Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Консультация

О моделировании воспитательной системы
школы будущего

Понятие «воспитательная система» впервые было введено в педагогический научный оборот академиком Л.И. Новиковой и ее научной школой в 1989 году. За последовавшее десятилетие под ее руководством была создана целая педагогическая теория воспитательных систем и показаны возможности практического применения.

С точки зрения современной теории воспитания, воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой ими среды), дающая общий эффект.

Однако в практике образования под системой воспитания, как правило, понимается система взаимосвязанных воспитательных воздействий (мероприятий, дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей образовательной системе школы, в худшем – набор мероприятий, проводимых не всегда осмысленно, а иногда «для галочки» или под давлением извне.

Это обстоятельство, несомненно, требует формирования профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения в управлении воспитанием. Значит, с целью устойчивого развития необходимо определить и задействовать как внутренние ресурсы школы, так и профессиональную жизнеспособность и компетентность всех субъектов образовательного процесса; выстроить воспитательный процесс с учетом ориентации на его качество как интегративный результат; разработать новые концептуальные подходы к содержанию воспитания и отбору воспитательных технологий.

В связи с этим целесообразно рассмотреть технологию конструирования воспитательной системы школы, которая состоит из следующих этапов.

1. Определение целей ее создания (или цели развития, если она создана). Цель является основанием для отбора компонентов системы. Формирование и формулирование целей – трудное дело. Неверно сформулированная, а то и неверно сформированная цель дезориентирует деятельность воспитательной системы. Не менее важна трансформация педагогических целей в цели учащегося. Должны быть созданы дидактические условия и возможности определения целей и раскрытия их личностного смысла.

Процесс выработки целей воспитания может состоять из:

  • диагностики состояния воспитательного процесса, анализа исходной ситуации;
  • моделирования целей и задач, возможных результатов;
  • организации коллективного целеполагания, совместной деятельности учителей, учащихся и родителей;
  • уточнения целей и задач, внесения корректив в первоначальные замыслы.

2.Определение набора компонентов, элементов воспитательной системы исходя из определенной цели.

3. Определение функционала каждого компонента и проверка, нет ли дублирования.

Функции – это целевое предназначение компонентов в системе, характеризующее содержание, формы и методы деятельности по ее достижении (что и как делать).

Определение функций каждого компонента предполагает:

  • определение роли этого компонента в общей структуре управления (для чего);
  • формулирование целей деятельности этого компонента (что будет делать);
  • систематизация и обобщение всех целей деятельности компонента;
  • непосредственное определение функций (как этот компонент достигнет возлагаемых целей), т.е. определение направлений деятельности.

4. Выделение системообразующего (главного) компонента. Этот компонент должен быть связан со всеми другими, без него система разрушается.

5. Установление связей системообразующего компонента со всеми другими. На этом этапе определяются направления совместной деятельности компонентов, корректируются ранее разработанные функции. В итоге выстраивается структура воспитательной системы, представляемая в виде схемы.

6. Оценка уровня целостности системы. На этом этапе мы отвечаем на вопрос, позволит ли разработанная воспитательная система достичь цели ее создания (см. п. 1).

7. Определение условий для ее функционирования (создание ресурсного обеспечения). Этот этап – заключительный, он состоит в формировании материальной основы функционирования системы.

Следует отметить, что реализация модели воспитательной системы школы будущего является исследовательской, опытно-экспериментальной деятельностью, а это диктует необходимость разработки программы ее развития.

Рассмотрим примерную программу развития воспитательной системы школы будущего.

Цель исследования: разработать и обосновать модель воспитательной системы школы будущего.

Объект исследования: воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: воспитательный процесс в школе будущего.

Гипотеза исследования: если воспитательный процесс в школе строится на системной основе в соответствии с концептуальными идеями развития целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов и при этом выполняются следующие условия:

  • разработан методический аппарат мониторинга воспитанности учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
  • реализуется «оптимистическая гипотеза» в деятельности педагогов;
  • корректируются затруднения учащихся и воспитательный процесс применительно к конкретной личности;
  • осуществляется предупреждение затруднений учащихся в воспитательном процессе посредством совершенствования традиционных технологий воспитания и использования новых, –
    то он обеспечит формирование личности, способной адаптироваться к социальной жизни на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей.

Задачи исследования:

  1. Выявить на основе анализа микросреды школы, потребностей учащихся и их родителей социальные группы, запросы которых должна удовлетворять школа будущего.
  2. Изучить состояние воспитательного процесса в школе и определить на основе полученных данных противоречия в его содержании и организации.
  3. Разработать содержательные, организационно-деятельностные и операционно-технологические основы воспитательного процесса в школе будущего.
  4. Экспериментально обосновать условия эффективности воспитательного процесса в школе будущего.

Этапы опытно-экспериментального исследования (развития воспитательной системы школы будущего):

I этап

Изучение микросреды школы в аспекте организации жизнедеятельности учащихся.

Анализ состояния воспитательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом полученных данных.

Подбор и разработка диагностических материалов, используемых для определения уровней: воспитанности (учащиеся), профессиональной компетентности и личностных установок (учителя), сформированности родительской позиции (родители).

Диагностика уровня воспитанности учащихся.

Разработка концепции воспитательной системы школы будущего.

II этап

Построение обобщенной модели воспитательной системы в школе будущего.

Разработка технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в школе будущего.

Диагностика уровня воспитанности учащихся.

Диагностика профессиональной компетентности и личностных установок учителей.

Диагностика уровня сформированности родительской позиции.

Поисковая экспериментальная работа по проверке технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса.

III этап

Описание и апробирование технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в школе будущего.

Диагностика уровня воспитанности учащихся (изучение динамики).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, ее корректировка.

IV этап

Корректировка технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в школе будущего.

Диагностика уровня воспитанности учащихся (изучение динамики).

Диагностика профессиональной компетентности и личностных установок учителей (изучение динамики).

Анкетирование участников педагогического процесса с целью выявления степени их удовлетворенности содержанием и организацией воспитательного процесса.

Анализ состояния воспитательного процесса в школе.

V этап

Реализация целостной модели воспитательного процесса в школе будущего.

Осуществление технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в школе будущего.

Подготовка методических рекомендаций классным руководителям, методистам, руководителям школы.

Критерии и показатели оценки результатов:

  1. Продуктивность (уровни воспитанности учащихся, степень профессионального самоопределения школьников, уровни сформированности у них социально-ценностных отношений).
  2. Адаптационная способность школы (реализуемость – готовность участников педагогического процесса к реализации цели и задач; гибкость – своевременная идентификация новых проблем, способность работать в меняющихся условиях).
  3. Удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией воспитательного процесса (уровень мотивации к деятельности, отношение к деятельности, содействие развитию друг друга).

Прогноз ожидаемых результатов:

  • Мониторинг воспитанности учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности, изучение удовлетворенности участников педагогического процесса деятельностью свидетельствуют о том, что разработанная модель воспитательной системы школы будущего позволяет реализовать условия, обеспечивающие самореализацию учащихся и педагогов.
  • Педагоги школы владеют методиками диагностирования способностей, склонностей, интересов и т.п. школьников, что позволяет своевременно определять возможности учащихся и вносить соответствующие изменения в воспитательный процесс каждой личности.
  • В школе создан благоприятный социально-психологический климат, мерой которого служит самочувствие каждого участника педагогического процесса.
  • Большинство учащихся осуществляют осознанный профессиональный выбор в рамках школьного обучения.

Прогноз потерь, негативных последствий:

  • Возрастание объема информации о возможностях учащихся может привести к несвоевременной ее обработке классными руководителями.
  • Недостаточное включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности вследствие слабой практической подготовки учителей в этом направлении.
  • Дополнительное обучение педагогов диагностике возможностей учащихся и составлению коррекционных программ.
  • Возникновение у учителей существенных затруднений при введении новых технологий воспитания, обусловленных сложившимися стереотипами профессиональной деятельности.
  • Значительные временные затраты со стороны руководителей школы при внедрении целостной модели воспитательного процесса в случае отсутствия необходимых технологических процедур.

Предполагаемые компенсации возможных негативных последствий:

  • Разработка разнообразных схем, таблиц, позволяющих ускорить процесс обработки собранной информации, использование информационных технологий.
  • Определение четкой последовательности внедрения модели воспитательной системы и необходимых технологических процедур.
  • Обучение учащихся умениям управлять своей деятельностью и включение их в разнообразные структуры внутришкольного управления.
  • Проведение психологических тренингов для учителей и коммуникативных тренингов для учащихся.

Формы представления результатов опытно-экспериментальной работы:

  1. Отчеты по завершении каждого этапа эксперимента.
  2. Научно-практические семинары для методистов и руководителей школ.
  3. Статьи, методические рекомендации.

Надеемся, что предложенные идеи помогут вам в практической деятельности по формированию воспитательной среды школы.

В заключение отметим, что при желании можно достаточно быстро спроектировать идеальную модель воспитательной системы школы будущего, но с момента замысла до реализации идеи пройдут годы. Однако не используйте готовые модели. Ведь еще К.Д. Ушинский предупреждал, что передается не опыт, а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики.

Михаил НЕЧАЕВ,
зам. директора по воспитательной работе,
руководитель Центра проблем воспитания школы № 137, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru