Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Консультация

Управленческие шаги по информатизации
процесса обучения в школе

Мы продолжаем рассматривать процесс информатизации в школе с разных сторон. Сегодня речь пойдет о способах информатизации. Безусловно, информатизация процесса обучения предполагает, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный вариант своей деятельности. Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Продолжение. Начало см. в № 21/2006

Способы информатизации процесса обучения

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрация, учителя, психологи, медицинские работники и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Система способов информатизации является новым понятием в дидактике. Осознать ее новизну очень важно, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, направленные на информатизацию процесса обучения, во многом уже знакомы, особенно ищущим учителям. Однако эти отдельные способы, как правило, слабо влияют на результат обучения. А когда учитель овладевает всей совокупностью способов информатизации процесса обучения, происходит как бы качественный скачок – он достигает значительно больших результатов при тех же затратах времени.

Обратим внимание на то, что в одних случаях можно говорить о способах информатизации, в других – об умениях информатизировать процесс обучения. Умение в данном случае понимается как овладение определенными способами информатизации.

Рассмотрим теперь относительно целостную и полную группу способов информатизации процесса обучения в последовательности, соответствующей звеньям процесса обучения.

1. Построение оптимального учебного плана школы. Учебный план – это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели школьного образования, состав и обобщенное содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельное и годовое распределение времени, отводимого на каждый предмет. Это единственный школьный документ по содержанию образования, где все предметы вместе. Именно тем, как построен учебный план, как выделены и определены межпредметные связи, как определен состав школьного содержания образования и его распределение по годам, как распределено учебное время между предметами, во многом определяется весь процесс обучения в школе. Ошибки, допущенные на этом уровне, в дальнейшем неисправимы, более того, они как снежная лавина порождают перегрузку учеников и учителей на всех годах обучения.

Построение этого важнейшего школьного документа является залогом будущей эффективной работы учеников и учителей. Необходимо также обратить особое внимание на то, что в основном нынешний учебный план абсолютного большинства школ составлен в традиционной парадигме и совершенно не учитывает современный подход к таким документам, представленный в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. А между тем такой подход позволяет построить в школе полный итоговый педагогический мониторинг.

2. Построение электронных моделей школьных учебников. Абсолютное большинство цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые предлагаются школе, создано по идеологии технических средств обучения. Поэтому и методика их использования практически повторяет хорошо известные учебники по применению ТСО на уроке. На их основе почти невозможно построить полный педагогический мониторинг, а цели обучения учитель должен формулировать сам.

Принцип информатизации требует, чтобы школьные учебники были представлены в компьютере своими электронными моделями, которые были бы интеллектуальными помощниками учителя, имели встроенный полный педагогический мониторинг по предмету, были связаны со стандартом (как цель с содержанием, необходимым для ее достижения).

3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга. Появление в школах компьютеров привело к тому, что традиционные методы контроля дополняются компьютерным тестированием. Причем это тестирование связано просто с появлением тех или иных ЦОР, а не с системным внедрением информатизации.

Принцип информатизации процесса обучения требует, чтобы полученные выше электронные модели учебного плана и учебников дали возможность построить полный внутришкольный педагогический мониторинг: текущий, тематический, итоговый. Причем этот мониторинг должен не только проводить весь необходимый контроль, но и сообщать каждому ученику, как он усвоил необходимые дидактические единицы содержания. А учитель в свою очередь должен получить необходимую информацию о работе всех учеников с каждой дидактической единицей. Этим обеспечивается вся необходимая ученикам и учителям обратная связь.

4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга. Если в школе есть психолог, то почти все время у него уходит на обработку результатов многочисленного тестирования, необходимого для определения главных характеристик учеников. С появлением компьютеров многие психологические тесты были автоматизированы, но системный подход и четкая динамика изменений ученика в процессе обучения, как правило, отсутствуют. Если же в школе психолога нет, то и работа эта полностью отсутствует.

Принцип информатизации процесса обучения требует, чтобы в школе функционировал полный психологический мониторинг вне зависимости от того, есть там психолог или нет. Он должен показывать все происходящие изменения в психологических характеристиках ученика в процессе обучения, указывать на возможность возникновения критических ситуаций, выдавать определенные рекомендации учителям по работе с учениками. Вся обработка результатов обследования должна быть полностью автоматизирована, что обеспечивает освобождение психолога от рутинной работы и его сосредоточенность на работе с учителями и учениками. Если психолог в школе отсутствует, то результаты этого мониторинга служат основанием для работы учителей.

5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся. Анализ теоретических исследований и реальной практики показал, что обоснование форм и методов здоровьесберегающей деятельности в школе чаще всего основано не на проблемах данной конкретной школы, а на наиболее демонстративных видах этой деятельности: создании специальных лечебных комплексов, кабинетов и т. п.

Построенный на основе новых информационных технологий, мониторинг позволяет осуществить индивидуальный подход к ученикам, выделить наиболее актуальные проблемы каждого ученика и школы в целом, принять обоснованные управленческие решения по созданию оптимальных условий формирования здорового образа жизни.

6. Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом. Как правило, никаких научно обоснованных прогнозов в школе не делается. Обычно по результатам предыдущих годов обучения отмечается снижение или повышение успеваемости.

Принцип информатизации требует, чтобы в школе на основании результатов психологического и педагогического мониторингов компьютер построил научно обоснованный прогноз результатов учащихся в процессе обучения. Это служит основанием для объективной оценки реальных результатов процесса обучения, позволяет вовремя увидеть возникающие проблемы и принять соответствующие меры.

7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом. Учебное время между темами и параграфами учебника распределяется на основе методических рекомендаций и личного опыта учителя. Количество часов по предмету в неделю является стандартным и определяется только учебным планом школы. Как правило, этот важнейший параметр в школе никак не используется для повышения эффективности процесса обучения.

При опоре на принцип информатизации происходит оптимальное распределение учебного времени между темами и параграфами на основе построенных информационных моделей содержания образования и ученика с целью минимизации перегрузки учеников по предмету. Затем проводится оптимизация распределения учебного времени между предметами, изучаемыми в классе, с целью минимизации перегрузки учеников. Так как тут учитываются особенности ученика и класса в целом, то, вообще говоря, полученное распределение времени будет свое для каждого класса. Более того, фактор «время» является важнейшей характеристикой индивидуальной образовательной траектории ученика.

8. Дифференцированный и индивидуальный подходы к ученикам. Дифференцированный и индивидуальный подходы, если они вообще проводятся в школе, как правило, опираются на субъективные мнения учителей об учениках и содержании образования. Именно отсутствие постоянного отслеживания результатов обучения, обоснованного прогноза и серьезного анализа содержания образования не дают возможность (даже при желании) в полной мере реализовать эти подходы.

В соответствии с принципом информатизации на основании полных внутришкольных мониторингов, прогнозирования результатов учеников, анализа содержания образования компьютер строит индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. При этом видны не только те результаты, которые должны быть достигнуты учеником, но и научно обоснованные рекомендации для их достижения.

9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке. В процессе накопления опыта у учителя вырабатывается определенный стереотип по применению различных методов и форм работы на уроке, без их должного научного обоснования. Безусловно, в этом есть и определенные положительные моменты, но это заставляет учителя не выбирать методы и формы в зависимости от содержания образования и конкретных учеников, а «подстраивать» содержание и учеников под «свои методы и формы».

Принцип информатизации требует, чтобы на основании полных внутришкольных мониторингов и анализа содержания образования компьютер рекомендовал оптимальный набор методов и форм обучения для каждого ученика и класса в целом. При этом, как и в других подробных ситуациях, компьютер может «обосновать» свой выбор, предоставляя учителю возможность глубже понять рекомендованную ему стратегию.

10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме. Обычно в школе происходит стандартный выбор последовательности уроков и структуры каждого урока. Основанием служит личный опыт учителя, а необходимый анализ содержания образования и возможностей учеников, как правило, не имеет должного научного обоснования.

Принцип информатизации требует, чтобы на основании полных внутришкольных мониторингов и анализа содержания образования компьютер рекомендовал оптимальную последовательность уроков различных видов по теме и оптимальную структуру каждого урока.

Этот способ является своеобразным венцом подготовительного этапа деятельности учителя. Тут учитывается и проведенное распределение учебного времени, и выбранные методы и формы работы, и дифференцированный подход к ученикам, и результаты прогнозирования. Естественно, что вся работа должна быть построена в интерактивном режиме, когда учитель и компьютер – два единомышленника, старающихся в режиме диалога решить важную дидактическую задачу оптимальным образом.

11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью на уроке. В обычных условиях вся подготовительная деятельность учителя на предыдущих этапах проводится по сложившемуся стереотипу, без должного научного обоснования. Следовательно, и сам урок проводится без оптимального соответствия возможностям ученика и сложности содержания образования.

Так как в соответствии с принципом информатизации урок построен на основе информационных моделей ученика и содержания образования, то происходит оптимальное сочетание управления (деятельность учителя) и самоуправления (деятельность ученика). Понятно, что как бы оптимально ни был спланирован урок, во время него может произойти что-то незапланированное. Но так как учитель не просто получил необходимые рекомендации от компьютера, а ознакомился со всей системой получения этих рекомендаций, то он имеет возможность мобильно реагировать на все возникающие ситуации.

Именно интерактивный режим работы («диалоги учителя и компьютера») дает полную возможность учителю проиграть возможные варианты, а затем чувствовать себя на уроке достаточно свободно и уверенно. А это уже – важнейший признак владения методикой информатизации процесса обучения.

12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения. Применение принципа информатизации позволяет проводить постоянное сравнение текущих результатов (внутришкольные мониторинги) с прогнозными и на их основе получать научно обоснованные рекомендации компьютера по корректировке следующих уроков темы. Понятно, что вся эта работа проводится в интерактивном режиме.

13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения. По той же причине, что и в предыдущем способе, тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование проводятся только на основе личного восприятия.

Использование принципа информатизации позволяет проводить сравнение результатов процесса обучения по теме (мониторинги) с прогнозными и на их основе получить научно обоснованные рекомендации компьютера по построению уроков следующей темы. По результатам тематического контроля и анализа компьютер может внести необходимые изменения в прогноз результатов учеников, что в свою очередь вызовет необходимые изменения в деятельности учителя. Таким образом осуществляется необходимая обратная связь и замыкается контур управления процессом обучения со стороны учителя.

Еще раз обратим внимание, что предложенная группа способов информатизации является относительно целостной. Но это не исключает, конечно, возможности подразделения отдельных способов информатизации на более частные. Каждый последующий способ информатизации становится полностью возможным лишь при условии успешного осуществления предыдущих (более подробно этапы внедрения мы рассмотрим ниже). В целостной же совокупности все эти способы и составляют процедуру применения на практике принципа информатизации процесса обучения.

Отметим, что многие из этих способов обычно осуществляются на практике без всякого применения идей информатизации. Некоторые из них применяются несистематически, а отдельные встречаются еще довольно редко. Отсюда видно, что многие элементы информатизации процесса обучения нуждаются еще в массовом освоении учителями. Именно поэтому надо подчеркнуть, что только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление информатизации процесса обучения.

Чтобы выявить специфику действий по информатизации в сравнении с обычным планированием, проведением и анализом процесса обучения, рассмотрим рядом эти процессы без учета принципа информатизации и с его учетом (см. табл. на с. 20).

Таким образом, как в первом, так и во втором случае планируются задачи урока, их содержание, методы, средства, учебное время и др. Но при втором подходе все это пронизывается идеей информатизации, осознанным поиском оптимального варианта. Сравнивая эти две линии действий, каждый учитель увидит, какими способами информатизации он владеет уже давно, какими стремится овладеть в данный момент и над чем ему предстоит еще поработать в ближайшем будущем, чтобы целостно проводить информатизацию процесса обучения. Исключительно важно осознать, что не отдельные улучшения, а именно целостное владение всей системой способов обеспечивает выбор оптимального варианта обучения.

Дмитрий МАТРОС,
декан факультета информатики Челябинского государственного педагогического университета

Рейтинг@Mail.ru