Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2006

Коллеги

Дирижер класса

Вспомните на минутку своего любимого учителя. Не того, который работает сейчас в вашей дружной команде, а того, который учил вас, когда вы ходили в школу. Попробуйте сформулировать для себя в двух-трех фразах, что такого особенного делал тот ваш любимый учитель на уроках, что спустя энное количество лет после окончания школы вы все еще помните его?
Попробуйте сопоставить сформулированный вами рейтинг удачных учительских приемов с тем, что думают американские коллеги об эффективной работе педагога. Многие компоненты наверняка окажутся схожими. Какие-то советы, возможно, покажутся интересными. В любом случае сегодняшний материал – неплохой повод лишний раз поговорить с педагогическим коллективом накануне нового учебного года о методах работы на уроке.

Дирижер симфонического оркестра управляет различными группами инструментов, чтобы достичь гармоничного звучания всего оркестра. Точно так же учитель управляет несколькими составляющими класса, чтобы учебный процесс был гармоничным. Среди этих составляющих не только ученики, но и оформление кабинета, расположение в нем мебели, дисциплина, общепринятый порядок поведения на том или ином уроке. В США успешные учителя часто говорят о том, что, приходя утром в школу, они рисуют в своем воображении картину урока и представляют необходимые вещи для того, чтобы урок прошел гладко.

Накануне учебного года важно также помнить о ключевом отличии между начинающими и опытными преподавателями. Оно заключается в том, что в течение первой недели занятий новички, как правило, с головой погружаются в содержание урока, тогда как опытные учителя прежде всего работают над созданием хорошей атмосферы в классе, а уже потом вводят учащихся в суть предмета. Учителя со стажем признают, что в течение первой недели занятий знакомство с правилами и порядками берет верх над самими уроками. Однако впоследствии это имеет колоссальную отдачу. Должная организация учебного процесса позволяет спустя месяц после начала занятий спокойно переключаться между различными видами деятельности на уроке. У сосредоточенных на учебе учащихся во много раз снижается риск возникновения поведенческих проблем.

Организовать процесс обучения, составить план уроков на месяц (четверть, семестр), знать, какие технологии использовать в тот или иной момент урока, установить хорошие взаимоотношения с учениками, создать благоприятную атмосферу в классе – по-настоящему талантливый учитель обязан в равной степени уделять внимание всем этим элементам, подобно дирижеру, чутко улавливающему звук каждого инструмента в процессе создания музыкального шедевра.

Об авторе


Джеймс СТРОНГ – профессор кафедры образовательной политики, планированияи и лидерства в Колледже Вильяма и Мэри в Вильямсбурге (штат Виргиния) – одном из старейших в США (основан в 1693 г.).

Также работал администратором районного департамента образования. Занимается исследованиями в области повышения квалификации учительских кадров. Автор многочисленных книг, статей и разработок, посвященных учительскому мастерству.

Управление классом

Успешное управление классом – гораздо больше, чем просто дисциплина. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что успешные учителя всегда включают наиболее старательных учащихся в процесс управления классом наравне с собой. Для того чтобы это было возможно, учитель должен тщательно готовиться к каждому уроку, заранее придумывая, как сделать его увлекательным, – тогда у детей не останется времени для проказ.

Другими словами, эффективность работы учителя зависит от его готовности к уроку. Некоторые исследователи считают, что наибольший успех учебному процессу обеспечивает самоподготовка педагога. Чтобы быть готовыми к подъемам и спадам в течение всего учебного дня, некоторые учителя зачастую специально работают над положением своего тела во время того или иного момента урока (дети могут устать, им может быть трудна для понимания тема урока и т.д.). Правильно выбранная поза педагога может помочь ученикам сосредоточиться в нужный момент.

В дополнение к таким, прямо скажем, физическим приемам хорошо работающий учитель в начале учебного года устанавливает свои правила и методы ведения урока и рассказывает детям о ситуациях, в которых они будут применяться.

Среди других важных качеств учителя – проницательность. Постоянно следя за поведением учеников, хороший учитель может заранее распознать потенциальную проблему. Термин «осведомленность» все чаще применяется в Америке к учителям, которые эффективно управляют классом. Более того, хорошие учителя, чувствующие малейшее изменение в поведении детей, часто оказываются на шаг впереди той проблемы, которая может возникнуть.

Некоторые исследователи, занимающиеся анализом учительской деятельности, сходятся на том, что эффективное управление классом становится ключевым компонентом эффективного преподавания. В частности, среди наиболее важных принципов работы педагога выделяются следующие:

  • Постоянная дисциплина – основная составляющая управления классом.
  • Успешные учителя-управленцы в течение всех уроков гармонично сочетают плавные изменения в ходе подачи материала и поддержание мотивации каждого учащегося.
  • Умение работать в многозадачном режиме – залог успешного урока.
  • Навыки управления классом включают умение использовать пространство классной комнаты (запланированное перемещение по классу в определенные моменты урока, с тем чтобы привлечь внимание учащихся к важному выводу, проблеме, итогу изучения темы).
  • Высокопрофессиональный учитель предотвращает малейшую проблему, прежде чем она станет большим осложнением.
  • Гарантией успеха также является способность учителя повысить вовлеченность учеников в процесс обучения и извлечь пользу из каждого момента обучения.
  • Про успешного учителя говорят, что у него есть глаза на затылке.

Элементы организации эффективного урока

Организационные навыки заслуживают особого внимания при обсуждении темы эффективного управления классом. Не секрет, что учитель, поддерживающий порядок в кабинете, подтянутый и хорошо выглядящий, заранее подготовленный к уроку, волей-неволей является примером для учеников, что, естественно, способствует их организованности в учебном процессе. Уделяя внимание этому вопросу, в США для учителей выделили один час в неделю, свободный от административной работы, который они должны потратить, обучаясь эффективной организации урока.

Способов достижения удачной организации урока существует множество. Хорошо организованные классы очень легко узнать. Учитель в подобных классах устанавливает такие правила и применяет такие методики, что стороннему наблюдателю кажется, будто урок идет сам собой, будто все выполняется всеми по заранее составленному плану. Ученики всегда точно знают, что и когда делать.

Простой пример. Часто успешный учитель использует различные цветные метки, чтобы он сам или учащиеся могли в течение урока быстро найти в кабинете то, что им нужно. Скажем, цветные метки на папках (когда каждый цвет соответствует определенной теме и т.п.) очень помогают сэкономить время на поиске. А такие банальные материалы, как ножницы, степлеры, скотч, карандаши, можно раз и навсегда положить в легкодоступное для учеников место и не раздавать их каждый раз. Другая ситуация: преподаватели естественных наук часто назначают учеников своими ассистентами, которые помогают подготовить лабораторию к занятиям. В процессе урока «ассистенты» с радостью продолжат помогать своему учителю и могут даже повлиять на одноклассников, если они нарушат порядок. Подобные нехитрые стратегии по организации урока позволяют посвятить больше времени учебному процессу.

Вопрос состоит лишть в том, что учитель должен четко сформулировать для детей определенные правила, потратить урок (а порой и два) на их объяснение и тогда впоследствии просто требовать их выполнения, не вдаваясь в расшифровку тех или иных понятий каждый раз. Однако надо помнить, что для установления подобных правил не обойтись без таких вещей, как тренировка, обратная связь и похвала. Выполнение принятых правил должно стать для учеников автоматическим. Ведь правила, доведенные до автоматизма, служат залогом успеха и учителя, и учащихся.

По результатам ряда исследований ключевые элементы организации урока можно сформулировать так:

  • Преподавание подобно трюку: учитель должен быть способен жонглировать различными видами учебной деятельности и практическими заданиями.
  • Заблаговременная подготовка всех необходимых в процессе урока пособий, включая несколько дополнительных на случай, если что-нибудь сломается, – признак хорошо организованного учителя.
  • Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит учащимся помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя.

Дисциплина на уроке

Умение предотвратить негативное поведение – один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что ученики не знают правил и не следуют им. Почтительные отношения между учениками и учителем создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и установлением доверия в классе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между учителем и учениками.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение учителя управлять классом. Хорошим учителям удается обратить должное внимание на потребности всех учеников во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство учителей чаще всего уделяют внимание одним и тем же ученикам, игнорируя других. Естественно, такое поведение учителя увеличивает вероятность плохого поведения учеников.

Хороший учитель умеет анализировать поведение учеников и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому учителя, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению учеников, более успешны в управлении классом и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, учитель дает ученику возможность осознать проблему и приводит примеры, как ученик мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких детей никогда не отразятся на поведении всего класса. Безусловно, администрация школы и родители должны поддерживать эффективные, хорошо продуманные дисциплинарные планы учителя.

Важно помнить, что для учащихся младших классов нужны доступные правила, а для учащихся старшей школы – ясные, конкретные требования. Постоянство, с которым учитель реагирует на нарушения правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает учителям снизить до минимума показатели плохого поведения учеников на уроках.

Чуткий учитель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации школы. Он понимает, что, снизив количество дисциплинарных проблем в классе, сможет значительно повысить успеваемость учащихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают ученики.

Исследования способности учителей справляться с дисциплиной на уроках постоянно выявляют следующее:

  • Хороший учитель тратит минимальное время на дисциплину и максимальное на обучение.
  • Время, затраченное на дисциплину, обратно пропорционально успеваемости учеников.
  • Успешный учитель замечает и реагирует на неуместное поведение незамедлительно.
  • Эффективный педагог всегда утверждает ясные правила поведения и устанавливает доверительные отношения с учениками с помощью добросовестного и непрерывного соблюдения дисциплинарных норм.
Джеймс СТРОНГ.
Перевод Натальи САРТАН

Рейтинг@Mail.ru