Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2006

Опыт

Сотворчество учителя и ученика

Творческий подход в решении различных проблем – необходимость, диктуемая современной жизнью. И кто, как не школа, в которой ребенок проводит значительную часть своей жизни, может помочь развить это творческое начало…
Задумавшись об этом, педагогический коллектив школы № 4 города Советский Ханты-Мансийского автономного округа систематизированно подошел к вопросу организации исследовательской деятельности учащихся. И сегодня делится своими наработками в этой области.

В 2000 году нашей школе был присвоен статус районной экспериментальной площадки по построению образовательной модели адаптивной школы. В школе для способных и одаренных детей появились классы повышенного уровня интеллектуального развития (КПУИД), которые были ориентированы на:

  • достижение учащимися более высокого уровня образованности в различных областях знаний;
  • подготовку каждого школьника к продолжению обучения в вузе и дальнейшему творческому применению полученных знаний в различных сферах научной и практической деятельности;
  • формирование социально зрелой личности, готовой к самообразованию и самоопределению, обладающей потребностью в творческом труде.

Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности, на наш взгляд, стала организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ведь именно эта работа позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.

Мы также считаем, что организация исследовательской деятельности в школе предполагает под собой и обучение учащихся и учителей данной деятельности. Мы пришли к мнению о том, что нам необходима специальная программа обучения, и поэтому собрали в школе инициативную группу из педагогов и членов управленческой команды для ее подготовки.

Автором этих строк была создана программа факультатива «Научно-исследовательская деятельность учащихся», рассчитанная в общей сложности на 104 часа (первый и второй год по 34 часа, третий год – 36 часов). Она была успешно реализована в работе нашей школы в Советском, а также и в работе с отдельными учениками гимназии № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга. В дальнейшем она же легла в основу программы общественной организации «Молодежь Советского района» – «Организация научно-исследовательской деятельности учащейся и работающей молодежи».

При реализации данной программы перед нами прежде всего стояла задача в принципе заинтересовать учащихся и педагогов в подобном виде деятельности. Однако мы столкнулись с проблемой: оказалось, что далеко не все учителя готовы к совместной работе с учащимися в рамках исследовательских проектов. Поэтому мы разбили процесс организации исследовательской деятельности в школе на несколько этапов:

  • создание Научного общества учащихся и учителей;
  • обучение учащихся исследовательской деятельности;
  • обучение учителей организации исследовательской деятельности.

При этом надо понимать, что на начальном этапе большая роль отводится заместителю директора по научно-методической работе, который постепенно, по мере обучения учителей, становится координатором, консультантом по общим вопросам. Мы также создали Научное общество учащихся и учителей (НОУ), и нам кажется, что общение учащихся друг с другом и с педагогами в рамках НОУ – закономерный этап работы. Общество функционирует на основе Положения, в котором определены задачи, содержание и формы работы, членство и структура. Среди основных задач НОУ:

  • расширение кругозора учащихся в области достижений науки;
  • выявление одаренных детей и развитие творческих способностей;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников;
  • повышение уровня знаний и эрудиции;
  • активное включение в процесс самообразования и саморазвития.

Теперь об обучении учащихся исследовательской деятельности, которое, как указывалось выше, разбито на три года. Начинается обучение с 9-го класса и продолжается до конца 11-го (см. табл. 1).

ТАБЛИЦА 1

Примерный тематический план первого года занятий

ОКОНЧАНИЕ ТАБЛИЦЫ 1

Примерный тематический план второго и третьего года обучения

В состав группы-факультатива у нас вошли учащиеся, выразившие желание научиться создавать научно-исследовательские работы. При этом было сразу оговорено, что ни в коем случае не следует отказывать в приеме в группу учащимся, которые еще не определились до конца в своем решении. В любом случае умение работать с литературой и документами, умение составлять анкеты и общаться с другими людьми поможет в будущем этим учащимся проявить себя.

В первый год занятий происходит обучение учащихся основам научно-исследовательской деятельности: объясняются методы исследования, правила написания исследовательских работ, их оформления и защиты, а также определение тем для исследования, составление плана работы и начало работы над исследованием.

На данном этапе важно воспитывать у учащихся сознание того, что написание научно-исследовательской работы требует тщательной подготовки. Особое внимание уделяется практической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся включает в себя выбор темы, определение цели и задач, организацию подбора материала (работа с каталогами, печатными изданиями, архивными документами, встречи с очевидцами событий и запись их рассказов и т.п.), обработку полученного материала, написание научного исследования. В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.

Во второй год работы по программе учащиеся углубляют и расширяют свои знания, полученные в первый год. Большое значение придается и практической деятельности учащихся под руководством научного руководителя (или руководителей).

Третий год в основном уделяет внимание самостоятельной работе учащихся над своими проектами под руководством научного руководителя, участию молодых исследователей в научно-практических конференциях.

Особое значение придается практическим занятиям, которые проводятся с целью закрепления изученного материала. После ознакомления с правилами работы с каталогом, картотекой проводятся занятия по самостоятельному составлению картотеки, библиографической аннотации.

Изучение методов исследования можно проводить не только в форме лекции, но и при подготовке самостоятельных докладов учащихся, ролевых игр, рефлексии.

При организации исследовательской деятельности учащихся, на наш взгляд, необходимо соблюдать определенные условия, как субъективные, так и объективные.

К субъективным условиям мы относим:

  • наличие интереса к собственной деятельности, любознательность;
  • определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития;
  • некоторые личностные особенности, прежде всего смелость и определенную готовность к риску.

К объективным условиям относятся:

  • творческая атмосфера поиска;
  • возможность посоветоваться, обсудить с кем-либо идеи, некоторые результаты исследования.

Участвуя в современных исследовательских проектах, старшеклассники учатся обсуждать современные общественные проблемы. Они получают возможность критически оценивать действительность, искать пути решения серьезных вопросов.

Система подготовки, сочетающая в себе теоретические занятия с активным практическим применением полученных знаний, приносит свои плоды.

В настоящее время, в связи с переездом в Санкт-Петербург, автор статьи не занимается обширной практикой внедрения научно-исследовательской деятельности и работает с отдельными учащимися петербургской гимназии № 92. Так, одна из моих учениц в прошлом учебном году приняла участие во многих конкурсах, как районного значения, так и регионального и всероссийского («Балтийский регион», «Первые шаги», etc), в которых занимала первые и вторые места. А в этом учебном году мы с ней начинаем работу сразу над двумя исследовательскими проектами.

Из собственного опыта становится ясно, что детям, которые решили заниматься исследовательской деятельностью, важно, кто именно будет работать с ними. И если учитель сам не участвует в конкурсах, не занимается исследовательской работой, то и научить ребенка данному виду деятельности ему будет крайне сложно. Именно поэтому, думается, обучение учителей основам исследовательской работы становится одной из важных сторон процесса организации научно-исследовательской деятельности учащихся. К научному руководителю, занимающемуся этим, предъявляются особые требования:

  • умение учитывать возможности учащихся при распределении работы над проектом;
  • умение доступно ставить перед учащимися конкретные задачи;
  • умение не сковывать инициативу, создавать творческую обстановку;
  • умение владеть собой;
  • умение уважать достоинства других.

Исходя из данных требований, определяются основные аспекты деятельности:

  • направляющая – определение объема работы и деление его на отдельные участки по уровням сложности;
  • воспитательная – создание условий для свободного выражения своей точки зрения;
  • систематизирующая – действия не столько в роли руководителя, сколько в качестве партнера по совместной работе;
  • образовательная – организация консультаций по вопросам.

Автором была также разработана программа для подготовки учителей к организации исследовательской деятельности, рассчитанная на 20 часов (см. табл. 2).

ТАБЛИЦА 2

Примерный тематический план работы по программе
«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»

Согласно этой программе, учителя-предметники получают представление о формах и методах исследовательской работы, разработке методики написания, правилах оформления и порядка защиты исследовательских проектов учащихся.

Но помимо обучения по данной программе, учителя, безусловно, должны активно принимать участие в различного рода конкурсах (например, педагоги школы № 4 Советского участвовали в районных конкурсах учебных программ, окружном конкурсе вариативных программ, конкурсах педагогического мастерства – «Учитель года», «Педагог дополнительного мастерства», окружном конкурсе «Золотое будущее Югры», всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» и всероссийском конкурсе «Хочу учиться!»). Некоторые педагоги начали работать над диссертациями.

Таким образом, можно сказать, что данная система организации научно-исследовательской работы в школе приводит к творческой и исследовательской активности не только учащихся, но и самих педагогов.

Разумеется, всякая школа ищет свой алгоритм проведения научно-исследовательских работ, обучения этому искусству педагогов школы и учащихся. И данный материал можно рассматривать как спорный. Но в любом случае этот опыт может быть полезен вам при создании своей программы действий.

Ольга БРЫКОВА,
методист ГОУ ДПО ЦПКС «Санкт-Петербургский центр информационных технологий
и телекоммуникаций»

Рейтинг@Mail.ru