Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2006

Юбилей

10 педагогических пар

Наверное, это некое нарушение традиций профессиональной методической газеты для школьной администрации – сделать по-настоящему лирическое отступление. Но в юбилейном номере мы наконец-то можем позволить себе не говорить о директоре исключительно как о профессионале своего дела. Ведь прежде всего это человек, которого каждый вечер ждет дома его семья, который, как и все, не хочет думать только о работе. Он любит, мечтает, переживает…
Семья директора школы – разговор особый. Трудно найти человека, совпадающего с тобой в жизненном графике. Может быть, поэтому нам удалось без труда найти семейные пары, где вторая половина тоже поглощена школьным бытием и знает, почем фунт директорского лиха.
На юбилейных страницах мы собрали десять историй таких пар. Не ищите закономерности: размещали их не по возрасту, не по алфавиту и не по педагогическому стажу. Пусть из этих судеб самых разных людей сложится единая картина под названием «простое человеческое счастье».

Педсовет на ужин

Их даже Интернет видит только в паре. В первой же ссылке поисковой системы Yandex на запрос «Гусева Елена Прокофьевна» видишь рядом два имени: ГУСЕВА Елена Прокофьевна, ГУСЕВ Вячеслав Борисович, словно в бездонном море фактов, событий и цифр глобальной сети безошибочно определяется, как много общего у этих людей – одна семья, одна профессия, одна должность…

После второго курса Московского государственного педагогического института им. Ленина они пополнили данные статистики о создании новой семьи. На географическом факультете продолжили учиться уже двое Гусевых. Позже их ждали учительские ставки столичных школ. А еще позже – директорские полномочия.

Супруг опередил жену с переходом на административный уровень, возглавив столичный ГОУ Центр образования № 497. О трудностях руководящей работы Елена Прокофьевна узнавала из первых уст. Но, видимо, недостаточно «напугал» ее Вячеслав Борисович – следуя по его стопам, жена взяла на себя руководство вечерней сменной школой, а недавно – ГОУ СОШ № 480 им. Талалихина.

То, что стиль управления у мужчин и женщин отличается, определилось быстро. Вячеслав Борисович уверен: женщина переносит все более эмоционально. Кроме того, мужчине в женском коллективе легче работать – во всяком случае, ему. «Мужчины и женщины быстрей поймут друг друга, чем женщины – женщин», – считает знаток педагогических взаимоотношений.

Их школы – и те рядом. Правда, общие проекты завязаться не успели. Пока супруга знакомилась со своей школой, другой директор из их семьи был на больничном с травмированной ногой. Не успел выздороветь – по программе Правительства Москвы старому зданию школы им. Талалихина уготовили судьбу исчезнуть, чтобы возродиться в виде новостройки.

И хотя в школах друг у друга супруги бывают нечасто, каждый ужин у них – семейный педсовет, ведь управленческие проблемы – как близнецы-братья: финансы, комплектация и организация учебно-воспитательного процесса, методическая работа, безопасность ОУ…

«Расслабляться нам некогда!»

Она – сама стремительность. Быстрая походка, стиль одежды, манера общения – все свидетельствует об образе собранной, решительной, деловой женщины. Ее день расписан по минутам; ее прическа всегда безупречна; коллеги подтягиваются при ее появлении и выдают одну креативную идею за другой, словно получая от нее заряд творчества и бодрости духа.

Он – сама сдержанность. Вдумчивость, неторопливость, осторожность – вот его природа. Кажется, что чувство ситуации, момента у него безупречно, он все делает своевременно. Его манера общения с учениками вызывает уважение, его замечания всегда уместны, его стиль руководства можно взять за образец и пропагандировать на курсах повышения квалификации руководителей…

На этой краткой зарисовке можно было бы остановиться, ибо характер героев вполне ясен. Но жанр очерка о педагогических парах этого не позволяет. Поэтому придется раскрывать карты.

Вот уже 15 лет гимназию «Корифей» в городе Екатеринбурге возглавляет директор Алексей БАБЕТОВ, а все обязанности заместителя директора по научно-методической работе лежат на плечах его жены – Марии КАЛУЖСКОЙ. И именно с их портрета мы начали этот рассказ. Кроме того, делать первые шаги гимназии помогала и мама Марии – Майя Петровна Никулина, уральский литератор и краевед, и по сей день работающая в школе в качестве преподавателя истории родного края. Благодаря этой семье и появился «Корифей», известный сегодня далеко за пределами родного Екатеринбурга. История их образовательного учреждения началась в 1991 году, когда открылся Центр дошкольного гуманитарного развития «Филипок». В 1994 году «Филипок» оставили дошкольным отделением гимназии, а собственно гимназию назвали «Корифей».

Стремительность Марии Владимировны объясняется просто: на ней лежит разработка концепции и образовательной программы школы, кураторство научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, руководство работой научно-методического совета, организация работы молодежного пресс-центра при гимназии, редактура гимназической газеты «ЗавтраК» – и это далеко не все. Поэтому день расписан по минутам. Такие же вещи, как стратегия развития гимназии, финансово-хозяйственные вопросы, принятие кадровых решений, – зона ответственности Алексея Алимовича, тут на вес золота вдумчивость и неспешность.

История знакомства этих руководителей насчитывает немногим больше, чем история их школы. Они познакомились в 1989 году в Институте философии и права Уральского отделения АН СССР. Какое-то время были стажерами-исследователями, вместе ездили на семинары, в командировки. Отдельная работа проходила на «выездных сессиях» в городе Мегион Тюменской области. Там была экспериментальная площадка – школа, в которой они реализовали свою программу гуманитарного образования. С тех пор и началась их совместная педагогическая деятельность, нашедшая свое гармоничное продолжение в «Корифее».

Когда спрашиваешь, какой год был наиболее удачным для гимназии, они говорят: «Все 15 лет!» По их мнению, выделить что-то одно невозможно: «Мы все время прорываемся в какой-то сфере. Скажем, в 1996 получили в оперативное управление здание, что было огромным шагом вперед по сравнению с цыганской жизнью. В 1999 году был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки, мы включились в контекст развития инновационных школ России. 2001 год ознаменовался десятилетним юбилеем. В период с 2003 по 2004 год активно выстраивали работу органов школьного самоуправления и создавали Попечительский совет. Наступающий год – это подходы к созданию партнерской сети, разработка системы сетевых стандартов. В общем, расслабляться нам некогда!»

Сегодня в «Корифее» 470 учеников включая дошкольников. Все они вместе с родителями считают «Корифей» своим вторым домом. И в праздники, и в будни здесь всегда полно и детей, и взрослых. Школьное кафе, узкие коридорчики, компьютерный класс – оживленная подростковым шумом жизнь замирает тут разве что на ночь. И на всем этом лежит печать личности двух руководителей – столь непохожих друг на друга по темпераменту, но одинаково четко представляющих себе завтрашний день «Корифея»*.


* В эти дни гимназия «Корифей» отмечает 15-й день рождения. Мы поздравляем «корифейцев» от всей души!



У самого синего моря…

Знакомству с удивительной педагогической парой Меркуловых наша газета обязана звонку из Новороссийска. Звонила Татьяна Аветовна МЕРКУЛОВА –директор негосударственной гимназии, одной из первых в России. Прочитав в нашей газете материал о пермской школе, в которой учатся дети-инвалиды, она предложила нам сделать публикацию про свою гимназию, куда в прошлом году взяла на учебу нескольких детей-инвалидов. Не по «разнарядке» свыше, а по велению сердца.

Материал мы тогда сделали (см. «УШ» №1/2006), потом перезванивались и переписывались, а в начале лета отправились к морю, в Новороссийск – для очного знакомства.

…Обаятельную, улыбчивую Татьяну Аветовну сопровождал муж – статный и не менее обаятельный Алексей Федорович МЕРКУЛОВ, директор новороссийского Морского технического лицея (см. «УШ» № 17/2006).

История их знакомства началась в Пятигорском государственном университете иностранных языков, где оба готовились стать преподавателями. С тех пор они вместе. Работали в школах Карачаево-Черкесии, потом осели в Новороссийске. Говорят, что когда спустя энное количество лет приехали в тот город, где была их прежняя школа, и пошли на рынок, сильно удивились, сколько человек их приветствовало по имени-отчеству. Когда попытались у кого-то спросить, в каком году этот человек у них учился и как его зовут, ответ прозвучал так: «Не надо вам знать мое имя: я был плохим учеником!»

В Новороссийске сначала тоже были учителями в одной школе, но вскоре Алексей Федорович ушел в соседний лицей – преподавать и работать в должности заместителя директора. Спустя несколько лет педагоги лицея единогласно проголосовали за его кандидатуру на роль директора. Так что он в прямом смысле слова всенародно избранный директор!

А Татьяна Аветовна «выросла» из преподавателя и стала придумывать себе заботы. Сначала поработала в методическом центре, потом придумала «Школу для двоечников», а потом написала устав, другие документы и открыла в Новороссийске негосударственную гимназию № 1, которой ныне 15 лет!

Сегодня их узнают и на улицах Новороссийска. Шутка ли – «пропустить» через свои руки за 38 лет педагогической практики столько детей!

«Расскажите, как уживаются два директора в одной семье?» – спросили мы. «Прекрасно!» – в один голос ответили муж с женой. Оба говорят, что им близки проблемы друг друга, каждый из них всегда может предложить другому выход из какой-то сложной ситуации, посочувствовать, посоветовать. Жалуется порой лишь отец Алексея Федоровича, живущий вместе с ними: «Как приходят домой, так только школьные проблемы и обсуждают!»

Не отстают от родителей и две их дочери. Обе на сегодняшний день помогают маме. Старшая – Наталья Алексеевна Меркулова – директор филиала гимназии № 1, где располагаются детский сад и гимназические классы с первого по восьмой. Ремонт помещений, общение с родителями, совместный с коллегами-учителями поиск новых путей развития детского садика – все на ней. Ну а в главном здании гимназии, рядом с мамой, трудится младшая дочка – руководитель мультимедийного образовательного центра Зоя Алексеевна Меркулова.

Вот такая удивительная педагогическая семья живет у самого синего моря. Семья, в основе которой – два не знающих усталости и уныния Директора и две Школы – очень разные, но очень похожие по теплой атмосфере, взаимопониманию между коллегами, и сотни детей, каждый день отзывающихся на тепло души и родительскую заботу Татьяны Аветовны и Алексея Федоровича…

Когда в товарищах согласье есть...

Дух согласия в МОУ «Детский сад – школа № 201 “Согласие”» (г. Екатеринбург) был заложен с самых первых дней его существования, ибо создателями школы 14 лет назад стала семья Нагибиных. Дочка тогда пошла в первый класс, но спустя два месяца родители – Ирина и Вячеслав НАГИБИНЫ, педагоги по образованию, – поняли, что не хотят иметь с массовой общеобразовательной школой никаких дел. Поэтому они решили рискнуть и открыть свою школу.

Риск удался, как говорится, на все сто. Во-первых, ежедневно 300 учеников – от самых маленьких до самых больших – с радостью приходят сюда. А во-вторых, сегодня можно смело сказать, что «Согласие» стало семейным предприятием. Директор – Ирина Николаевна, должность замдиректора занимает ее муж – Вячеслав Викторович. Их дочь – Мария – руководит в «Согласии» Школой для будущих мам, а также занимается группами развития детей от 3 месяцев до 7 лет, сын Дмитрий трудится в «Центре социального служения», работающего на базе школы, курируя спортивную работу и проект «Компьютерная грамотность всем» (этот проект направлен на бесплатное обучение компьютерной грамотности детей из малообеспеченных семей микрорайона. Кроме этого, и отец и сын вот уже два года активно развивают проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов». Цель проекта – обучить детей, прикованных к инвалидным креслам, работе с компьютером.

Кажется, запас идей и желание постоянно двигаться вперед у руководителей «Согласия» неисчерпаемы. Каким образом удается задуманное?

Вот что думают об этом Ирина Николаевна и Вячеслав Викторович.

– Вы работаете бок о бок вот уже много лет. Вы постоянно вместе – и дома, и на работе. Это просто или сложно?

И.Н.: Наверное, в нашем случае можно говорить о привычке, так как в разных школах мы работали с Вячеславом всего около семи лет. А потом как занялись «Согласием», так уже постоянно были вместе. Многие удивляются, как нам это удается. Ведь мы и педсовет можем дома продолжить, и еще какие-то проблемы обсудить. Кроме того, с недавнего времени рядом с нами работают и дочь, и сын. Но мы никогда не устаем от общения друг с другом. Даже более, взаимопонимание и согласие помогают нам делать школу успешной. Ведь школа начиналась именно с названия «Согласие»!

Правда, споров по поводу той или иной проблемы в школе, какого-то новшества стало гораздо больше, нежели раньше. А когда в начале 90-х мы только начинали организовывать школу, то все делали крайне быстро, синхронно и без разногласий, тратя минимальное время на рассуждения. Тогда надо было просто выстоять. Найти здание, сделать ремонт, пригласить учителей, убедить в успехе задуманного – спорить было некогда.

В.В.: Думаю, нам сильно помог тот факт, что параллельно с организацией школы мы еще и постоянно учились. Учились мастерству быть руководителями, уметь объяснить, доказать, отказаться, потребовать... Учились неистово и, как говорится, «на ходу». Эта ситуация нас сплотила и словно зацементировала основу наших отношений на работе.

– Каким образом вы распределяете между собой обязанности в школе?

И.Н.: У нас четкое разделение труда. Вячеслав Викторович – стратег, я – тактик. Поэтому там, где надо разработать какой-то план, выстроить политику образовательного учреждения, – бразды правления передаются ему...

В.В.: ...А в тех случаях, когда надо общаться, договариваться, чувствовать всевозможные подводные течения, решать вопросы межличностного общения, что-то организовывать, – на первую роль выходит Ирина Николаевна. Она занимается кадровыми вопросами, разрешением ежедневных проблем, тысячей важных мелочей. На мне же висит идейная и финансовая часть семейного проекта.

Вообще в семейной школе много плюсов и примерно столько же минусов. Рабочие проблемы переходят в домашние и наоборот. Допустим, придумал я что-то, с радостью рассказываю Ирине Николаевне, а с ее стороны начинается такой детальный анализ предложения, что порой из задуманного проекта вырисовывается принципиально новая идея. И это замечательно.

У «горячей» точки

Регион, в котором расположена школа и работают герои этого очерка, принято называть неспокойным. Однако это не мешает Дзембату Тоховичу БУЗОЕВУ вот уже пятьдесят лет руководить Терской средней школой Моздокского района, а его супруге – Татьяне Мироновне – поддерживать своего мужа во всех начинаниях и преподавать в этой же школе биологию.

Они вместе уже более 40 лет. До момента встречи их пути были абсолютно разными. Дзембат Тохович после окончания Северо-Осетинского гос. педагогического института им. К. Л. Хетагурова в 1952 году был направлен в Сталинградскую область, где работал и учителем, и секретарем райкома комсомола. В 1955 году вернулся в родную Осетию, был директором школы в селе Раздольное, а в 1958 году его перевели директором в Терскую среднюю школу. Тут он работает по сей день. Татьяна Мироновна окончила химико-биологический факультет того же института, что и муж, но училась в нем заочно, одновременно работая в школе. Начинала лаборанткой, потом преподавала химию и биологию, теперь – только биологию. Мы задали им несколько вопросов.

– Что вы придумали вместе для своей школы?

Д.Т.: Перед нами в 1967 году остро стоял вопрос об организации групп продленного дня. Мы долго думали, как все устроить, и в 1968 году в нашей республике появилась первая (!) школа с продленным днем.

У нас с Татьяной Мироновной родилась идея организации профессиональной подготовки учащихся в области сельхозтехники и основ агротехники. С тех пор в течение многих лет Татьяна Мироновна возглавляла работу ученической производственной бригады. Это была одна из лучших ученических бригад в Северной Осетии.

– Если посмотреть на карту, становится понятно, что Моздокский район граничит с «беспокойными» соседями. На школе это как-то отражается?

Т.М.: До начала 90-х годов у наших учителей и учеников были тесные контакты со школами Чеченской Республики. Шла интенсивная методическая работа, обмен опытом, школьники ездили друг к другу с концертами. Все поддерживали добрые, человеческие отношения. Хочется, чтобы когда-нибудь эти контакты восстановились.

– Как вам кажется, чего не хватает сегодня нашей системе образования?

Д.Т.: Уж слишком часто наше Минобрнауки сегодня «темнит». Причем и в большом, и в малом. Так, министерство по сути продает нищим школам свои инструкции и приказы. Мы вынуждены выписывать «Вестник образования», поскольку некоторые нормативные акты больше неоткуда взять. А ведь министерство обязано обеспечить школу документацией!

Обрученные спортом

Для Николая Николаевича–тренера Елена была отличной спортсменкой. Для Николая Николаевича–директора школы стала замечательным учителем. Для Николая Николаевича–супруга – есть и будет любимая жена.

…После института физкультуры Николай Николевич БОЛУШЕВ приехал в Великие Луки тренером. В его задачи входило отобрать самых одаренных ребят в области. Студентка института Елена попала в их число. Но тренер увидел в ней нечто большее, чем спортивные достижения и волю к победе, – работать в Эстонию они уехали уже будучи мужем и женой.

Семейные обстоятельства снова привели спортивную семью в Псковскую область. В Гдовском районе, селе Чернево их жизнь, как и в любом селе, на виду. Но Николаю Николаевичу и Елене Николаевне стесняться нечего. Средняя школа, в которой они работают, любима всеми. Утром туда торопятся дети, вечером – взрослые: за символическую плату в пять рублей родители учеников на два часа получают в распоряжение спортивный зал.

Они всегда трудятся в связке. И не потому, что школа невелика или обязывают быть вместе семейные узы. У Елены Николаевны и ее мужа – общие интересы: оба легкоатлеты, тренеры и учителя физкультуры, участники соревнований, оба хотят видеть здоровыми и сильными окружающих их людей.

И тем не менее обязанности у супругов разные. Николай Николаевич в ответе за все, поскольку директор. Жене, как признается, такой участи не пожелал бы: «Очень тяжело быть директором в нынешнее время…» Но волевым директорским решением споры с ней он не оканчивает – к разумному всегда прислушивается.

Да Елена Николаевна и не садясь в кресло управленца изменяет жизнь школы. Выигранные ею гранты значительно укрепляют материальную базу. Первые тысячи рублей сельской школе принесли лучшие открытые площадки. Следующие – творческая мастерская в рамках конкурса «Единой России». Всем, чем мог, готов был помогать Николай Николаевич. Однако супруга справляется сама.

И, конечно, директор гордится самой громкой победой своего любимого учителя. Жена попала в призеры президентского конкурса и завоевала 100 тысяч рублей. По воле президента деньги должны быть отданы в полное распоряжение педагога. Интересно, кто будет решать их судьбу – муж и жена или директор с учителем?

Кисти винограда под школьными небесами

«Я люблю работу, ею увлекаюсь и со временем не считаюсь». – Будущий муж был заранее ознакомлен невестой с ее жизненными установками.

В правдивости слов Владимир Ефремович ИЛЮХИН убедился, едва они поженились. Еще до знакомства окончившая педагогический институт молодая учительница поехала по распределению в место, от которого все отказались. В одном лице малокомплектная школа в Тульской области обрела директора, завхоза и единственного учителя трех классов. Муж-москвич мог тут же избавить от этого груза – предлагал переехать в столицу. Но не зря она говорила: «Моя жизнь пропитана школой по наследству». Вера Алексеевна ИЛЮХИНА осталась со своими учениками, а разлука с мужем измерялась в два года и триста километров…

Впрочем, долгожданный переезд не позволил расслабиться. Педагогический путь Веры Алексеевны оказался «из огня да в полымя». В порученном ей классе училось 47 детей!

Годы работы учителем, завучем, победа в городском конкурсе «Учитель года», защита кандидатской диссертации по начальной школе – к назначению директором московской ГОУ СОШ № 2006 дорогу пришлось одолеть не близкую.

Но, получив его, бразды правления Вера Алексеевна взяла на… стройке. Вместо школы существовал лишь котлован.

Муж и прежде всегда помогал ей: «И морально поддерживал, и физически: класс с ним вместе красили, с детьми беседы проводил, на экскурсии ходил, спортивные соревнования устраивал с моими детишками». Глядя на котлован, директор-женщина понимала, что теперь особенно нуждается в поддержке.

«В то время Владимир Ефремович работал на заводе и мог помогать мне по субботам и воскресеньям. Строители не догадывались, что он мой супруг, и не понимали, от кого я получала информацию об их просчетах. Я по характеру человек упорный и, если нужно, была настроена воинственно. Потом появилась ставка завхоза, и я взяла мужа на эту должность. С утра до ночи вдвоем строили школу. По-моему, получилось красиво».

Сегодня у директора Илюхиной надежный заместитель по безопасности Илюхин. Они очень любят эту школу. И порой даже не знают, кто из них больше за нее болеет. «Спорить мы с ним спорим. Обычно я четко представляю, что мне нужно. Но, бывает, он меня в чем-то убеждает. В инженерных решениях я прислушиваюсь только к нему. У мужа не только золотое сердце – у него руки золотые. И многие вещи в школе делаются только благодаря моему супругу.

Например, зная о моей любви к живым цветам, он нашел выход для устройства зимнего сада. И при завершении строительства школы по его проекту в подарок школе строители соорудили над одним из переходов прозрачный купол. Почти на 100 квадратных метрах расположились под ним сегодня десятки экзотических растений, которые радуют всем глаз, согревают душу, обогащают знаниями о растениях, учат любить, беречь и заботиться о живом. Зимний сад является одним из любимых мест в школе наших учеников. Уже сегодня в нем набирают цвет кисти винограда!»

По инерции рабочие дела обсуждаются в машине по дороге домой, на отдыхе, который в этой семье обязательно совместный. Доходит до того, что муж иногда продолжает дома обращаться к жене на «вы» и по имени-отчеству.

Вера Алексеевна очень дорожит тем, что муж разделяет с ней профессиональные интересы. Он не может оставаться сторонним наблюдателем, когда обсуждается детище его жены – знаменитая на всю страну методика «Письмо с секретом»: «Мне кажется, он тоже в нее влюблен. Включается в разговор, и я вижу, как он загорается».

Заслуженный учитель, отличник просвещения, обладатель премии мэра и других наград, Вера Алексеевна Илюхина считает, что свой успех она должна разделить с мужем: «Это тыл, опора! Мне с ним хорошо работать, комфортно. Если есть такой тандем, многое можно сделать».

Публикация статьи произведена при поддержке транспортной компании "Грузовой партнер", предлагающей грузоперевозки по СПб. Мувинговая компания бережно и в кратчайшие сроки осуществит офисный или квартирный переезд в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Материальная ответственность, большой автопарк, современные упаковочные материалы, исключающие повреждения перевозимого груза, четко спланированная работа персонала дают возможность качественно производить переезд любой сложности по доступным ценам.



«Мы с тобой одной крови»

Они познакомились в институте – два будущих учителя русского языка и литературы. Абитуриентам объявляли отметки за сочинение. «Пятерки» оказались у них двоих. Это и была первая встреча Елены Белоусовой и Александра Галицких. Потом они вместе оказались на летней педагогической практике в пионерском лагере и работали вожатыми, там и начался их «педагогический роман».

После окончания института Галицких несказанно повезло с армейской службой: он оказался в Пушкинском заповеднике, в родовой усадьбе А.С.Пушкина Михайловском. Сгребая осенние листья, сержант Галицких познакомился с Семеном Степановичем Гейченко – директором заповедника и добрым гением пушкинской усадьбы. Эта встреча была, конечно, подарком судьбы для учителя русского языка и литературы. И, разумеется, атмосфера Пушкиногорья как нельзя лучше способствовала романтическим отношениям между Александром и Еленой.

Когда муж – Александр Александрович – вернулся из армии, жена – Елена Олеговна – уже вовсю трудилась в 16-й школе города Кирова. И в этой же школе они проработали вместе 10 лет: он в должности заместителя директора, она – учителем русского и литературы. А потом Александр Александрович ГАЛИЦКИХ стал директором школы № 29, которую сумел поднять до статуса Вятской гуманитарной гимназии. Эта гимназия сегодня известна далеко за пределами Кирова – федеральная экспериментальная площадка МОН РФ. Это очень уютная, светлая, домашняя и творческая гимназия (см. «УШ»№ 17/2005).

Елена Олеговна тоже работала в Вятской гимназии учителем русского языка и литературы, педагогом – научным консультантом. Очень важно, что, являясь одновременно зав. кафедрой русской литературы и методики обучения литературе Вятского государственного гуманитарного университета, она открыла в гимназии педагогическую мастерскую для студентов, после окончания которой они становились педагогами этой гимназии.

Насколько легко (или тяжело?) в семье, где и муж и жена работают в одной гимназии? Елена Олеговна убеждена в том, что супруги должны заниматься одним любимым делом, от этого жизнь наполняется особым содержанием: сотворчеством, сорадованием, сочувствием. «Мы можем обсуждать что-то на одном языке, спорить о чем-то со знанием дела, – говорит она. – Знаете, когда мы уже были знакомы, я как-то раз пришла в гости к своему будущему мужу, увидела его книжную полку и поняла, что каждую вторую книгу с этой полки я читала. На этой же полке стояла и моя любимая книга Симона Соловейчика «Час ученичества». В тот момент я почувствовала, что мы с ним одной крови. Это чувство я считаю важным для любой семейной пары».

По мнению супругов, ощущение «одной крови» должно чувствоваться во всем. Даже в том, что ты начинаешь проводить педсовет в школе в обед, а заканчиваешь его в два часа на собственной кухне. И, наверное, именно это чувство помогло в свое время Александру Александровичу отпустить жену на учебу в очную аспирантуру, в Петербург. И это – при наличии двух детей! Все было непросто, но окончилось успешно. Елена Олеговна защитила кандидатскую, а впоследствии и докторскую диссертацию. И все это – фактически без отрыва от «производства» – работы в гимназии и университете.

Надо сказать, что работа Елены Олеговны в университете положительно сказывалась на развитии образовательного учреждения, которым руководил Александр Александрович. Ведь ее лучшие дипломники становились впоследствии педагогами Вятской гимназии. Более того, некоторые из них буквально проходили через руки обоих супругов.

Такова судьба нынешнего директора гимназии Валерии Владимировны Вологжаниной. Она выросла на глазах директора, он был ее первым преподавателем и влюбил в литературу. Потом она получала высшее образование в университете, где ее дипломной работой, а затем и кандидатским исследованием руководила Елена Олеговна. После пришла работать в гимназию учителем, затем завучем, а теперь уже сама руководит ею. Так что супруги Галицких «в четыре руки» подготовили себе достойную смену!

И вот уже два года как Александр Александрович занимает совсем не педагогическую должность – работает заместителем губернатора Кировской области по социальным вопросам. Решение оставить свою гимназию далось ему нелегко. В переходе на новую должность была определенная доля риска, да и покидать школу, созданную своими руками, ему ой как не хотелось. Но в конце концов, подумав о том, что в новой должности он сможет больше сделать для педагогов области нежели работая директором школы, Александр Александрович решился, приняв новую работу не как повышение, а как новую, нелегкую службу.

С точки зрения писателя Альберта Лиханова, хорошо знающего чету Галицких, нынешняя работа Александра Александровича прекрасный пример педагога, «который берет власть в свои руки и делает свое дело уже на другом, более высоком уровне».

Может быть, действительно для директора Вятской гимназии настал такой момент, когда нужно было сделать подобный шаг? Нужно было своим примером показать, что новые проекты в социальной сфере должны реализовать профессионалы, умеющие воплощать идеи в жизнь. Он прошел путь от учителя до директора инновационного образовательного учреждения; поэтому умеет принимать решения и нести ответственность за их результат.

…Вот уже 29 лет Елена Олеговна и Александр Александрович помогают друг другу идти по жизни. «Я человек более спокойный, мягкий, – делится Елена Олеговна, – а у Саши характер импульсивный, взрывной. Но он прекрасно умеет убеждать людей, вести их за собой, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Если верить гороскопу, такие браки, как наш (Девы и Овна), невозможны. Кроме этого, два «петуха» в одном доме – это вечный петушиный бой. Нашу жизнь, наверное, нельзя назвать спокойной, но зато она уж точно нескучная, творческая, дающая нам возможность бесконечного педагогического поиска!»

Стиль жизни

Технологию модного в последнее время общения он-лайн (или, как говорят школьники, в виртуале) мы в редакции опробовали, готовя этот материал. Нашими собеседниками в он-лайн-интервью в рамках проекта «10 педагогических пар» стали Роман Викторович и Лариса Викторовна Селюковы. Роман вот уже три года возглавляет НОУ гимназию «Дидакт» в городе Заречном Пензенской области, а Лариса работает там же преподавателем математики.

Несмотря на заочный характер интервью, беседа получилась теплой и интересной. И мы надеемся, что эта педагогическая пара еще не раз появится на страницах нашей газеты с рассказами о гимназии и ее успехах. Ну а пока – о том, как работается мужу и жене в стенах одной школы.

«УШ»: Где вы познакомились и как долго работаете в одной школе?

Лариса Викторовна: История нашего знакомства очень давняя. Впервые мы увидели друг друга на пионерском слете в Пензе, когда учились в седьмом классе. А потом через четыре года встретились вновь при поступлении на физико-математический факультет Пензенского педуниверситета. Поступили мы на разные специальности, но это не помешало нам вместе танцевать в бальном коллективе университета, ходить в походы, ездить в пионерские лагеря.

Роман Викторович: Когда мы окончили университет, меня и Ларису пригласили работать в гимназию «Дидакт», причем одновременно и учителями математики и информатики, и преподавателями танцев.

Надо сказать, что гимназия «Дидакт» – первая и единственная в Заречном гимназия – федеральная экспериментальная площадка. Она была учреждена в 1992 году и тогда оставалась еще негосударственной. Ее автор – Татьяна Георгиевна Ивошина. Она была нашим университетским преподавателем психологии, и именно она пригласила нас работать по окончании института в свою школу. Ее авторитет был колоссален, и мы сочли за честь работать с ней. В 2003 году Татьяна Георгиевна вновь вернулась в университет и передала школу мне, оставшись при этом нашим научным руководителем.

Это был очень сложный в профессиональном плане год для нашей семьи: я принимал школу, а Лариса победно проходила городской и областной конкурс «Учитель года». Потом вместе ездили на финал. Мы делали вместе два очень сложных дела, но, наверное, поэтому у нас все получилось.

Таким образом, в «Дидакте» мы работаем уже 11 лет. Свадьбу сыграли тоже в школе, а в 1998 году ко Дню учителя у нас родился сын, который сейчас учится во втором классе нашей гимназии.

«УШ»: В ситуации, когда муж и жена работают в одной школе, больше плюсов или минусов?

Р.В.: Есть и плюсы, и минусы. Но плюсов гораздо больше. Минусы связаны разве что с рискованным положением семьи. Если нам задерживали зарплату или пытались (и пытаются до сих пор!) закрыть школу, мы оба остаемся без средств к существованию. Ну а плюсы в том, что мы действуем в унисон абсолютно во всем. И в бытовых вопросах, и в профессиональных.

Л.В.: Нам легче понять друг друга. Скажем, в школе мы ведем множество разных проектов с детьми, которые требуют огромной отдачи, в том числе и свободного времени. Например, каждый год с 3 по 6 января мы водим детей в лыжный поход по Пензенской области. Наверное, если бы мы не были с мужем коллегами, осуществить подобного рода проекты было бы затруднительно.

Бытует мнение, что мужу и жене сложно работать в одном учреждении: мол, сутками вместе, дома невозможно поделиться никакими новостями, потому что их нет, да и опасность подвести друг друга в профессиональных вопросах тоже сохраняется. Но когда отдаешься полностью работе, то за весь рабочий день порой даже и не пересекаешься в школе. А ответственность, конечно, повышенная, поскольку каждый из нас должен держать достойную профессиональную планку, чтобы не подвести друг друга. Но это дополнительный стимул к саморазвитию. Что очень здорово.

«УШ»: Что для вас обоих значит гимназия?

Л.В. (с улыбкой): Гимназия для нас в буквальном смысле второй дом. Было время, когда мы и жили прямо в школе. Школа выполнена еще по старому проекту, и в ней была квартира. Наша первая квартира, в которой мы обитали после свадьбы.

Ну а если серьезно, то для нас гимназия – это стиль жизни. Мы работаем как авторский коллектив в рамках технологии развивающего образования. Здесь трудно ужиться аморфному и безынициативному человеку. «Дидакт» – это состояние духа и ума, когда ты постоянно находишься в поиске неординарных решений и получаешь удовлетворение от профессионального и неформального общения, совместного с коллегами и учениками творчества.

Р.В.: Гимназия позволила мне превратить мою профессию в мое увлечение. Я никогда не любил командно-административный стиль отношений. А именно они и были раньше основой чуть ли не каждой школы. Придя работать в «Дидакт», я увидел, что возможны совсем другие отношения. И стал их частью. В «Дидакте» живешь не по раз и навсегда написанным правилам. Здесь нет готовых образцов и готовых решений, и поэтому есть возможность творить самому и тем самым не перекрывать такую возможность и детям.

«УШ»: Какой поддержки, на ваш взгляд, школе не хватает сегодня со стороны общества, власти?

Р.В.: В сфере образования назрели системные изменения. Положение, когда учитель получает зарплату не за качественный результат, а за «трудодень», – тупиковое. Школа, как ни парадоксально, поставлена в ситуацию безответственности. И эта ситуация разрушительна для всего образования.

Идеи отраслевой системы оплаты труда, профессионального стандарта и участия гражданских институтов в управлении школой наиболее продуктивны на пути системных изменений. Главное, чтобы они не носили характер очередной всероссийской кампании. До тех пор пока на всех уровнях системы образования не станут нормой инициативность и ответственность, мы никогда не воспитаем поколения, которое сможет достойно обустроить Россию в новых экономических условиях. А эффективная поддержка конкретных учреждений образования со стороны власти возможна через поддержку инновационных проектов.

«УШ»: Какой вы видите свою гимназию через 5–10 лет?

Р.В.: С болью в сердце вынужден констатировать, что в данный момент вопрос стоит просто о том, чтобы гимназия выжила. Колоссальный административный прессинг сейчас создает огромное напряжение. А через 5–10 лет… хочется, чтобы она по-прежнему шла в ногу со временем.

Л.В.: Я тоже вижу гимназию через 5–10 лет все в том же творческом подъеме. По-другому просто и быть не может!

«Главные ценности у нас общие»

1 сентября отшумела праздничная линейка, суматоха первых уроков… Он курит в своем кабинете, пытается разобраться с письмами в электронной почте. Она пьет чай с коллегой в классе, уже пустом и тихом.

Хорошо ли мужу – директору школы работать с женой-учительницей в одной школе? Этот вопрос задаем по очереди – сначала мужу, потом жене. И слушаем ответы…

Он – ТУБЕЛЬСКИЙ Александр Наумович, директор московского НПО «Школа самоопределения»:

– Конечно, как директору мне очень хорошо работать с женой. Она моя поддержка и опора, интерпретатор и реализатор моих мыслей. По вечерам у нас педсоветы – ежедневное повышение квалификации. Споры бывают по мелочам, но главные ценности у нас общие. Самая высшая – ребенок. Мы стремимся не сформировать в нем что-то и обрубить якобы лишнее, а создать вокруг насыщенную среду, что-то вроде питательного бульона, чтобы он рос, как ему надо. А спорные вопросы решаются демократически. Демократия – это ведь не процедура, а состояние сознания, способ мышления, способ подхода к явлениям. И дома, и на работе.

А вот мужем жены-учительницы быть не так хорошо. Вечером иду домой, мечтаю: вот жена ждет, приготовила ужин… А жены еще нет, она в школе.

И все-таки это здорово, когда жена после отпуска говорит: «Какое счастье – наша работа!» А ведь окончила в свое время престижный вуз, где готовят математиков-программистов, работала в разных местах. Я ли ее увлек, жизнь ли так подошла, но она здесь, в школе, и уверяет теперь, что не может себя представить где-нибудь в другом месте… Кстати, компьютером я сегодня даже лучше владею.

Она – ТУБЕЛЬСКАЯ Елена Владимировна, учитель начальных классов НПО «Школа самоопределения»:

– Легче работать не вместе. Тогда не будет этих бесконечных вечерних педсоветов, столкновений: «Ну, Леночка, это все описано во всех книжках, ты заново Америку открываешь». – «А я хочу сама открывать. Я сегодня поняла...» – «Это банально, это уже описано у Фромма, еще у кого-то...»

Конечно, поначалу я бесилась. Он с большим опытом, а я с нулевым, и он давил этим опытом до слез. Потом я доросла до такого уровня, что можно уже было все обсуждать на равных. И стало очень интересно. Он мой учитель в профессии. Если бы не он, я бы вообще, наверное, учителем не стала и точно не стала бы такой, какая есть.

И семья была бы другая, если бы не общая профессия. Я бы не понимала, что он делает изо дня в день, чем занята его голова, почему он приходит вечером и меня не слушает, не смотрит на меня, а снова и снова рассказывает про бесконечных своих детей и замечательных учительниц. Так что работать вместе – это плюс. Но как все в жизни, где-то плюс, где-то минус.

Бытовая подробность. В школе только что закончился ремонт. Одно из главных изменений – крошечный душ на этаже начальной школы. О нем мечтали и говорили давно. Но ходят слухи, что именно Елена Владимировна нарисовала директору яркую картинку, как трудно обходиться без душа, работая с маленькими детьми, которые не всегда еще умеют правильно пользоваться туалетом. И куда тогда бежать? Что делать?.. Директор вслушался, представил.
Так и появился душ.

На этой странице проект «10 педагогических пар» заканчивается. Мы представили вам 10 семей, благодаря которым в системе образования происходит сегодня много удивительного и интересного. Надеемся, нам удался модный нынче в глянцевых журналах жанр story. И хотя наши герои не претендуют на роль «звезд» голливудского масштаба, их деятельность в системе образования России заслуживает самых лестных слов и самых горячих благодарностей. Мы с огромным удовольствием писали эти очерки, нам было очень приятно общаться со всеми героями проекта. Спасибо вам!

А вы, уважаемые читатели, можете поделиться с нами информацией о тех педагогических парах, которых знаете вы и которые, может быть, работают с вами в одном городе или школе. Мы будем рады написать материал и о них.

О педагогических парах писали
Инна АЛЕЙНИКОВА, Людмила ПЕЧАТНИКОВА, Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru