Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2006

Профильное обучение

Подготовка команды к выходу из «колеи»льной сферы учащихся в системе управления школой

Управление процессом введения профильного обучения

Опыт тех школ, которые не первый год занимаются профильным обучением, давно уже доказал: введение профильного обучения диктует необходимость обновления структуры управления, делегирования определенных управленческих функций от администраторов к представителям педагогического коллектива. Кроме того, профильное обучение изменяет образовательную среду школы, создавая новые возможности выбора. О том, что требуется в этой ситуации от управленческой команды, – данный материал.

Профильное обучение и предпрофильная подготовка – две части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Идеи и теории, лежащие в основе данной системы, не являются принципиально новыми для практики развития образования.

В Концепции профильного обучения ясно выражена мысль о том, что система специализированной подготовки (профильного обучения) – это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Таким образом, профильное обучение вводится в режиме личностно ориентированного подхода, ставшего, благодаря усилиям многих ученых, философией и механизмом педагогической практики.

Реальный процесс введения профильного обучения и предпрофильной подготовки требует создания концептуального проекта управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения и разработки планов конкретных действий по реализации идеи профильного обучения1.

Концептуальный проект управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения отражает прежде всего стратегическое видение главных направлений процесса перехода к профильному обучению.

Стратегия дает ответ на вопросы, какую модель предпрофильной подготовки выберет образовательное учреждение, какие курсы по выбору будут введены в учебный план, предполагает ли школа стать многопрофильной, выбирает ли два ведущих профиля или учащимся будет предложен универсальный профиль, и т.д. Осуществляя выбор стратегии, руководитель выбирает: темп изменений; последовательность шагов; комплексность всех действий. Внедрение стратегии включает следующие аспекты:

  • совершенствование структуры образовательного учреждения;
  • создание соответствующей мотивации для педагогического коллектива;
  • создание организационной культуры и климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии.

Разрабатывая стратегический план введения системы профильного обучения и предпрофильной подготовки, руководитель должен ответить на вопрос: для чего вводится данная система? Иными словами, ему необходимо самостоятельно осмыслить роль данной системы в достижении более высоких результатов образования в его учреждении, а также определить, при каких условиях могут быть получены требуемые результаты.

Известно, что современная школа не в полной мере решает задачи личностно ориентированного образования. Например, не учит выбору профессии и соответствующего способа получения образования, не формирует у учащихся потребность в дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, в том числе качественного профессионального, и т.д.

Общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которые связывают свои интересы в учебе с будущей профессией.

Все сказанное выше может служить отправной точкой анализа, формулировки проблем и обоснования введения новой системы профильного обучения и предпрофильной подготовки, а также определения целей введения новой системы в образовательном учреждении.

Разрабатывая стратегию, руководитель отвечает на три важных вопроса:

  1. В каком положении школа находится в настоящее время?
  2. Какой школа должна стать через … (планируемый отрезок времени)?
  3. Каким способом достигнуть желаемого состояния?

План конкретных действий по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки предполагает наличие следующих этапов:

  • разработка проекта предпрофильной подготовки и путей его реализации;
  • выбор модели профильной организации и создание программы ее осуществления;
  • определение перечня конкретных мероприятий, реализующих программу внедрения идей разработанной концепции.

Рассмотрим процесс планирования на примере введения предпрофильной подготовки2. Основной задачей предпрофильной подготовки является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

Система предпрофильной подготовки выстраивается на основе целого ряда новых для школы идей, требующих изменений в образовательном процессе:

  • введение курсов по выбору;
  • проведение эвристических проб, позволяющих учащимся определиться в выборе профиля образования;
  • прохождение всеми учащимися курса обучения выбору профиля образования;
  • введение накопительной оценки учебных достижений учащихся (по типу портфолио);
  • зачисление в 10-й профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии;
  • переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика;
  • проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей, ресурсных образовательных центрах и т.д.;
  • обучение учащихся в малых группах;
  • обучение в одной группе учащихся разных школ;
  • введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов в течение учебной недели, четверти, при которой допускается, что учебная дисциплина необязательно изучается по одному часу в неделю;
  • использование технологий безотметочного обучения;
  • введение активных методов преподавания элективных курсов.

Сущность предпрофильной подготовки – в создании образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

При разработке и реализации курсов по выбору следует иметь в виду, что: школы идей, требующих изменений в образовательном процессе:

    • набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, а их количество должно быть «избыточным»;
    • необходимо создать такие условия в организации образовательного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год;
    • содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для освоения программы профиля;
    • курсы могут формировать интерес и положительную мотивацию к тому или иному профилю через освоение материала, выходящего за рамки школьной программы, ориентацию на более сложные способы деятельности.

    Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные)3.

    Предметно ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня и позволяют: ученику – реализовать свой интерес к выбранному предмету; учителю – уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; администрации – создать условия для подготовки к экзаменам по выбору. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Примерами разработки предметно ориентированных курсов для основной школы могут служить: «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов» (автор – Обернихина Г.А.), «Города мира (География мировой урбанистики)» (автор – Крылова О.В.), «Мир инвестиций» (автор – Новожилова Н.В.) и т.д.

    Ориентационные курсы решают задачи создания базы для ориентации ученика в мире современных профессий и знакомства на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным из них. Примером разработки такого типа является курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание пробы выбора профиля обучения, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.

    Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов.

    Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки предполагает информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети4. Информационная работа должна стать «содержательным путешествием» по образовательной карте территории. Образовательная карта включает следующие обязательные элементы:

    • общая характеристика образовательной сети района, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, особенности их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения;
    • расположение образовательных учреждений на карте (схеме) района с определенными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта;
    • рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ с их конкретными адресами;
    • визитная карточка каждого образовательного учреждения, с указанием полного адреса, номеров телефонов, структуры учреждения, специфики образовательной программы, характеристики по направлениям специализации, количеству учащихся, кадровому составу педагогов, материально-технической базе, связям с вузами или учреждениями СПО, условиями зачисления в 10-й класс данной школы, реализующий ту или иную профильную программу, разъяснениями прав учащихся, спецификой порт¬фолио и т.д., программой предпрофильной подготовки с указанием возможного перечня курсов по выбору, датами проведения дней открытых дверей, информации о координаторе программы профильного обучения;
    • условия получения профильного образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
    • информация о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля;
    • полная информация о работниках районной системы образования, курирующих программы профильного образования и предпрофильной подготовки.

    Цель профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки5: оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

    Этапы подготовки учащихся к выбору профиля.

    I. Пропедевтический – позволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностями в продолжении обучения в профильной школе, пробой сил через курсы по выбору и т.п. На этом этапе осуществляется: презентация образовательной карты территории; предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

    II. Основной – предусматривает обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; организацию процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (за¬труднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

    III. Завершающий – позволяет реализовать «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля; использовать «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, дающие возможность формулировать, ранжировать и наглядно соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля. Базовая модель предпрофильной подготовки должна быть наполнена конкретным содержанием на уровне образовательного учреждения.

    Примерный план деятельности по разработке системы предпрофильного обучения

    1. Создание организационных условий введения предпрофильной подготовки.

    1.1. Создание рабочей группы или координационного совета, назначение ответственного заместителя директора по предпрофильной подготовке.

    1.2. Выявление образовательных потребностей учащихся по изучению предпрофильных курсов.

    1.3. Анализ образовательных возможностей учреждения.

    1.4. Формирование предложений в сетевой учебный план.

    1.5. Создание рабочих групп педагогов по разработке актуальных направлений предпрофильной подготовки.

    2. Информирование о создаваемой системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    2.1. Изучение и обсуждение в педагогическом коллективе концептуальных и нормативно-правовых документов по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    2.2. Участие в подготовке образовательной карты территории.

    2.3. Разработка справочных и информационных буклетов.

    2.4. Составление и реализация плана-графика мероприятий по ознакомлению детей и родителей с возможностями муниципальной сети.

    2.5. Создание компьютерного банка информации по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    3. Кадровое обеспечение.

    3.1. Мотивация педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    3.2. Разработка предложений по оценке труда учителя с учетом его участия в создании системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    3.3. Обучение в системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

    3.4. Вовлечение педагогов в поисково-творческую деятельность по разработке актуальных проблем предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    4. Программное и учебно-методическое сопровождение.

    4.1. Разработка образовательной программы, учебного плана школы.

    4.2. Создание диагностической базы мониторинга качества предпрофильной подготовки.

    4.3. Разработка программ курсов по выбору.

    5. Нормативно-правовое обеспечение.

    5.1. Подготовка приказа о создании системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении.

    5.2. Корректировка, дополнение проектных и уставных документов школы (концепции, программы развития, образовательной программы, устава и др.).

    5.3. Утверждение учебного плана предпрофильной подготовки.

    5.4. Утверждение программ предпрофильной подготовки.

    6. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

    6.1. Заключение договоров об использовании учебно-материальной базы ресурсного центра.

    6.2. Определение помещений для проведения курсов предпрофильного обучения.

    6.3. Подготовка необходимого оборудования для проведения элективных курсов в школе.

    6.4. Пополнение библиотечного фонда.

    6.5. Изыскание дополнительных источников финансирования системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    Таким образом, в процессе управления введением предпрофильной подготовки и профильного обучения реализуются следующие функции.

    1. Создание ресурсов, необходимых для разработки идеи профильного обучения: организационное, информационное и кадровое обеспечение; оценка работы кадров; мотивация и стимулирование труда учителей и администрации; научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение.
    2. Управление введением предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    Реализация новых образовательных проектов ставит перед руководителем вопрос о том, кто будет отвечать за их выполнение. Решение этого вопроса возможно на основе различных подходов. Теория и практика предлагают несколько подходов к распределению функций управления инновационными процессами. Первый способ – это распределение новых функций между уже существующими органами. Второй – передача новых функций специально созданным новым, постоянно действующим органам. Третий – новые функции могут передаваться новым временным органам: рабочим, целевым, проектным группам.

    Для управления введением предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах рекомендуется создать годичные команды педагогов, работающих с детьми 9–11-х классов. В зрелых педагогических коллективах команды могут взять на себя все основные функции, связанные с введением системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    Потенциальные функции органов управления предпрофильным обучением могут быть следующими (см. табл.).

    Процесс введения системы предпрофильной подготовки и профильного обучения опирается на критерии готовности школы к переходу на данное обучение. Такими критериями являются:

    1. Готовность педагогического коллектива и родительской общественности школы к переходу на предпрофильную подготовку и профильное обучение.
    2. Наличие квалифицированных педагогических кадров для введения профильных курсов, курсов по выбору и элективных курсов.
    3. Наличие материально-технической базы.
    4. Связь с учреждениями высшего профессионального образования, а также с иными образовательными учреждениями, которые могут оказать содействие в организации углубленной подготовки школьников по избранному профилю.
    5. Опыт дифференцированного обучения, в том числе по углубленным учебным программам.
    6. Высокие образовательные результаты учеников школы в предшествующие годы по направлениям, которые заявлены к профилизации.


    ТАБЛИЦА

    Потенциальные функции органов управления предпрофильным обучением

    Ирина БОЧКАРЕВА,
    доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

    К слову…


    Переход школ на профильное обучение «тянет» за собой множество вопросов, среди которых едва ли не самый острый о появлении качественно иных, новых учебных пособий. Издательства уже давно выпускают для профильного обучения учебную и методическую литературу. И, безусловно, многое получается. Но дело, конечно, не только в профильном обучении. Общий уровень учебной литературы оставляет желать лучшего. Ведь пока около 70 процентов учебников содержат фактические ошибки, что подтверждают данные экспертизы, проводимой с участием РАН и РАО…

    Озабоченный этой проблемой молодежный центр ЛДПР организовал и провел в Госдуме «круглый стол» «Качество и доступность современных учебников и учебных пособий». По словам зам.председателя Комитета ГД по образованию и науке Алексея Чернышева, данное экспертное заседание направлено на то, чтобы прояснить, каким должен быть современный учебник, и выработать ряд рекомендаций, которые будут резюмированы и отосланы в Минобрнауки. Он также заметил, что «в настоящее время более 500 учебников проходят экспертизу, после чего будет сформирован перечень на 2007/08 учебный год, приказ о котором появится в декабре».

    Эксперты высказывались активно. В частности, акцентировали внимание на том, что в России сложился «силовой рынок учебников» – т.е. такой, когда методисты в регионах насаждают учебники, по которым обязывают преподавать. Отметили собравшиеся и исчезновение государственно-общественной экспертизы учебников, хотя система образования все еще сохраняет государственно-общественный характер.

    Некоторые высказывания были довольно жесткими. Так, преподаватель математики одной из московских школ Ольга Прокофьева заявила издателям: «Ваши учебники неинтересны! Их не хочется брать в руки и тем более – листать. Учебники должны быть красивыми и удобными. Неужели нет талантливых людей, которые создали бы такие пособия?» Вторил ей и директор столичной школы № 1974 Александр Добриков: «Что мы называем учебником? Где алгоритм создания учебника, согласно которому, скажем, в пособии должно быть 50% текста и 50% иллюстраций? У нас сегодня в одном пособии 100 фото, а в другом их нет вообще. Проблема учебника в том, что он не прописан законодательно и его издают все кому не лень, а в этом вопросе должна быть государственная политика».

    …Мнений за два с лишним часа заседания собралось множество. Ведущие «круглого стола» пообещали довести позиции выступавших до нужных инстанций, не выпускать проблему учебной литературы из поля зрения и продолжить тему в ноябре в Госдуме, на встрече под названием «Книжная интернет-культура». Соб. инф.


    1 Как построить профильную школу. – СПб., 2005.

Рейтинг@Mail.ru