Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2006

Книжная полка

Н.И. Дереклеева
Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.
5–11 классы

М.: ВАКО, 2006

Если внимательно прочитать годовой план школы, можно сразу определить, каков в ней руководитель, каковы взаимоотношения в коллективе, какова стратегия развития учебного заведения, каковы образовательные и воспитательные приоритеты школьного сообщества». Эти слова Е.Ямбурга, на которые ссылается автор, выражают главную идею книги: образовательные и воспитательные задачи определяют и современное положение дел в школе, и перспективы ее развития. В связи с этим понятна ответственность, которая лежит на школьной администрации – директоре и его заместителях, выступающими носителями идеологии образовательного процесса в учебном учреждении.

«Справочник завуча» задуман как универсальный, рассчитанный на тех, кто руководит разными сторонами образовательного процесса – и обучением, и воспитанием, иначе говоря, завучей по учебно-методической и воспитательной работе. В силу заявки на универсальность это пособие полезно и директору школы.

Книга состоит из двух частей. Первая часть касается вопросов планирования и организации учебно-методической работы в школе, деятельности методобъединений, повышения квалификации учителей-предметников. Во второй части речь идет о воспитательной системе школы, и прежде всего об основных задачах заместителя директора по воспитательной работе и о повышении квалификации классных руководителей. Особое внимание автор уделяет внутришкольному контролю.

Книга универсальна не только по своей идее обобщения под одной обложкой сведений для завучей, ответственных за разные направления работы, но и по характеру представленного в ней материала. С опорой на данное издание можно подготовить всю необходимую документацию: планы и отчеты, памятки и рекомендации, графики контрольных работ и классных часов и т.п. Хорошо известно, что именно эта, «бумажная» часть работы нередко вызывает большие трудности как у молодых педагогов, так и у учителей и завучей.

Кроме того, автор представляет конкретные разработки отдельных мероприятий, например педсоветов или заседаний методобъединений. Перед каждым директором школы наверняка не раз вставал вопрос о том, как превратить заседания педсоветов из обязательных и скучных мероприятий в рабочие и содержательные, а также помогающие каждому педагогу почувствовать себя нужным и полезным. Причем эти сведения также носят универсальный характер. Так, предлагаемые автором памятки «Простые истины хорошего урока» или «12 «нельзя» учителя и классного руководителя» не имеют непосредственного отношения к тем или иным учебным предметам и даже более того: они могут быть рекомендованы всем взрослым участникам образовательного процесса, в том числе и читателям нашей газеты.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru