Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2006

Курсы повышения квалификации

Разработка и внедрение в школе гуманистической (антропологической) модели образовательной системы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 7

Взаимодействие специалистов школы в постановке
и решении задач развития учащихся

Вся деятельность антропологически ориентированной школы разворачивается вокруг задач развития учащихся. Эти задачи формируются на основе эталонного портрета выпускника школы – представления об образованном человеке, – с учетом возрастных вариантов этих задач на разных ступенях обучения. Сформулированные на основе концепции задачи подвергаются уточнению и коррекции в процессе анализа данных педагогического и психологического мониторинга. В своем итоговом варианте они сформулированы на языке тех качеств, способностей, умений, которые педагогический коллектив считает нужным «выращивать», развивать, укреплять в учениках определенного возраста, определенной учебной группы. В самих своих формулировках они содержат описания характеристик поведения, деятельности, общения, которые будут свидетельствовать о решении поставленной задачи, о поступательном развитии человека в процессе образования.

Сформулированные таким образом задачи становятся основой для построения профессиональной деятельности всех специалистов школы – педагогов-предметников, классных руководителей, психологов, управленцев и т.д.

В предыдущих лекциях мы показали, как именно может строиться профессиональная деятельность разных специалистов на основе задач развития. В этой лекции мы остановимся на не менее важном вопросе: как, в каких формах должны взаимодействовать эти специалисты для совместного, координированного решения поставленных задач.

Одной из наиболее важных форм профессионального сотрудничества специалистов школы был и остается психолого-педагогический консилиум. Мы познакомим читателей с моделью психолого-педагогического консилиума, разработанного специально для школ, осваивающих идеи антропологического подхода, а также с наиболее распространенными в практике частными моделями консилиумов, эффективных для отдельных случаев и ситуаций в работе.

Психолого-педагогический консилиум играет в системе работы школы, ориентированной на развитие, особую, очень важную роль. Он представляет собой организационную форму, в рамках которой происходят разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика – с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития – разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Благодаря консилиуму психолог получает возможность передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе непосредственно тем взрослым, которые обладают значительно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним.

В целом задачи консилиума в системе работы антропологически ориентированной школы могут быть представлены следующим образом.

Схема 1

Задачи психолого-педагогического консилиума

В число участников консилиума могут входить разные субъекты образовательного процесса, однако в большинстве случаев мы руководствуемся в определении участников следующей схемой:

Схема 2

Участники психолого-педагогического консилиума

Традиционное представление о консилиуме состоит в том, что это по своей сути совместное обсуждение. Участники консилиума, готовясь к обсуждению, аккумулируют необходимую информацию, и затем, в процессе обсуждения, происходит выработка единого видения, постановка задач, определение стратегии и распределение обязанностей и ответственности по отношению к поставленным задачам. Надо сказать, что в таком варианте консилиумы всегда продолжительны, утомительны и часто заканчиваются задолго до постановки конкретных задач перед участниками. В подобных случаях итог консилиума может быть сформулирован так: «Поговорили…». Иногда это само по себе неплохо, однако такой разговор не приводит к выработке единой программы работы, а значит, решению поставленных задач.

Мы предлагаем рассматривать консилиум как более сложное, многоэтапное действие, несводимое к одному лишь непосредственному совместному обсуждению. В деятельности консилиума выделяется 3 важных этапа: этап подготовки, этап совместного обсуждения и этап реализации решений. Обозначенные на схеме 1 задачи могут и должны решаться на разных этапах консилиума.

В этап подготовки включены все участники консилиума, но в разном качестве (см. табл. на с. 47). Педагоги-предметники готовят необходимую педагогическую информацию о классе и отдельных учениках, пользуясь предложенными им схемами. Эту информацию собирает и анализирует завуч, ответственный за проведение консилиума. Классный руководитель и психолог на этом этапе осуществляют более сложную работу. Во-первых, они собирают свою информацию о том, как идет развитие учащихся данного класса. Во-вторых, вместе с завучем они обобщают педагогическую, психологическую и медицинскую информацию о ходе развития учащихся и ставят на этой основе задачи развития класса и отдельных учеников. Эти задачи развития становятся предметом обсуждения на втором этапе работы консилиума.

В этап обсуждения включены педагоги-предметники, классный руководитель, школьная администрация. Участники знакомятся с задачами развития, задают уточняющие вопросы, вносят свои добавления. Итогом этого этапа обсуждения становятся уточненные и принятые задачи развития учащихся. Далее – и это основная задача обсуждения – предметом профессионального разговора будут педагогические задачи работы с учащимися, вытекающие из задач их развития. Формулирование общих психолого-педагогических задач – самый важный результат этапа обсуждения. На третьем этапе каждый участник консилиума превращает поставленные педагогические задачи в формы и методы своей профессиональной деятельности. Если поставлена задача развития учебной инициативы учащихся, то как это найдет свое отражение в уроках физики, факультативах МХК, занятиях по психологии? Найти нужные формы – это задача, которая возникает перед специалистом как итог обсуждений на консилиуме. В результате рождается общий план работы разных специалистов над поставленными задачами, который собирает в единое целое и отслеживает завуч – организатор консилиума.

В обобщенном виде работа консилиума может быть представлена в виде следующей схемы:

Схема 3

Мы обрисовали схему «базового» планового консилиума, в наибольшей степени отвечающую задачам антропологически ориентированной школы. Вместе с тем разнообразие ситуаций, с которыми сталкиваются педагоги и психологи в школе, предполагает разнообразие форм сотрудничества, в том числе консилиума. Ниже мы рассмотрим возможные виды психолого-педагогического консилиума в школе, почерпнутые уже не из теоретической модели, а из практики деятельности в школе (собственной и наших коллег).

Первый вид консилиума – «Классика»

Эти консилиумы «классичны» с двух точек зрения. Во-первых, они сохранили некоторые традиционные черты своих медицинских предшественников. Во-вторых, с них начала формироваться традиция применения консилиумов в психологической практике. И по сей день такого типа консилиумы более всего распространены в школьных психологических службах.

Классический психолого-педагогический консилиум в школе представляет собой самодостаточное, хорошо структурированное «действо». Его созыву предшествует определенная проблема (внезапно возникшая или заранее спрогнозированная), а его основной задачей является нахождение путей решения проблемы. На консилиум собираются люди, имеющие отношение к данной проблеме, заинтересованные и компетентные в ее решении. Обмен мнениями между участниками позволяет проблему ясно и однозначно сформулировать, а затем найти пути решения. Классические консилиумы готовятся серьезно и достаточно долго: каждый участник проводит необходимую диагностику и собирает материалы, которые могут помочь более четко и объективно сформулировать проблему и вытекающие из нее задачи работы.

Классические консилиумы разнообразны и также поддаются классификации. Скажем, консилиум может собираться для решения проблем отдельных детей (например, имеющих выраженные трудности в обучении, общении, психическом развитии), а может быть посвящен актуальным психолого-педагогическим проблемам класса, параллели и даже целого школьного звена (начального, среднего, старшего).

В первом варианте школьный консилиум становится очень похож на своих клинических родственников: поочередно рассматривается некоторое количество частных случаев, по каждому формулируется решение. Такого рода консилиумы в последнее время стали активно использоваться в психологических центрах. В школе же они не находят широкого применения. И это понятно. При всей своей эффективности с точки зрения решения проблемы конкретного ребенка, как часть системы работы школы, он непродуктивен: много времени и сил тратится на решение единичной проблемы… а что делать со всеми остальными?

Консилиум по отдельному случаю в школе – это исключительная ситуация. Затраты времени на его проведение должны быть убедительно обоснованы. Консилиум по классу или учебной параллели имеет совершенно иную структуру. Обсуждение каждого ребенка невозможно. Поэтому большее внимание уделяется характеристике класса в целом, его сильных и слабых сторон. Внутри класса выделяются группы, скажем – дети, чье развитие находится в рамках школьной нормы, дети с проблемами в обучении, общении и т.д. По отношению к каждой группе разрабатывается стратегия психолого-педагогического сопровождения. И, наконец, выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной помощи и поддержке. По их поводу может быть собран отдельный консилиум или в рамках основного выделено значительное время на персональное обсуждение.

Информативной является и другая классификация классических консилиумов: для больших школ и школ, обучающих небольшое число детей (приблизительно – до пятисот учеников). Главное отличие – в составе участников консилиума. В школе, учебная параллель которой состоит из 4 и более классов, нецелесообразно участие в работе консилиума всех педагогов-предметников. Нецелесообразно с точки зрения процедуры: при большом количестве людей, эмоционально заинтересованных в обсуждении тех или иных проблем, консилиумы растягиваются на невообразимое время. Информацию, собранную педагогами-предметниками, на таком консилиуме представляет завуч или заведующие предметными кафедрами. В обязанность этих лиц входит также последующая работа с педагогами: необходимо ознакомить их с решением, замотивировать на их реализацию, проследить выполнение принятых решений.

Если речь идет о небольшой школе, можно позволить себе собираться на консилиум всем коллективом данного класса или параллели. Такая работа значительно полезнее, так как она не только позволяет решить выявленные психолого-педагогические проблемы, но и сплотить учительский коллектив, превратить его в команду профессионалов-единомышленников. Само по себе и быстро это не происходит, но консилиум как форма работы обладает таким потенциалом.

Второй вид консилиума – «Модерн»

Так можно охарактеризовать психолого-педагогические консилиумы, проводимые не в классической форме, а в виде деловой игры, в интерактивной форме. Принципиальное отличие – в позиции, которую занимают участники консилиума. Работа «в стиле модерн» предполагает активное включение каждого участника в обсуждение и принятие решений, а как следствие – готовность к принятию на себя ответственности за их реализацию.

Такой консилиум занимает немного больше времени на проведение и предполагает совершенно иную структуру работы. Содержательной работе обязательно предшествует этап погружения, настройки на коллективную работу (на нашем профессиональном жаргоне этот этап получил название «разминка»). Обсуждение ведется с применением таких форм, как мозговой штурм, работа творческих групп, групповая дискуссия.

Вот, например, возможная схема проведения такого консилиума:

  1. Разминка. На этапе разминки участникам предлагается продолжить фразу «Когда я иду на урок в … класс…». Разминка позволяет актуализировать чувства, связанные с той или иной группой детей, выявить наиболее типичные проблемы, вопросы, состояния. Часто для усиления эффекта мы передаем по кругу некий предмет (игрушку), символизирующий ребенка определенного возраста.
  2. Постановка целей и задач работы. Участникам сообщается, что в процессе работы им предстоит ответить на три вопроса:
    Какие это дети? (Составление портрета класса.)
    Какие задачи мы ставим в работе с ними (с учетом выявленных особенностей)?
    Какими путями мы будем решать поставленные задачи?
  3. Составление портрета класса. Используется метод мозгового штурма: участники консилиума называют характеристики, ведущий записывает эти характеристики. После того как портрет составлен, ведущий предлагает выделить разным цветом характеристики разного типа: 1) возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса, которые необходимо учитывать («С этим нужно считаться»); 2) проблемы обучения, поведения и общения, которые могут быть рассмотрены как потенциальные педагогические задачи работы («С ними можно и нужно работать»). Результаты фиксируются на доске (листах). Например, к характеристике первого типа при обсуждении психолого-педагогической ситуации в 7 классе могут быть отнесены следующие: «Высокая импульсивность, непредсказуемость, переменчивость настроения учащихся», «Сложности в установлении отношений между мальчиками и девочками в классе» и др. К характеристикам второго типа: «Низкая учебная мотивация», «Недоверие к взрослым», «Неумение ставить перед собой конкретные учебные задачи и последовательно их решать» и др.
  4. Постановка психолого-педагогических задач в работе с данным классом с учетом выявленных сильных и слабых сторон. Сильные стороны класса – это тот ресурс, на который можно опереться в работе с классом: освоенные учащимися формы работы, интересное для них содержание и пр. Слабые стороны – основной источник постановки педагогических задач. Постановка задач осуществляется всем коллективом в процессе группового обсуждения. Задачи фиксируются на отдельных листах.
  5. Поиск путей решения поставленных задач. Участники консилиума делятся на группы по числу поставленных задач (либо по числу наиболее значимых и актуальных задач из общего списка). Работа проводится в творческих группах. Задача творческой группы – продумать программу работы по решению поставленной задачи с обозначением основных мероприятий, сроков и ответственных. Каждая группа по истечении определенного времени представляет результаты своей работы.
  6. Подведение итогов, назначение ответственных и сроков реализации поставленных задач. Определение даты следующей встречи.

Работа «в стиле модерн» эффективна не только с точки зрения основного результата. Все обучающие, развивающие возможности данного вида работы проявляются здесь очень ярко. Главное, что отмечают педагоги, имеющие опыт участия и в классических консилиумах, и в деловой игре: во втором случае значительно легче осуществляется переход от обсуждения проблемы (это замечательно получается и в обычных консилиумах) к принятию решений и ответственности за их реализацию.

Третий вид консилиума – «Система»

«Система» – это процесс и результат эволюционного развития консилиума в школе, где психолого-педагогическое сотрудничество в решении возникающих проблем стало традицией. Принципиальное отличие от описанных выше форм состоит в следующем: постановка целей и задач работы консилиума осуществляется заранее и всем составом участников – таким образом, каждый изначально хорошо понимает назначение встречи в целом для школы и для себя как специалиста в частности.

Как это реально происходит?

Возьмем конкретную проблему: адаптация выпускников начальной школы в среднем звене. В канун начала учебного года собирается психолого-педагогический коллектив параллели пятых классов. Цель – сформулировать общие задачи своей работы по адаптации на первую четверть. Для постановки задач используется та информация о детях, которая уже есть у педагогов и психологов, а также общие знания о процессе социально-психологической адаптации. Они есть у каждого педагога, имеющего опыт работы с пятиклассниками. Если его недостаточно, можно привлечь специальную литературу. По итогам встречи составляется специальный документ – «Рекомендации по социально-психологической адаптации учащихся пятого класса». Он предоставляется всем участникам и рассматривается ими как основа работы.

Цель встречи, которая проводится по итогам первой четверти, очевидна: проанализировать итоги совместной работы и поставить перед собой следующие задачи на вторую четверть. В зимние каникулы предстоит подводить итоги адаптационного периода. В связи с этим участники обсуждают содержание диагностики, которую каждый будет проводить накануне консилиума. Нужна ли логопедическая диагностика? Какую психологическую информацию хотели бы получить педагоги? В какой информации классных руководителей они заинтересованы и наоборот? Так вырисовывается содержание консилиума, проясняются взаимные ожидания.

Январский консилиум посвящен обсуждению результатов диагностики и ответу на главный вопрос: завершен ли процесс адаптации пятиклассников и каковы его итоги? Если ответ положительный и итоги адаптации удовлетворяют педагогов и психологов, на этом можно поставить точку в совместной работе. Если нет – планируются следующие шаги. И так далее.

Четвертый вид консилиума – «Форс-мажор»

В основе таких консилиумов лежит некоторая критическая, кризисная ситуация в школе, неожиданные обстоятельства. Их особенность – минимальная подготовка. Этот факт, а также необходимость принятия экстренных решений определяют работу консилиума. Диагностика ситуации проводится на самом консилиуме, в результате чего формулируется суть возникшей проблемы. Далее следует обсуждение возможных действий и обязательное принятие решения. «Классический консилиум» может позволить себе завершиться констатацией проблемы: «Мы поняли, что происходит, и теперь необходимо немного «пожить» с этим пониманием». Это тоже итог работы, иногда – очень важный. Но это неприменимо к консилиуму типа «форс-мажор». Он обязательно должен заканчиваться решением, пусть небесспорным, и решение это подлежит реализации.

Таким образом, психолого-педагогический консилиум во всем разнообразии форм – чрезвычайно важный механизм, запускающий и удерживающий процессы сотрудничества различных специалистов школы в постановке и решении задач развития учащихся. Очень важно построить работу в школе таким образом, чтобы консилиумы стали естественной, традиционной, привычно-плановой формой обсуждения проблем и постановки задач работы с учащимися.

В этом случае нарабатывается общий язык, стиль обсуждения, вырабатываются приемы эффективного и оперативного профессионального разговора; консилиум из энергетически затратной, «экзотической» формы превращается в нормальный способ профессионального взаимодействия, а поставленные в ходе его работы задачи естественным образом рассматриваются как обязательные к реализации. Для достижения такого эффекта требуется время (как правило, несколько лет) и последовательная управленческая воля руководства, без которой мало что происходит к школе.

Задание для самопроверки

  • Проанализируйте систему работы школы в настоящее время. Есть ли в ней место консилиумам как традиционной форме работы? Обоснуйте свой ответ.
  • Консилиумы какого типа сегодня наиболее востребованы в школе?
  • Что должно быть изменено, «переформатировано» в сложившейся системе работы школы для того, чтобы консилиумы могли стать ее неотъемлемой частью?

Литература

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2002.
Марина БИТЯНОВА, Татьяна БЕГЛОВА

Рейтинг@Mail.ru