Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2006

Школа и власть

Стакан молока

Общественная палата предложила сделать то,
что уже сделали в 27 российских регионах

Экспертная группа комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни предложила подготовить и внести в Госдуму проект дополнения к Закону РФ «Об образовании», касающийся вопросов организации школьного питания, а в Правительство РФ – проект постановления «Об улучшении состояния питания школьников». Председатель комиссии, кардиохирург Лео Бокерия высказал уверенность, что требуется научить школьников и их ближайшее окружение правильно питаться. Для этого СМИ должны уделять внимание беседам о вкусной и здоровой пище, а Министерство образования и науки – ввести в школах и вузах специальные занятия. Цель благая: разъяснить подрастающему поколению, что можно есть, а что нельзя.

Рекомендации Общественной палаты вызвали удивление в 27 российских регионах, где с 1998 года более миллиона школьников от 6 до 11 лет уже обучались по образовательной программе «Разговор о правильном питании».

Программа была разработана сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования – член-корреспондентом РАО, доктором биологических наук Марьяной Безруких, кандидатом биологических наук Т.А. Филипповой, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института возрастной физиологии Александрой Макеевой.

Спонсором проекта и инициатором создания программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, выступила компания «Нестле». Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя два модуля: «Разговор о правильном питании» (для детей 6–8 лет) и «Две недели в лагере здоровья» (для детей 9–11 лет). Герои программы – участники известной телепередачи «Улица Сезам», сказочные персонажи Зелибоба, Кубик, Бусинка. Они предлагают малышам множество игр, во время которых можно узнать о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Его можно включать в базовые школьные курсы «Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение», «ОБЖ», использовать при проведении внеклассной работы, во время классных часов или в группах продленного дня, в работе детских садов и прогимназий.

«Это уникальная образовательная программа, – комментировала ранее Марьяна Безруких. – Она не только формирует у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, но и дает представление об основных принципах здорового образа жизни».

Неудивительно, что в Минобрнауки рекомендациями Общественной палаты были озадачены не меньше, чем в РАО. Однако комиссия выдвинула и другие предложения, над которыми стоит поразмыслить.

Например, над тем, чтобы увеличить ассигнования из средств федерального и регионального бюджетов для организации льготного питания школьников, обеспечивать продуктами питания детей из малообеспеченных семей, предоставить налоговые льготы предприятиям, организующим питание в школах и, наконец, ежедневно выдавать школьникам 200 мл молока…

Стоп! Упоминание о стакане молока указывает, какими идеями вдохновлялись эксперты Общественной палаты.

Летом этого года, во время визита в Татарстан, первый вице-премьер Дмитрий Медведев выступил с инициативой разработки государственной программы «Молоко – школьникам». Согласно ей каждого школьника предполагается обеспечить одним стаканом молока в день…

Больше о программе ничего не говорилось. И это неудивительно.

Экономистам известно, что аналогичные программы в странах ЕС закончились провалом. С конца 80-х годов Евросоюз выделял субсидии на то, чтобы дети в начальной школе получали молоко по сниженной цене. Этот проект обошелся налогоплательщикам в миллионы евро. Ведь стакан «субсидированного» молока в школе, как выяснилось, стоил значительно дороже, чем тот же стакан в магазине за углом. По сути дела, речь шла о принудительной продаже налогоплательщикам стакана молока в день по фиксированной цене. Поэтому поставщики «школьного» молока не снижали, а завышали цены… И потому с 2000 года Евросоюз вынужден был прекратить финансирование этого проекта.

Вице-премьеру, очевидно, объяснили, что принудительный школьный «стакан молока» влетит российским налогоплательщикам в копеечку. Но как жаль было российским чиновникам расстаться с такой привлекательной идеей!

Зато теперь с ней выступила Общественная палата.

Фото А. СТЕПАНОВА

Мнение


Директор Научно-исследовательского института детской хирургии и травматологии, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения Леонид Рошаль отметил: «Президент принял правильное решение, когда предложил ввести денежные доплаты врачам первичного звена. Без этого здравоохранение рухнет. Ошибка – что при этом были забыты узкие специалисты. При существующем недостатке школьных врачей начался их отток в поликлиники. А кто будет смотреть, ходят ли больные дети на уроки, что им продают в буфетах?! Поэтому сегодня одна из главных организационных задач – немедленное повышение заработной платы узким специалистам, особенно в школьно-дошкольных учреждениях».

По мнению врача, несовершенство системы питания детей в школе наряду с недостаточным вниманием к урокам физкультуры в школе обуславливают до 60% заболеваний, выявляемых у призывников.

Из выступления Л.Рошаля на конференции «Современная школа: детские болезни школьного периода» в «Аргументах и фактах»


Статистика


Свыше 90% российских школ оборудованы оснащенными столовыми, в которых можно приготовить горячую пищу для учащихся. Но работа столовых оставляет желать лучшего. Среди первоклассников в школе завтракают 31,5% девочек и 29,9% мальчиков, дома завтракают 62,3 и 65,1%. К концу обучения тех, кто завтракает в школе, остается не более 5% (5 и 3,7%).

Абсолютное большинство (87,53 и 88,46%) младших школьников обедают в школьной столовой, 6,63 и 4,95% берут с собой из дому еду, тогда как среди старшеклассников становится больше тех, кто предпочитает вообще не есть в школе (31,74 и 36,38%). Приносить еду из дому в старших классах тоже считается непрестижным. Услугами школьного «общепита» вынуждены в итоге пользоваться большинство учащихся, но их отношение к школьному питанию свидетельствует о его невысоком качестве.

По данным мониторинга 2002 года


Что происходит?


Впервые в России с 1 сентября этого года учащиеся 30 школ Казани получают горячее питание, приготовленное при помощи новых технологий в пароконвектоматах.

По словам генерального директора МУП «Департамент продовольствия и социального питания Казани» Марата Кагарманова, в городе были определены 30 самых неблагополучных школ, в которых решением Территориального управления Роспотребнадзора по РТ была приостановлена организация горячего питания по различным причинам (помещение не соответствует санитарным требованиям, отсутствует необходимое оборудование для качественного приготовления еды). Именно на этих школах и решено было апробировать новую технологию. Всего за счет внебюджетных средств городом было закуплено 30 пароконвектоматов, стоимость каждого из которых – 60 тысяч долларов.

Пароконвектомат способен заменить сразу несколько видов технологического оборудования – плиту, жарочный шкаф, пищеварочный котел, фритюрницу и многое другое. Благодаря этому тепловому оборудованию дети будут получать полезную для здоровья пищу, так как одной из особенностей пароконвектомата является способность сохранять практически все полезные вещества приготовляемого продукта.

Как рассказал Марат Кагарманов, пища, приготовленная в пароконвектоматах, охлаждается до плюс двух градусов тепла и направляется в герметичных упаковках в школы города, где будут установлены аппараты, при помощи которых еда регенерируется до нужной температуры, после чего подается на стол школьникам.

Руководство города намерено в 2006/2007 учебном году обеспечить горячим питанием 90 процентов школьников Казани. Разовая стоимость питания – 12 рублей 70 копеек. Три рубля дотируются из бюджета города, в результате родителям питание ребенка в школе обойдется в 9 рублей 70 копеек. Кроме того, по решению мэра Казани Ильсура Метшина, во всех 30 школах Казани, где проводится эксперимент, сделан косметический ремонт в столовых, чтобы детям было приятно садиться за стол.

В целях совершенствования организации питания школьников в Краснодаре вот уже два года работает муниципальная целевая программа «Школьное питание» на 2004–2007 годы.

Здесь считают, что для совершенствования системы управления организации школьного питания необходимо:

  • принять на федеральном уровне единый закон о выделении средств на питание учащихся ОУ, так как стоимость питания школьников зависит не только от родительского вклада, но и от того, сколько средств выделяется в бюджетах муниципальных образований. Так, например, стоимость питания по Краснодарскому краю колеблется от 1,5 до 5,5 рублей на одного ученика;
  • пересмотреть существующую систему финансирования предприятий школьного питания. Удешевления питания детей можно достичь, если предусмотреть хотя бы частичное авансирование выплат: оплата за продукты могла бы производиться по мере их поступления, а не через полтора месяца, как сейчас.
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
Использованы материалы докладов: М.М.Безруких «Здоровье и школа»;
В.Д. Сонькин «Характеристика питания российских школьников»;
И.Я.Конь «Анализ опыта организации школьного питания в Москве: гигиенические аспекты», 2002,
а также агентства «Татар-информ»

Публикация произведена при поддержке компании «Суши E’xpress». Компания «Суши E’xpress» предоставляет такую услугу, как доставка суши в Новосибирске. Для того чтобы сделать заказ просто позвоните по телефону 239-55-87. А для более детального ознакомления с предлагаемыми блюдами Вы можете посетить сайт компании «Суши E’xpress», который располагается по адресу http://sushi5.org/. Описание состава ролов и цены помогут определиться с выбором вкусного и полезного заказа.

Рейтинг@Mail.ru