Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Книжная полка


Мастер-класс для заместителей директора школы
по воспитательной работе.
Организация и планирование работы

М.: 5 за знания, 2006

Среди изданий для педагогов и школьной администрации книги из опыта работы всегда занимали особое место. Во-первых, авторы говорят не о том, что желательно сделать (провести, организовать и т.п.), а о том, что уже сделано и к чему можно обратиться как к проверенному алгоритму действий. Во-вторых, подобные издания, как правило, написаны понятным читателю языком. Данная книга, вышедшая в серии «Методическая библиотека», полностью соответствует заявленному жанру.

Название методического пособия полностью отражает его содержание: составители проводят заочный мастер-класс, направленный на овладение навыками планирования, организации и технологии воспитательной работы в школе.

Представленные в издании материалы могут быть условно разделены на 4 части.

Одна часть – нормативные документы, касающиеся должностных обязанностей, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, примерные схемы анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся и т.п. Причем выраженной особенностью пособия стал не пересказ хорошо знакомых (хочется так думать) инструкций и положений, а определение нормативных аспектов работы с учетом специфики учебного заведения. Например, функциональные обязанности зам. директора по ВР вытекают из годового тематического плана ОУ, а концепция воспитательной системы школы строится на основе общих методических указаний, которые преломляются сквозь призму содержания учебных программ конкретной школы. С одной стороны, такой опыт интересен сам по себе как образец организации воспитательной работы, а с другой – наглядно демонстрирует целесообразное отношение к нормативам: не как к догме, а как к руководству, задающему некие принципиальные ориентиры, но при этом имеющему вариативный компонент.

Другая часть посвящена вопросам планирования воспитательной работы. Авторы справедливо указывают, что предусмотреть все, с чем предстоит встретиться на пути воспитания, невозможно, так как источники воспитательного воздействия весьма разнообразны. Однако это не только не отменяет планирования, а скорее наоборот, требует более ответственного к нему отношения. Целый раздел содержит как общие методические рекомендации по вопросам планирования, так и примерные годовые планы воспитательной работы школы.

Еще одна часть – технологии воспитательного процесса, знание которых – необходимая составляющая компетентностного руководства в любой области, и в том числе в образовании.

И, наконец, большое внимание отведено описанию конкретных направлений и видов воспитательной работы, например поисково-краеведческой и музейной педагогике, формированию толерантного мышления и др.

Авторы убедительно говорят о полезности и необходимости воспитательной работы в школе как самостоятельном направлении, но… при этом не упоминают о воспитывающей роли самого образования, которое оказывает не меньшее влияние на становление личности ребенка.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru