Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Партнерство

Лицей без «сливок»

На улице с жарким и солнечным названием – Ереванская – в Челябинске расположился лицей № 77. Тепло на душе становится в школе и всякий раз, когда здесь произносят слово «партнерство». Отношение к нему в этой школе особое. Дело в том, что семь лет назад лицей получил статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Совместная продуктивная деятельность учащихся, учителей и родителей как фактор соразвития личности и учебного педагогического коллектива».
С тех пор, и по сей день, эта экспериментальная работа не только приобрела конкретные воплощения, но и продолжает развиваться.

Теплыми и светлыми улыбками тут встречают всех гостей. И всегда предлагают для начала знакомства с лицеем экскурсию, которая начинается со смешных лестниц. Поднимаясь на второй этаж, почти все гости с удивлением обнаруживают необычные лестничные пролеты – три полноценные ступеньки затем одна маленькая полуступенька, о которую поднимающийся или спускающийся непременно спотыкается. На очевидный строительный брак в свое время махнули рукой, и потому лицеистам ничего не остается, как веселиться по этому поводу: «На таких лестницах не заснешь, надо постоянно смотреть под ноги, чтобы не упасть!»

Преодолев лестницу, экскурсоводы со «стажем» – две ученицы 11-го «В» класса Анастасия Неустроева и Дарья Малых бодро и весело демонстрируют школьные классы, лицейское знамя, библиотеку и прочие достопримечательности. Начиная с 8-го класса они, что называется, набивали на этом руку. Но окончится 11-й класс – и они покинут лицейские стены. И потому сегодня преподаватель русского языка и литературы Оксана Викторовна Руднева каждый день думает о том, кого из восьмиклассников «прикрепить» к этим двум выпускницам, чтобы за полгода успели научить юных экскурсоводов показывать школу. Вот вам и первый конкретный пример партнерства в лицее: старшеклассники передают свой опыт и знания младшим товарищам. Но это то, что лежит на поверхности. Если же говорить более серьезно, то, размышляя о возможности создания саморазвивающейся системы, при которой сами родители будут инициировать и укреплять школьные традиции, а значит, чувствовать себя полноценными участниками всего, что происходит в школе, коллектив учителей обратился к идее продуктивного образования.

«Мы понимали, что образование – в принципе консервативная вещь, но также осознавали, что изменить что-либо в школе на основе старых ценностей невозможно, – говорит зам. директора по научно-методической работе Любовь Дмитриевна Сайфутдинова. – Мы все были внутренне убеждены в том, что надо искать новую работоспособную идею. И мы нашли ее с помощью профессора МГУ, доктора психологических наук В.Я. Ляудис. Наши мысли оказались созвучны ее идее системного построения образовательного процесса на основе метода совместной продуктивной деятельности (СПД). Проект нашей экспериментальной работы был представлен как сумма образовательных программ развития авторских подходов в решении проблемы соединения учения и воспитания в единый процесс развития личности в условиях СПД учащихся, учителей и родителей».

Начав развивать эту идею, педагоги поняли, что, руководствуясь идеями сотрудничества, можно целенаправленно менять условия жизнедеятельности коллектива, расширяя грани его возможностей. А воспитание видится при этом не как однонаправленный процесс воздействия учителя на ученика, а как совместная работа школы, ребенка и родителей. Вырисовывался особый тип управления учением – не с закрытой монологической однонаправленной системой его организации, а с системой открытой, диалогической, перестраивающейся по ходу учебного процесса.

От морковки до химического прибора

Можно сказать, что на идею работало и время. Ведь был момент, когда серьезно пострадала система дополнительного образования. И потому лицей взял на себя роль организатора жизни детей после уроков. Здесь был открыт Центр научно-технического творчества – детище преподавателя химии Марса Нуриевича Вахидова, который стал руководителем центра и его главной движущей силой. Так в школе возникло дополнительное развивающее пространство, в котором стали тесно общаться учителя, дети и родители. Выяснилось, что родители многих учеников занимаются у себя на производстве интересными проектами, которые при творческой переработке и соответствующем объяснении становились не менее интересны и ребенку. Ученики с учителями стали брать за основу то, чем занимаются родители, и конструировать новые интересные приборы.

Чем заманчив такой подход для учителя? Тем, что он делает что-то не потому, что у него под это выделены часы, а потому, что в результате творческой работы с учеником и родителем появляется новый, конкретный продукт – методический, дидактический. У учителя появляются в кабинете новые приборы, вырабатываются новые методики. Родитель же, безусловно, выигрывает в том, что, работая бок о бок с ребенком, переходит в роль соруководителя, сотоварища, что, конечно, не менее важно.

О том, как происходит такая работа и какие ноу-хау рождаются в процессе творческого поиска, рассказывает Марс Нуриевич Вахидов:

«Реализуемое нами направление работы, по сути, лежит в основе практически всех научных конференций учащихся, таких как «Шаг в будущее» или конкурс исследовательских работ им. Вернадского. Идея нашего центра такова: учебно-воспитательный процесс строится по типу работы научно-исследовательского учреждения, в котором ребенок не просто 10 лет подряд осваивает знания, а имеет возможность эти знания переосмыслить и превратить в продукт, используемый на уроках, в кружковой работе. Мы с самого начала делали акцент на межпредметные исследования и прикладные проекты.

Например, наши ученики разработали и сделали установку, которая позволяет измерять скорость химической реакции. Когда я предлагал эту идею ребенку, мне, честно говоря, не очень-то верилось, что она его захватит, но оказалось, я ошибся. Установка получилась настолько хорошей, что измеряла скорость с точностью до сотой секунды. На ее основе сделано еще пять приборов, все они награждены на конференциях «Шаг в будущее», «Созвездие» и т.д. К работе детей подключились учителя и родители, и в результате все было сделано исключительно грамотно – с электроникой, подключением к компьютеру. Все эти приборы до сих пор работают.

Некоторые наши проекты, скажем по религиоведению, вошли в городские «методички», потому что оказалось: наши учащиеся разыскали и толково оформили крайне интересный материал. А еще наши дети, например, осуществили проект «Два солнца», целью которого являлась разработка технологии синтеза и применения в агротехнике бланкфоров – веществ, повышающих урожайность сельскохозяйственных культур. Три межпредметные творческие группы работали по принципу научно-производственного объединения. Работа делилась на этапы: изучение теоретических аспектов, теоретическое моделирование проекта, полевой эксперимент. В результате у детей выросла грандиозная морковка.

Важным нам кажется и то, что дети в Центре научно-технического творчества работают над проектами в разновозрастных творческих группах. С одной стороны, это преемственность. С другой – возможность попробовать себя в разных ролях. Для учителя это тоже удобно – не делить разные параллели по дням, а заниматься сразу со всеми детьми. Вопрос здесь лишь в организации такой работы. И родители очень довольны этим».

«Мы выращиваем отношения»

Для педагогов лицея главное в совместной продуктивной деятельности заключается в том, что ребенок не ставится в позицию обучаемого, а становится партнером учителя. «Мы выращиваем отношения между учителями и детьми, родителями и учителями, – говорят педагоги. – И считаем, что школа в своей воспитательной работе непременно должна опираться на семью».

Чтобы систематизировать работу в рамках эксперимента, педагогический коллектив разработал Программу развивающего поля совместной продуктивной деятельности. В нее входят совместные конструктивные проекты ближайшего и отдаленного будущего относительно решения внутренних и внешкольных дел, целей и задач, видение проблем и конструктивная позиция по их решению.

За десять лет учебы каждый ребенок может поучаствовать в массе проектов и в результате нащупать именно свой интерес. Каждый учебный год в лицее начинается с партнерства: учителя и ученики собираются вместе и решают, кто, по каким направлениям и в каких конкурсах будет участвовать. Здесь уверены: именно такое совмест¬ное планирование и следующая за ним практическая деятельность лучше всяких психологических тестов помогают ребенку понять, что ему нравится, а что – не очень. Именно так в лицее понимают предпрофессиональную подготовку. При этом педагоги уверены, что начинать эту работу через систему социальных проб надо еще в начальной школе.

«Самым юным лицеистам мы также предлагаем участвовать в различных проектах. Ведь та же программа «Шаг в будущее» имеет массу подпрограмм, в которых маленькие детишки могут участвовать на реферативном уровне, – поясняет Любовь Сайфутдинова. – Конечно, без помощи родителей организовать эту работу в начальной школе сложно. Апробируя новые формы работы, мы предложили родителям сделать небольшие исследовательские проекты вместе с детьми. И потом у нас одновременно со школьной конференцией прошла и конференция младших школьников. Докладчиками были дети, родители выполняли роль соавторов. Наш дальнейший анализ показал, что выбор темы был продиктован самыми разнообразными причинами: интересами детей («Кактусы у нас в доме»), профессиональной компетенцией родителей («Влияние быстрого питания на организм человека»), собственными «педагогическими» соображениями родителей («Как количество пыли в квартире влияет на настроение мамы»). После такой конференции родители высоко оценили новую инициативу школы и внесли предложения по развитию дальнейших форм сотрудничества».

…«От успешного развития взаимодействия семьи и школы выигрывают все стороны, – убеждена директор лицея № 77 Вера Михайловна Брюхова. – Так же как и от того, что в творческую работу мы всегда включаем всех детей, вне зависимости от их успехов в учебе и прилежания. И всегда для всех находится дело. «Сливок» у нас нет, мы работаем со всеми и находим подход к каждому ребенку и в этом видим одну из своих педагогических задач. А для родителей результатом сотрудничества со школой является более глубокое понимание своих детей, школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение, и иной уровень общения со своими же детьми». Думаем, что подобное продуктивное партнерство – мечта любой школы и мечта любого директора. Этому лицею посчастливилось нащупать такую дорожку. Возможно, их пример вдохновит и вас на вашем пути.

Яна САРТАН,
Москва – Челябинск – Москва

Рейтинг@Mail.ru