школу не найдено.

Финляндия

В Финляндии Министерство образования настолько заинтересовалось продуктивными школами, что в прошлом году организовало специальную сеть по подготовке кадров для них, пригласив опытных учителей в качестве руководителей этих «курсов повышения квалификации». В ближайшем будущем планируется открыть более 20 школ, в которых обучение будет идти в процессе пробы молодых людей в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Отметим, что это не профессиональное обучение, а именно пробы: на разных рабочих местах, в совершенно разных профессиях.

Почему в Финляндии школы такого типа развиваются наиболее успешно? На конгрессе этому вопросу было уделено особое внимание. Возможно, это происходит из-за того, что в стране не существует единых общегосударственных экзаменов: каждый педагог при выставлении итоговых отметок проверяет своими методами результаты собственной работы. «Каждый проверяет, научил ли он тому, чему в действительности обучал», – так пояснили финские коллеги. Единых правил итоговой аттестации, единых «билетов» в Финляндии не существует, в отличие от всех других стран, членов данного педагогического сообщества.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Публикация статьи произведена при поддержке испанского туристического агентства «IspanDom». Благодаря услугам агентства «IspanDom» приобрести недвижимость в Испании недорого стало просто и доступно. Посетив сайт компании «IspanDom» по адресу www.ispanskiy-dom.ru, Вы сможете ознакомиться с предлагаемой базой жилых и коммерческих помещений, получить помощь онлайн консультанта, который ответит на все Ваши вопросы, и отправить запрос на покупку недвижимости. Высококлассные специалисты агентства составят все необходимые документы, подробно ознакомят Вас со всеми подходящими вариантами недвижимости, и обеспечат надежные услуги сопровождения сделки по приобретению жилья.

Рейтинг@Mail.ru