Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Самоуправление

Учимся управлять

Об опыте организации деловой игры, развивающей гражданскую позицию учащихся

Развитие коммуникативных навыков, умение обсуждать проблему и аргументированно отстаивать свое мнение, деловая хватка, неравнодушная гражданская позиция – те качества, без которых мы сегодня не мыслим образ выпускника школы. Безусловно, учитель формирует эти качества личности в учебно-воспитательном процессе. Однако особая роль отводится процессу воспитания в школе, а значит – завучу по воспитательной работе.

Творческий подход руководителей образовательных учреждений к организации воспитательных мероприятий, использование заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями нетрадиционных, активных форм деятельности учащихся помогают развитию их лидерских качеств.

Своим опытом по организации одного из мероприятий, развивающих гражданскую позицию, навыки самоуправления и коммуникации, сегодня делится школа-лицей № 52 Рязани.

Содержание гражданско-правового воспитания в школе-лицее включает такие политические, экономические, юридические, психологические знания, которые дают учащимся представления о гражданском обществе и гражданской жизни в нем. Так, например, деловая игра «Государство Лицей» позволяет учащимся лицея № 52 проявить собственную гражданскую позицию, в имитационной игровой форме изучить систему гражданских отношений. Такая игра формирует умения и навыки, способности, необходимые для самоуправления, выражения гражданских чувств, чувства сопричастности гражданскому обществу.

Прежде чем подробно рассказывать о смысле и целях игры, перечислим основные, на наш взгляд, показатели гражданско-правовой культуры лицеиста:

  • осознание собственных поступков и сопоставление их с нормами права и морали социума (анализ);

  • действия на основе правовых и моральных принципов;

  • чувство ответственности за порученное дело;

  • знание, понимание правовых норм общества;

  • умение вести себя в обществе, осознание необходимости восприятия себя во взаимосвязи с другими, понимание своего места и роли в обществе;

  • наличие социального опыта поведения; умение оценить свое поведение и проанализировать гражданскую позицию (свою и других); следование нормам права и морали во взаимоотношениях с людьми;

  • активная жизненная позиция на основе осознанного поведения в обществе, знание норм морали и права и поведенческих установок социума;

  • умение анализировать и прогнозировать последствия собственных поступков;

  • умение принимать решения в конкретных ситуациях на основе гражданско-правовой целесообразности;

  • сформированная внутренняя самооценка;

  • устойчивое стремление руководствоваться морально-правовыми нормами в повседневной жизни.

Деловая игра «Государство Лицей»1 – одно из мероприятий, развивающих у учащихся деловые, коммуникативные качества, способствующие сплочению коллектива единомышленников, выявлению и созданию творческих, инициативных групп старшеклассников. Эта форма организации досуга учащихся помогает выявлению лидерских качеств лицеистов, активизации инициативности и творчества старшеклассников в познавательной и воспитательной деятельности школы.

Игра разработана на основе традиционной лицейской игры «Я – лидер», которая проводилась в течение 10 лет. Результатом игры «Я – лидер» было выявление актива старшеклассников в ходе предвыборной кампании и проведения Дня самоуправления.

Главная цель деловой игры «Государство Лицей» – создание юношеской организации самоуправления. Содержание игры включает историческое моделирование, глубокое изучение и анализ материалов по истории Российского государства. Проходит она по следующим этапам:

1. Владимир – Красно Солнышко. У истоков государства.
2. Реформы государя-императора.
3. Правление женщин.
4. Революция в лицее.
5. Демократия.
6. Политическое молчание.
7. Выборы президента Государства Лицей.
8. Инаугурация президента.
9. День самоуправления, стартовое мероприятие сформированного актива старшеклассников.

Игра начинается в начале учебного года: в первые две недели формируются «политические» блоки, например блок «Факел», блок «Портал», блок «Луч». Каждый блок разрабатывает предвыборные программы, в которых содержатся принципы, задачи, конкретные дела по совершенствованию жизни (учебной, досуговой, общественной) в школе. Для предвыборной агитации, для разъяснения своих целей в рамках игры (этапы представлены выше: 1–9) предоставляется время, свободное от уроков (перемены, внеучебное время). Учащиеся самостоятельно готовят мероприятия в соответствии с темой каждого этапа, которые проводятся перед уроками, во время перемен, после уроков. Задача учащихся: подготовить такие мероприятия, которые позволили бы познакомиться с исторической информацией по теме. Например, на этапе «Владимир – Красно Солнышко» ученики различных блоков готовили и проводили театрализованные представления в стиле заданной эпохи, пели русские старинные песни; для радио готовили сообщения о личности князя Владимира, игры, кроссворды; водили хороводы в русских костюмах. По итогам каждого этапа проводится тайное голосование всех учащихся за тот или иной блок, главный критерий оценки – соответствие творческих мероприятий блоков теме этапа игры.

Во время игры каждый класс представляет отдельный вольный город, в котором есть глава города. Каждый день главы городов собираются на общее собрание учащихся по волеизъявлению народа класса в пользу того или иного блока ученического актива, что отражается на карте предвыборной кампании. Волеизъявление «народа» проводится ежедневно: дети отдают свои голоса (бюллетени: «за» или «против») за каждое мероприятие, которое организовывали блоки; еженедельно, в субботу, День политического молчания, когда голосование запрещено, представители от каждого блока подводят итоги голосования за неделю: идет подсчет голосов за тот или иной блок. Ход игры, результаты предвыборной борьбы отражаются в лицейском пресс-центре, ежедневных видеоальманахах, радиогазетах. Специально для данной игры разработаны следующие документы: «Положение о деловой игре “Государство Лицей”», «Закон о выборах президента Лицея», «Полномочия президента Лицея» (см. Приложение).

В ходе предвыборной кампании проводится агитация за различных претендентов на пост президента Государства Лицей, который избирается по результатам голосования учащихся. Избранный президент дает клятву на верность лицейскому народу на торжественной церемонии инаугурации.

За время деятельности лицейского президента избирается состав правительства, распределяются ключевые посты – министров печати, культуры, внутренних дел, здорового образа жизни, внешней политики, физической культуры; обозначаются функции министерств и намечаются конкретные мероприятия. Издается «Закон о правительстве Государства Лицей». Президент лицея принимает участие в городских конференциях активов школ города, встречается с начальником управления образования города и лидерами блоков ученического самоуправления школ; вместе с представителями актива старшеклассников лицея проводит интерактивное общение с гостями научно-практических конференций, учительских семинаров2.

В Государстве Лицей в игровой форме реализуются: политический и финансово-экономический проекты, «экологический бумеранг», «философия времени».

Ученическое самоуправление является наиважнейшим звеном в воспитании учащихся, в социализации личности, в становлении человека-гражданина.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий с детьми в лицее. Это самообслуживание, познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская и информационная деятельность.

Познавательная деятельность организуется и проводится в таких видах и формах, как интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и вечера, различные игры (КВН, «Что? Где? Когда?» и др.), конференции, диспуты, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), встречи с интересными людьми и т.д.

Самообслуживание – забота о порядке и чистоте, аккуратности, благоустройстве, в том числе организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни (так, например, разработаны «Кодекс чести лицеиста», Положение и Правила жизнедеятельности в лицее).

Художественно-эстетическая деятельность – это праздники, конкурсы, концерты, выставки, фестивали, встречи.

Спортивно-оздоровительная деятельность отвечает потребностям физического развития и интересам детей.

Шефская деятельность – это оказание помощи младшим учащимся, забота о ветеранах-учителях, о ветеранах войны.

Информационная деятельность существует в лицее в виде устной (радиогазета), письменной (пресс-центр), видео (телевидение) информации о жизни лицея.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Положение о деловой игре «Государство Лицей»

Цели и задачи:

  • развитие молодежной организации самоуправления в лицее;

  • расширение кругозора учащихся, приобретение знаний об особенностях Конституции РФ, изучение и анализ политических и экономических материалов;

  • развитие качеств самоуправления, самоанализа, самоопределения, самореализации, самообразования, самовоспитания.

Участие в проекте:

  • Инициативная группа во главе с лидером создает предвыборный блок в составе 10 человек.

  • Предвыборный блок разрабатывает программу действия молодежной организации самоуправления в лицее, в которой:

– указывает цели, задачи и функции организации;
– составляет план работы на год;
– выпускает печатный материал, где излагает суть своей программы.

  • Инициативная группа во главе с лидером создает фирму, которая участвует в экономической части проекта. Задачи фирмы:

– изучение правил и документов фирмы;
– составление бизнес-плана;
– развитие предпринимательской деятельности.

Организация проекта:

  • Учащиеся лицея знакомятся с характером и условиями проекта из предложенных источников (документы, пресс-центр, теле-, радиовещание).

Политическая часть

  • Во время игры каждый класс представляет собой отдельный город, с названием и символикой.

– Город отдает свой голос в пользу того или иного блока на каждом этапе игры, что отражается на карте предвыборной кампании.

– Педагоги лицея представляют отдельный город, выбирают главу города и принимают участие в каждом этапе игры.

  • Для регистрации блоков команда подает заявку в штаб проведения игры по определенной форме.

  • Каждому блоку предоставляются ограниченное эфирное время и своя цветовая символика (согласно жеребьевке).

  • Центральная избирательная комиссия создается в составе 7 человек.

Функции ЦИК:

– следить за ходом предвыборной кампании и соблюдением законов;
– разрешать конфликты, возникающие в ходе выборной кампании.

  • Игра проходит по 9 этапам:

– подготовительный;
– 4 этапа агитационной кампании;
– День политического молчания;
– Выборы президента Лицея;
– Инаугурация президента;
– День самоуправления. Стартовое мероприятие лицейского избранного правительства.

Финансово-экономическая часть

  • Каждая фирма создает собственный бизнес-план и определяет вид предпринимательской деятельности.

  • Свой бизнес-план фирма подает в регистрационную комиссию, которая регистрирует фирму и выдает регистрационное удостоверение.

  • Фирма регистрируется в налоговой инспекции, получает паспорт участника и бланки товарных чеков.

  • Фирмы должны заполнить декларацию о доходах:

(Фирмы, имеющие доход, меньший 10 ликов, от уплаты налога освобождаются.)

  • К проданным товарам каждому покупателю выдается товарный чек, корешок чека остается у продавца для предъявления в налоговую инспекцию.

  • Налоги с дохода:

5 % – производство и продажа изготовленных товаров;
10 % – оказание услуг, посредническая торговая деятельность;
20 % – шоу-бизнес.

  • Торговля ведется только в лицейской валюте. Обмен рублей на лики и обратно осуществляет банк по установленному курсу (1 лик – 5–6 рублей. В ходе ярмарки дети продают собственные поделки за лики, накопленные ребятами лики составляют «капитал», который используется для организации следующей ярмарки).

  • Организацию хода экономической части проекта осуществляют:

регистрационная комиссия;
банк;
налоговая инспекция.

  • Финансово-экономическая часть игры делится на три этапа:

1. Организационный.
2. Регистрационный.
3. Практический. Ярмарка.

Итог игры:

  • Лидер блока, набравшего наибольшее количество голосов, занимает место президента Государства Лицей.

  • Лидер блока, получивший по итогам голосования количество голосов, соответствующее второму (после президента) месту, становится премьер-министром.

  • Президент и премьер-министр набирают из состава своих предвыборных блоков правительство.

  • Фирма, получившая наибольшую прибыль от своего предприятия, становится монополией и вступает в состав правительства в качестве министерства финансов, что дает ей право на развитие предпринимательской деятельности в течение учебного года.

  • Правительство распределяет обязанности среди кабинета министров, согласно закону о правительстве Государства Лицей.

  • День самоуправления является стартовым мероприятием актива.

  • День самоуправления проходит согласно расписанию, составленному администрацией на этот день.

  • Правительство во главе с президентом Лицея составляет общий план работы на год.

Антонина ПЕТРЕНКО,
доцент кафедры методологии управления
и развития образования Рязанского областного института развития образования

______________________

1 В 2002 году игра «Государство Лицей» была разработана заместителем директора лицея О.В.Лобан, педагогом дополнительного образования Г.С.Фоминой и учителем истории О.О.Зубовой.

2 Например, президент Лицея принимал участие в педагогическом семинаре «Инновационный подход к управлению образовательным учреждением», который организовал лицей № 52 в январе 2003 г.

Рейтинг@Mail.ru