Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2006

Опыт

«Живое знание»

Мастерская ценностных ориентаций
для педагогов и старшеклассников

Человек должен жить в сфере добра.
Эта сфера добра в значительной степени создается им самим.
Она создается из его добрых дел, добрых чувств,
добрых воздействий на окружающую среду,
памяти на добро.
Д.С. Лихачев

Указом Президента РФ В.В. Путина нынешний год объявлен Годом гуманитарной культуры, Годом Лихачева. Столетию со дня его рождения были посвящены VI Международные Лихачевские научные чтения, которые прошли в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.
День знаний в образовательных учреждениях России будет посвящен идеям, книгам, жизненному и творческому пути выдающегося ученого и гражданина академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Возможно также, что на протяжении осени в вашей школе будут организованы мероприятия или классные часы, посвященные Д.С. Лихачеву. Поэтому в помощь заместителю директора по УВР предлагается один из возможных вариантов подготовки педагогов и старшеклассников к образовательной встрече с яркой личностью ученого, к самостоятельному выбору изучения его книг и статей.

В процессе организации и творческого сотрудничества всех участников мастерской выстраивается «живое знание», новый рефлексивный опыт, происходит самостоятельный выбор духовных и культурных ценностей. В мастерской создается атмосфера творчества, добра, поиска новых смыслов понимания себя, других людей, жизни.

Сверхзадача мастерской – интегрировать процессы воспитания, познания, развития, становления личности путем проживания «образовательной встречи» со смысложизненными текстами, интересными людьми, яркими авторами, культурными контекстами, «встречи» со своими вопросами и ответами на них. Приглашаем вас принять участие в мастерской построения своего отношения к личности и творчеству великого человека.

У меня есть два личных впечатления от «встречи» с личностью этого человека. Первое – его выступление в Ленинграде, когда я слушала его аспиранткой и меня поразила естественность его контакта с аудиторией. Казалось, что он просто размышляет публично, включая слушателей в тайну рождения мысли.

И второе незабываемое впечатление, которое не стерли годы. Я приехала на могилу Анны Ахматовой в Комарове, и вдруг экскурсовод предложила подойти еще к одной могиле, расположенной рядом. Мы увидели рукотворный курган из цветов, а на вершине – потухшую свечу, за которую держалась открытка с крупными детскими каракулями «Дедушка, я тебя люблю!». Это была прощальная встреча с только что ушедшим из жизни Д.С. Лихачевым.

1-й шаг мастерской включает внимание, интерес, активизирует жизненный опыт и ассоциативные возможности памяти. Участникам мастерской предлагается посмотреть фотографии и портреты Дмитрия Сергеевича Лихачева (желательно показать их через проектор или использовать видеофильм «Д.С. Лихачев», подготовленный СПбГУП) и высказать свои впечатления. Студенты отмечают благородство облика, безупречную белизну рубашки и наличие галстука, красоту жеста, внимательный взгляд, спокойствие, сосредоточенность, мудрость, жизненный опыт, седины, множество книг в кабинете, ученость и т.д. Внимательное вглядывание в облик, лик, лицо человека, в его внешний образ, отражающий свет души и силу духа, станет этапом предзнания.

Каждый рассказывает в группе (4–5 собеседников) о своем впечатлении. Затем на листе бумаги (формата А4) самостоятельно выстраивает свою «карту памяти» знаний о жизненном и творческом пути Д.С. Лихачева. На доске вывешиваются образцы «карт памяти» и правила их составления (Тони Бьюзен. Научите себя думать! – Минск, 2004. Подробно об этой методике «УШ» писало в № 10/2006).

Напомните участникам мастерской о законах картографии памяти:

  1. Начинайте с цветного изображения в середине.
  2. Наносите рисунки и слова по всей карте.
  3. Слова следует писать печатными буквами.
  4. Каждое слово нужно печатать возле линии, а каждую линию соединять с другими линиями.
  5. Слова должны быть единичными, т.е. одно слово на одну линию.
  6. Используйте разные цвета, символы, знаки.
  7. Интеллекту надо дать полную свободу.

2-й шаг – общение: в процессе социализации в каждой группе происходит обсуждение составленных карт и обогащение знаниями друг от друга. Мастер составляет свою карту и комментирует ее.

3-й шаг погружает участников в чтение «страниц» ярких мыслей и раздумий Д.С.Лихачева о человеке, воспитании интеллигентности, духовных ценностях и культуре. Мастер предлагает прочитать в течение 10 минут дидактические материалы и выбрать самостоятельно те цитаты, которые в данный момент воспринимаются каждым собеседником по-разному: как личностно значимые, актуальные, интересные, спорные, вдохновляющие, мудрые, парадоксальные мысли. Эти «определения-отношения» записываются на полях выданных листов (листов должно быть не больше трех; обязательно указываются источники; выбор может меняться в зависимости от возраста участников мастерской и продолжительности работы).

Приведем примеры.

Вдохновляющая мысль. «Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Ведь вот любопытная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания. А может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно» (Д.С. Лихачев. Раздумья. – М., 1991. С. 291–292).

Интересная мысль. «Задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное – счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов» (Д.С. Лихачев. Раздумья. – М., 1991. С. 291).

Спорная мысль. «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке» (Д.С. Лихачев. Об интеллигенции. – СПб., 1997. С. 377).

Актуальная мысль. «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накопленной» культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей» (Д.С. Лихачев. Раздумья о России. – СПб., 2004. С. 434).

Личностно значимая мысль. «Ум – это прежде всего поведение. Умный человек – это тот, кто ведет себя правильно в собственной семье, с товарищами, на работе и т.д. Ум – это тактичность, умение отделить мелкое от важного, предусмотреть будущее…» (Д.С. Лихачев. Раздумья. – М., 1991. С. 313).

Каждый читающий делает свой выбор, дает оценки выбранных цитат, имеет право прокомментировать свой выбор собеседникам.

4-й шаг основан на погружении в размышления. Интеллигентность проявляется в способности к пониманию. Постараемся понять и обсудить точку зрения Д.С. Лихачева, изложенную им в статье «Об интеллигентности».

Об интеллигентности

Об этом слове – интеллигентность, интеллигенция – много спорят. Думаю, что нельзя сводить дело к каким-то внешним признакам. Начиная с XVIII и ранее XVII в. утвердилось противопоставление человеческой культуры природе. Века эти создали миф о «естественном человеке», близком природе и потому не только не испорченном, но и необразованном. Открыто или скрыто естественным состоянием человека считалось невежество. И это не только глубоко ошибочно, это убеждение повлекло за собой представление о том, что всякое проявление культуры и цивилизации неорганично, способно испортить человека, а потому надо возвращаться к природе и стыдиться своей цивилизованности.

Это противопоставление человеческой культуры как якобы «противоестественного» явления «естественной» природе особенно утвердилось после Ж.-Ж. Руссо и сказалось в России в особых формах развившегося здесь в ХIX в. своеобразного руссоизма: в народничестве, толстовских взглядах на «естественного человека» – крестьянина, противопоставляемого «образованному сословию», просто интеллигенции.

Хождение в народ в буквальном и переносном смысле привело в некоторой части нашего общества в ХIX и ХХ вв. ко многим заблуждениям в отношении интеллигенции. Появились и выражение «гнилая интеллигенция», презрение к интеллигенции, якобы слабой и нерешительной. Создалось и неправильное представление об «интеллигенте» Гамлете как о человеке постоянно колеблющемся и нерешительном. А Гамлет вовсе не слаб: он преисполнен чувства ответственности, он колеблется не по слабости, а потому что мыслит, потому что нравственно отвечает за свои поступки.

Врут про Гамлета, что он
нерешителен.
Он решителен, груб и умен.
Но, когда клинок занесен,
Гамлет медлит быть
разрушителем
И глядит в перископ времен.
Не помедлив, стреляют злодеи
В сердце Лермонтова или
Пушкина…
(Из стихотворения Д. Самойлова «Оправдание Гамлета»)

Образованность и интеллектуальное развитие – это как раз суть естественные состояния человека.

Однако образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого и настоящего, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка – разговорного и письменного – вот это и будет интеллигентность.

Конечно, образованность нельзя смешивать с интеллигентностью, но для интеллигентности человека огромное значение имеет именно образованность. Чем интеллигентнее человек, тем больше его тяга к образованности. И вот тут обращает на себя внимание одна важная особенность образованности: чем больше знаний у человека, тем легче ему приобретать новые. Новые знания легко «укладываются» в запас старых, запоминаются, находят себе свое место.

Приведу первые пришедшие на память примеры. В двадцатые годы я был знаком с художницей Ксенией Половцевой. Меня поражали ее знакомства со многими известными людьми начала века. Я знал, что Половцевы были богачами, но если бы я чуть больше был знаком с историей этой семьи, с феноменальной историей ее богатств, – сколько интересного и важного я мог бы от нее узнать. У меня была бы готовая «упаковка», чтобы узнавать и запоминать.

Или пример того же времени. В 20-е гг. у нас хранилась библиотека редчайших книг, принадлежавших И.И. Ионову. Я об этом как-то писал. Сколько новых знаний о книгах я мог бы приобрести, если бы в те времена я знал о книгах хотя бы немного больше.

Чем больше знает человек, тем легче он приобретает новые знания.

Думают, что знания толкутся и круг знаний ограничен какими-то объемами памяти. Совсем напротив: чем больше знаний у человека, тем легче приобретаются новые.

Способность к приобретению знаний – это тоже интеллигентность.

Интеллигентность создается в возрасте от 3 до 16–17 лет. Потом из неинтеллигентного человека сделать интеллигентного уже невозможно. Интеллигентность – это не просто образование и сумма знаний – все это может быть и у неинтеллигентного человека. Это способность к приобретению знаний и к пониманию другого человека и другой культуры (Д.С. Лихачев. Раздумья о России. – СПб., 2004. С. 643–648).

Каждому предлагается прочитать эту статью с карандашом и подчеркнуть в ней новые для себя мысли или акценты и записать на своем листке мысль-цитату, которая станет «точкой опоры» (точкой бифуркации) для размышлений. «Истинное бытие не имеет ни времени, ни пространства. Оно все компактно–едино. Это нечто вроде точки» (Д.С. Лихачев. Об интеллигенции. – СПб., 1997. С. 158).

Завершается этот этап работы чтением стихотворения А. Вознесенского и поиском своего аргумента или контраргумента – отношения к основному тезису и пафосу стихо¬творения. Предлагается в каждой группе назвать фамилии тех людей, которые авторитетны для участников мастерской, интеллигентны – с их точки зрения.

* * *
Есть русская интеллигенция.
Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.

Есть в Рихтере и Аверинцеве
земских врачей черты –
постольку интеллигенция,
постольку они честны.

«Нет пророков в своем отечестве».
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.

Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович
Козырев –
небесный интеллигент…

Воюет с извечной дурью.
для подвига рождена,
отечественная литература –
отечественная война.
Какое призванье лестное
служить ей, отдавши честь:
«Есть русская интеллигенция!
Есть!»

5-й шаг в работе дает возможность каждому выразить свое понимание-отклик на поставленную проблему и одновременно включиться в полилог со всеми собеседниками. Эта форма работы в каждой группе называется «письмо по кругу». Все синхронно в течение пяти минут продолжают, комментируют своими размышлениями выбранную мысль из статьи Д.С. Лихачева, а затем передают свой текст соседу справа, одновременно получают другую работу от соседа слева, читают ее и продолжают своими размышлениями... Работа по кругу завершается, когда текст возвращается к первому автору. Каждый читает коллективно созданный отклик и записывает заголовок и резюме – последнее предложение. В группе каждый зачитывает коллективно созданный комментарий к выбранной мысли; всем участникам мастерской предлагается прослушать одну-две самые содержательные и оригинальные работы.

Приведем примеры выбранных студентами строк, которые они комментировали и интерпретировали: «Люди должны жить с достоинством…», «Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового…», «Чем интеллигентнее человек, тем больше его тяга к образованности…», «Высшее образование дает знания, но не интеллигентность…», «Существование человека как определенной ценности – уничтожается…», «Ужасно, что слово «патриот» стало у нас бранным словом…», «Сейчас весна, надо мыть окна…» и др.

«Письмо по кругу» помогает услышать не только себя, но и собеседника, поделиться с другими своими размышлениями и дисциплинирует автора каждой мысли ограничением времени работы. Динамичность процесса работы (на каждый лист три-пять минут) помогает реализовать правило Д.С. Лихачева: умение быть немногословным и содержательным.

Рефлексивный этап мастерской позволяет вернуться к «картам памяти», расширить и исправить их, обогатить новым содержанием и отношением, провести живое дискуссионное обсуждение индивидуальных и коллективных результатов работы.

– Каждый говорит о том, какую книгу, статью, тему, идею раздумий Д.С. Лихачева он для себя открыл, какую новую информацию внес в свою «карту памяти».

– Какой шаг мастерской был наиболее интересным, личностно значимым, перспективным?

– Можно ли сформулировать свое «открытие», сделанное в процессе работы?

– Каким вопросом, обращенным к себе, собеседникам, Д.С. Лихачеву или мастеру вы могли бы завершить мастерскую?

Научное творчество и жизнетворчество – два источника благоговения перед величием человеческого духа, способности человека одухотворять свою жизнь, обогащать ее мудрыми мыслями и опытом. Сверхзадача мастерской – построить размышления ее участников об интеллигентности, о смысле жизни как пути приобщения к культуре.

Елена ГАЛИЦКИХ,
зав. кафедрой русской литературы и методики обучения литературе
Вятского государственного гуманитарного университета

Рейтинг@Mail.ru