Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2006

Технологии

Пусть возможности совпадают с желаниями

Исследование проблемы развития ИКТ компетенции современного учителя

В статье пойдет речь о школе-лаборатории, существующей на базе гимназии № 261 Санкт-Петербурга. Цель школы-лаборатории – исследовать процесс формирования информационной культуры учащихся в гимназии и разработать методики, позволяющие повысить качество ИКТ компетентности учащихся и учителей в условиях богатой информационной среды. Описанный опыт подскажет, как можно подготовить учителей (прежде всего) и учащихся к жизни и работе в условиях информационного общества. Здесь представлена лишь одна из составляющих информационной культуры личности – способы овладения современными инструментами познания. Это важно, но не стоит забывать, что в основе лежит все же умение находить, оценивать и правильно использовать информацию (на любом носителе и применяя не только компьютерные технологии). Статья может быть полезна завучам по учебно-воспитательной и научно-методической работе.

Администрация гимназии всегда уделяла большое внимание материально-технической базе, ежегодно совершенствуя и обновляя ее, привлекая средства разных источников финансирования. Это позволило, прежде всего, создать достаточно развитую структуру информационного пространства, сформировать целостную систему обучения учащихся информатике и информационным технологиям.

Важной целью наших исследований является создание системы переподготовки практикующих учителей на базе гимназии. Это предполагает осуществление теоретического анализа и выявления противоречий формирования устойчивого роста информационной грамотности педагогов, разработку педагогической и методической систем переподготовки и формирования современной информационной среды в школе, включающей новые источники информации, инструменты ее получения, обработки и т.д.

Системный подход в исследованиях предполагает выделение основных элементов переподготовки учителей: содержания обучения, педагогического и психологического мониторинга процесса обучения. На начальном этапе исследования нами был определен уровень владения средствами информационных технологий учителями гимназии, который оказался достаточно низким. Одной из причин является то, что большинство из них специалисты высокого уровня в организации традиционного урока и не испытывают необходимости в его изменении.

Психологический мониторинг позволил выявить причины нежелания использовать на уроках средства информационных технологий (ИТ) большинством учителей. Среди них отметим следующие:

  • учителю не обязательно на сегодняшний момент применять ИТ, и для оценки его деятельности используются традиционные критерии и показатели;
  • содержание большинства предметных областей (кроме информатики и технологии) на всех ступенях обучения может быть раскрыто без ИКТ;
  • учителя испытывают неуверенность в собственных возможностях и способностях, как в освоении информационных технологий, так и в разработке собственной методики (а всегда ли это нужно, ведь есть уже готовые? – Ред.) обучения предмету с использованием ИТ;
  • отсутствие интереса к освоению информационных технологий у многих учителей.

Однако в ходе исследования были выявлены и возможные побудительные мотивы изменения описанной ситуации:

  • широкое распространение информационных технологий в обществе и во многих видах профессиональной деятельности;
  • желание учащихся использовать компьютер для решения различных задач, в том числе и учебных;
  • желание родителей, чтобы у детей были развиты устойчивые навыки владения компьютером;
  • стремление некоторых учителей иметь современный уровень осведомленности в области ИТ;
  • осознание учителями необходимости использовать современные источники информации, в том числе и Интернет, для повышения уровня современности содержания своего предмета.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие основополагающие принципы отбора содержания переподготовки учителей на базе школы-лаборатории.

  • Междисциплинарность. – В содержании переподготовки следует явно выделить общее и особенное предметных дисциплин и образовательной области «Информатика и ИТ».
  • Предметная ориентация при отборе для целей переподготовки конкретных средств информационных технологий. – Целесообразно использовать в процессе переподготовки наиболее совершенные компьютерные программы, предназначенные для решения соответствующих предметных задач. Желательно использовать инструментальные программы, позволяющие учителю создать собственное дидактическое средство для урока.
  • Практическая реализуемость. – В содержание обучения учителей должны включаться методики, пригодные (возможно, с некоторой адаптацией) к непосредственному использованию при обучении конкретному предмету.

Средства обучения должны отвечать средним ожиданиям обучающихся, в их числе должны быть наиболее распространенные прикладные программы и пакеты программ, системы учебных примеров (образцов) деятельности учащихся, системы заданий определенной когнитивной сложности, модельные задания, готовые к использованию в школе. Следует обращать внимание на то, что обучающие компьютерные программы должны быть четко согласованы с существующими программами обучения конкретным школьным предметам. Опыт показывает, что освоение обучающих программ лучше всего происходит в предметных группах.

Среди наиболее удачных форм переподготовки можно выделить следующие:

  • семинар с заранее определенной темой и возможностью показа наглядных образцов на экране компьютера;
  • лабораторная работа в компьютерном классе;
  • самостоятельная работа в компьютерном классе;
  • групповое обсуждение результатов самостоятельной работы.

При выборе методов обучения надо учитывать следующие моменты: большинство учителей предпочитают обучаться в такой последовательности: технология (освоение основных элементов интерфейса) – типичные примеры (образцы) – самостоятельное задание – сравнительный анализ заданий, выполненных участниками группы.

На сегодняшний день в нашей гимназии в эксплуатации находятся 58 компьютеров. Техническая инфраструктура информационной среды ОУ функционирует на основе локальной вычислительной сети с выделенным сервером, обеспечивая решение учебных, управленческих и других информационных задач. Гимназия подключена к сети Интернет по выделенной линии. Доступ в Интернет для всех работников и обучающихся осуществляется с любого компьютера. Учителями и учениками гимназии разработан и поддерживается официальный сайт: www.sc261.metl.spb.ru.

В процессе развития информационной образовательной среды созданы и используются:

  • три компьютерных класса, оснащенных 39 рабочими станциями;
  • информационно-методический центр, оснащенный двумя рабочими станциями;
  • лекционный зал, оснащенный двумя рабочими станциями и мультимедийным проектором;
  • рабочие места директора, заместителей директора по УВР, заведующей библиотекой, секретаря, оснащенные семью рабочими станциями;
  • информационно-демонстрационные комплексы в кабинетах начальных классов, литературы, физики, истории, в состав которых входит телевизор и видеомагнитофон;
  • информационно-демонстрационный комплекс, оснащенный ноутбуком и мультимедийным проектором для использования всеми желающими учителями.

Как показывают результаты многочисленных психологических исследований, степень активности человека напрямую зависит от степени сформированности потребности и умений самообучения, особенно в условиях широкого информационного пространства. Это предполагает, что в процессе переподготовки необходимо совместно с учителем определить цели самостоятельного освоения средств информационных технологий, с учетом текущего состояния его ИКТ компетентности; в течение учебного года необходимо уточнять эти цели, учитывая использование ИКТ средств учителем на своих уроках.

Что же изменилось в жизни гимназии с расширением использования ИКТ в образовательном процессе?

Прежде всего надо отметить, что доклады, рефераты, творческие работы все чаще выполняются на компьютере с использованием информационных ресурсов Интернета, причем учащиеся относятся к таким заданиям не формально, а творчески. Выступления учащихся на традиционных научно-практических конференциях, днях науки гимназии, гимназических чтениях сопровождаются компьютерными презентациями. Опросы и наблюдения показывают, что существует прямая зависимость между степенью распространения активных методов обучения (метод проектов, работа в малых группах, самостоятельная работа) и степенью информатизации гимназии. На уроках информатики начиная с 7 класса учащиеся гимназии участвуют в разработке проектов и публичной их защите. Темы проектов согласуются с учителями-предметниками по истории Санкт-Петербурга, литературе, истории России. Дети уже на раннем этапе учатся поиску, структурированию информации, используя средства Интернета. Все это способствует их подготовке к самореализации, активному включению в процесс познания.

Многие учителя используют ИКТ для подготовки к уроку, поиска необходимых материалов, привлекают их для проведения открытых уроков, семинаров, педсоветов. Наибольшее распространение информационные технологии получили в предметах, связанных с использованием библиотек изображений, фотографий, звуков, каталогов музеев, выставок. Как правило, они необходимы при изучении предметов гуманитарного цикла: истории СПб, МХК, истории. Учителя дисциплин естественно-научного цикла чаще привлекают для объяснения материала программы, позволяющие моделировать реальность: физические эксперименты, математические объекты, географические карты («Физика в картинках», «Живая геометрия», «Открытая химия», «Открытая физика», «Курс физики»). В гимназии создана достаточно полная медиатека CD-дисков с обучающими программами.

Однако процесс внедрения электронных средств обучения во многом зависит от энтузиазма учителя. Применение ИКТ требует изменения методики преподавания предмета, и это должно быть не личным делом учителя, а частью образовательной программы гимназии. (Может быть, у кого-то из читателей есть опыт создания других стимулов для столь масштабного изменения привычных методов работы учителя? Поделитесь им с нами. – Ред.)

Еще одним способом применения средств ИКТ, реализуемым в гимназии, является контроль знаний. Наиболее эффективно в гимназии были использованы известные в Петербурге программные модули серии «Школьный наставник». Например, «Русский язык» был применен для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ, а также для тестирования и коррекции знаний учащихся начальной и средней школы. Для индивидуальной работы по математике в рамках дополнительного образования эффективно используется среда Verifier, содержащая сборник упражнений для учащихся 7–11-х классов. Использование средств ИКТ в этих случаях изменяет саму суть системы оценки, поскольку знание материала автоматизированно оценивается обязательно по всем учебным элементам, что в конечном итоге гарантирует успешное усвоение заявленной образовательной программы.

Педагогический опыт гимназии по внедрению средств информационных технологий, многократно представленный на районных, городских и российских семинарах и конференциях, стал достоянием учебных заведений города и Северо-Западного региона, нашел свое отражение в публикациях учителей гимназии.

Антонина АЛЬШЕВСКАЯ,
зам. директора
по информатизации,
Ирина СИМОНОВА,
научный руководитель,
гимназия № 261,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru