Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Учебные планы

11 документов
для составления индивидуального учебного плана

Введение профильного обучения коренным образом изменяет деятельность школы, так как позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика. Организация личностно ориентированного образовательного процесса, создающего среду для построения учеником собственной траектории образования, – именно эту мысль школа № 91 Санкт-Петербурга считает основной, вот уже
10 лет занимаясь опытно-экспериментальной работой по реализации профильного обучения…

Индивидуальный учебный план школьника это совокупность предметов (т.е. предметов, изучаемых на общеобразовательном и профильном уровнях, а также элективных курсов), выбранных ребенком для изучения из плана своей школы, а возможно, и из учебного плана учреждения-партнера (другой школы, учреждения дополнительного образования и т.п.). Такой план может иметь каждый ученик старших классов. Комбинация числа уроков (часов), отводимых на изучение того или иного предмета в индивидуальном учебном плане, у разных учащихся может быть различной.

Отбор профилей обучения для конкретного учащегося может осуществляться по различным основаниям:

– развитие интеллектуальных способностей учащихся;

– психические способности (мышление, память, восприятие);

– свойства, отражающие приобретенный индивидуальный опыт, необходимый для выбора данного профиля;

– личный выбор ученика.

Предварительный этап выбора профиля обучения предполагает:

  • разработку и уточнение перечня востребованных курсов по каждой образовательной области и практически по каждому учебному предмету;

  • согласование их содержания с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;

  • разработку рекомендаций по составлению индивидуального плана, адресованного учащимся; подготовку памятки для выпускника основной школы; чистых бланков с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися, и других необходимых материалов;

  • разъяснение учащимся и их родителям особенностей организации учебного процесса; специальное выделение ограничительных факторов (в индивидуальном учебном плане должны быть представлены все образовательные области, учебная нагрузка должна быть в пределах от 30 до 36 часов в неделю, часть предметов выбрана для углубленного изучения и т.п.); проведение индивидуальной работы с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

  • разработку новых принципов организации учащихся в группы, поскольку обычная классно-урочная система не соответствует используемой технологии (за основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя группы переменного, «плавающего» состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету);

  • разработку технологии составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности проработку вопроса о замене «классного» журнала на «журнал учителя».

Большим и трудоемким этапом организации профильного обучения является согласование и коррекция представленных учащимися проектов индивидуальных учебных планов и разработка сводного учебного плана многопрофильной школы на текущий учебный год.

При всей успешности работы школы № 91 по реализации профильных образовательных программ было очевидно, что существующая профилизация осуществляется за счет перегрузки учащихся (школа вынуждена была учить «всех всему» за счет свободного времени учащихся и учителей). Кроме того, школа пришла к выводу, что малоперспективно заниматься профилизацией, основываясь только на «внутришкольных» или «личностных» мотивах повышения степени выбора, вариативности и индивидуализации образования безотносительно к концепции единых экзаменов и государственных образовательных стандартов.

Новый учебный план позволяет школе при выборе профилей обучения определять только набор предметов, которые могут изучаться на профильном, углубленном и базовом уровнях. Естественно, если в школе имеются кадровые возможности и соответствующая квалификация преподавателей. Формирование профилей может быть предоставлено самим учащимся. Такой вариант возможен, если учащиеся школы имеют опыт выбора образовательного маршрута в основной школе и если школа разработала соответствующий пакет документов. Данная школа предлагает своим ученикам, выбирающим профиль:

  • рекомендации по составлению индивидуального учебного плана (см. Приложение 1);

  • 49 вариантов курсов (для 81 десятиклассника) на разных уровнях изучения предметов (базовый, профильный или углубленный) (см. Приложение 2);

  • примерные учебные планы пяти возможных профилей;

  • два пустых бланка для создания своего собственного варианта индивидуального учебного плана (см. Приложение 3).

Приложение 1

Рекомендации учащимся 10-х классов по составлению индивидуального учебного плана (ИУП)

Вы являетесь участником эксперимента «Профильное обучение в старшей школе», который будет продолжаться два года. Первой задачей для вас является выбор учебного профиля и составление индивидуального учебного плана на два года. Чтобы успешно выполнить эту задачу, вам необходимо знать следующее:

  • Каждый учебный год – это 35 учебных недель. Два года – 70 недель.

  • Минимальная средняя обязательная учебная нагрузка учащегося – 30 часов в неделю, максимальная – 36 часов в неделю.

  • За два года минимальная обязательная учебная нагрузка составит 2100 часов, максимальная – 2520 часов.

  • Рекомендуется выбрать 1–2 профильных учебных предмета, по которым вы должны будете пройти итоговую аттестацию на профильном уровне.

  • Средняя учебная нагрузка по профильным предметам (профильные учебные курсы и спецкурсы) должна составлять не менее 14 часов в неделю, то есть не менее 980 часов за два года.

Рекомендуем следующий алгоритм действий:

1. Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых школой курсов.

2. Ознакомиться с их уровнями (углубленный, профильный, базовый).

3. Ознакомиться со списком предлагаемых спецкурсов.

4. Ознакомиться с примерными учебными планами по предлагаемым школой учебным профилям.

5. Приступить к выбору профильного предмета или профиля в целом. При необходимости можно проконсультироваться с учителями и координатором.

6. Составить предварительный ИУП (карандашом на бланке) по предлагаемому образцу в двух экземплярах. Один экземпляр сдать координатору, второй обсудить с родителями.

7. Окончательный вариант вашего учебного плана должен быть составлен не позднее 7 сентября и сдан координатору.

Изменения индивидуального учебного плана допускаются по согласованию с координатором и администрацией школы в следующие сроки:

  • до 5 октября (День учителя);

  • после окончания первого полугодия 10 класса;

  • после окончания 10 класса.

8. Выполнение выбранной вами обязательной учебной нагрузки и результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в зачетной книжке учащегося.

Приложение 2

Спецкурсы для разных профилей:

№ Название

Число часов

1. Зарубежная литература

105

2. Санкт-Петербург в русской литературе

35

3. Духовная литература

35

4. Курс индивидуальной практической грамотности

105

5. Словесность

35

6. Туризм и путешествия (англ. яз.)

140

7. Разговорный английский язык (американский вариант)

70–140

8. Второй иностранный язык (немецкий яз.)

140

9. «Добро пожаловать в Петербург!» (англ. яз.)

35

10. История мировых цивилизаций

70

11. Религиоведение

35

12. История и культура Санкт-Петербурга

70

13. История и культура Санкт-Петербурга

(проекты)

14. Начала философии

140

15. Экономика

70–140

16. Введение в историю искусств

35–70

17. Живопись, рисунок, прикладное искусство

140

18. Эстетическая программа живописи и театра (проекты)

35–70

19. Школа гармоничного воспитания для девушек

280

20. Решение конкурсных задач по математике

140

21. Математика для абитуриентов (Технологич. ин–т)

140

22. Организация интеллектуальных игр в школе

35

23. Решение задач с параметрами

35

24. Физика для абитуриентов (Технолог. ин–т)

140

25. Решение задач по физике и дем. эксперимент

70

26. Элементарная физика

35

27. Астрономия

35

28. Космические исследования

35

29. Ботаника

140

30. Анатомия человека

70

31. Экология

140

32. Биология для поступающих в вузы

280

33. Космическая биология

35

34. Дендрология (ЦПКиО)

35

35. Водные экосистемы (ЦПКиО)

35

36. Цветоводство

35

37. Генетика

35

38. Агротехника (проекты на уч.-опытном участке)

35–70

39. География мира (10 кл.)

70

40. Глобальные проблемы современности (11 кл.)

70

41. Решение задач по химии

70

42. Химия для биологов и медиков

210

43. Химия для абитуриентов

140

44. Химия в жизни (проекты)

35

45. Химия: история и искусство

35

46. Информатика для абитуриентов

 

(Технолог. ин–т)

35

47. Информационные технологии в образовании

140

48. Поисково-спасательные работы

350

49. Спортивно-оздоровительный туризм

140

Приложение 3

Бланк для составления индивидуального учебного плана

Фамилия. Имя _____________________________________

Профиль: ____________________________________________

Профильные предметы: ___________________________

Учебный предмет

Вид учебного курса
Число часов

Номер спецкурса
Число

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

Литература

Ин. язык

Математика

Биология

Физика

Химия

История

Обществоведение

Информационные технологии

ОБЖ

Физкультура

Итого:

Школа предлагает учащимся целый ряд предметов для изучения на разных уровнях.

Приложение 4

Предметы для изучения на разных уровнях 

Учебный предмет

Вид учебного курса
Число часов

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

Литература

Ин. язык

350

70

210

210

Математика

420

210

Биология

280

140

70

Физика

350

105

Химия

или
Естествознание

350

210

35

210

История

Обществоведение

350

105

105

Информационные технологии

105

Мировая художественная культура

70

ОБЖ

Физкультура

70

350

70

140

 Разработка ИУП сопровождается консультациями для школьников, учительской рекламой своих специальных и основных учебных курсов. Проводится собрание родителей, на котором они получают необходимую информацию, задают вопросы, обсуждают спорные моменты. В течение нескольких дней продолжается согласование и коррекция учебных планов. Результат работы – индивидуальные учебные планы, составленные учащимися и одобренные родителями.

Анализ ИУП, созданных учащимися, дает возможность сформировать профили обучения. Так, в школе было сформировано четыре профиля: химико-математический (29 человек), биолого-химический (14 человек), гуманитарно-эстетический (21 человек) и «Спасатель» (17 человек). В течение месяца учащиеся могут менять свои планы, менять набор спецкурсов и даже профилей, после чего процесс переходов и переводов на время останавливается.

Так как разработчикам учебных планов для профильной школы важно знать содержательное наполнение разных профилей, приведем варианты учебных планов, разработанные в школе для выбранных профилей.

Приложение 5

Химико-математический профиль
Профильные предметы: химия, математика

Учебный предмет

Вид учебного курса, число часов

Рекомендуемые спецкурсы

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

Литература

Ин. язык

70

210

210

Математика

420

Математика для абитуриента

(Технол. ин-т): 140 ч

Биология

70

Физика

105

Физика для абитуриента (Технол. ин-т): 140 ч

Химия

350

Решение задач: 70 ч

История

Обществоведение

105

105

Информационные технологии

105

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

ОБЖ

Физкультура

70

140

Число часов по профильным предметам: 980
Общее число обязательных учебных часов: 2385
Резерв обязательных учебных часов: 135

Приложение 6

Биолого-химический профиль
Профильные предметы: биология, химия

Учебный предмет

Вид учебного курса, число часов

Рекомендуемые спецкурсы

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

Литература

Ин. язык

70

210

210

Математика

210

Биология

280

Физика

105

Химия

210

1) Химия для биологов и медиков: 210 ч
2) Решение задач: 70 ч

История

Обществоведение

105

105

Информационные технологии

105

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

ОБЖ

Физкультура

70

140

Число часов по профильным предметам: 980
Общее число обязательных учебных часов: 2345
Резерв обязательных учебных часов: 175

Приложение 7

Физико-химический профиль
Профильные предметы: физика, химия

Учебный предмет

Вид учебного курса,
число часов

Рекомендуемые спецкурсы

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

Литература

Ин. язык

70

210

210

Математика

210

Математика для абитуриента (Технол. ин-т): 140 ч
Или: Решение конкурсных задач: 140 ч

Биология

70

Физика

350

Физика для абитуриента (Технолог. ин-т): 140 ч

Химия

210

1) Химия для абитуриента: 140 ч
2) Решение задач: 70 ч

История

Обществоведение

105

105

  

Информационные технологии

105

Информатика для абитуриента (Технол. ин-т): 35 ч

ОБЖ

Физкультура

70

140

Число часов по профильным предметам: 910
Общее число обязательных учебных часов: 2380
Резерв обязательных учебных часов: 140

Приложение 8

Профиль «Спасатель»
Профильные предметы:
физкультура, ОБЖ+профильный курс по вашему выбору

Учебный

предмет

Вид учебного курса,

число часов

Рекомендуемые спецкурсы

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

Литература

Ин. язык

70

210

210

Мат-ка

210

Биология

Химия или

Физика

70

35

105

210

Естествознание

210

География

Спецкурс: 70 ч

История

Обществоведение

105

105

Информационные технологии

105

ОБЖ

70

Поисково-спасательные работы: 350 ч

Физкультура

350

Спорт.-оздоров. туризм: 140 ч

Число часов по профильным предметам: 910
Общее число обязательных учебных часов: 2215
Резерв обязательных учебных часов: 305

Приложение 9

Гуманитарно-эстетический профиль
Профильные предметы:
литература, история

Учебный предмет

Вид учебного курса,
число часов

Рекомендуемые

спецкурсы

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

70

Литература

350

Ин. язык

210

Мат-ка

210

Биология

Химия

Физика

Или

70

35

105

210

Естествознание

210

История

350

Обществоведение

105

Начала философии: 140 ч

Искусство

Спецкурс: 70 ч

Информационные технологии

105

ОБЖ

Физкультура

70

140

География

Спецкурс: 70 ч

Выяснилось, что при наличии четырех основных профилей существуют образовательные маршруты учащихся, отличающиеся набором и уровнем основных учебных курсов школьного компонента и набором спецкурсов элективного компонента. Из 49 возможных спецкурсов, рекомендуемых в качестве обязательных для завершения профиля, и спецкурсов свободного выбора реально начали работать 16. Это спецкурсы, которые были выбраны минимум 13 учащимися – минимальное количество учащихся, которое позволяет реализовать в школе данный спецкурс. Помимо рекомендованных к каждому профилю, наиболее популярными оказались такие спецкурсы, как «Начала философии» и «Информационные технологии в образовании».

Следует заметить, что реализация такого большого числа спецкурсов и образовательных маршрутов учащихся возможна только при наличии в школе как минимум трех 10-х классов профильного обучения. Лишь в этом случае возможно открытие нужного количества спецкурсов, организация модульных, а в дальнейшем и разновозрастных модульных спецкурсов.

Сейчас в многопрофильной средней школе № 91 нет классов в обычном смысле этого слова. Большое число аудиторных и внеаудиторных занятий проходит в составе так называемых «виртуальных» групп, где занимаются учащиеся разных классов.

Приведем примеры индивидуальных учебных планов учащихся (см. Приложение 10).

Индивидуальный учебный план позволяет оптимизировать нагрузку учащихся. Примеры индивидуальных учебных планов показывают, что индивидуальные образовательные маршруты позволяют учитывать разнообразные интересы учащихся и оставляют им время для спорта и отдыха.

Однако и в нем есть свои проблемы. Так, среднее число часов в неделю у некоторых учащихся превышает 36, то есть отдельные спецкурсы они изучают во второй половине своего рабочего дня. Это касается и проектной деятельности учащихся, которая может носить как предметный (например, творческие работы по химии, биологии, литературе, истории и т.д.), так и надпредметный (художественные, театральные проекты и т.п.) характер.

Учащимся предоставляется еще две возможности вернуться к пересмотру своих учебных планов: после первого семестра, по результатам которого они могут изменить профиль своего обучения, а также в конце 10-го класса.

Ответственность за выбор образовательного маршрута и его результаты разделяют все участники процесса, в первую очередь это учащиеся и их родители. Школа, учителя и администрация отвечают за организацию и содержание учебного процесса. Учащиеся и их родители, со своей стороны, подписывают соглашение с администрацией школы.

Приложение 10

Примеры индивидуальных учебных планов

Ф.И.

Петров Василий.
Профиль: химико-математический

Учебный предмет

Вид учебного курса

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

70

Литература

210

Иностранный язык

210

Математика

420

Биология

70

Физика

105

Химия

350

История

105

Обществоведение

105

МХК

70

Информ. технологии

105

ОБЖ

70

Физкультура

140

Итого часов:

350

420

1260

Спецкурсы

профильные

по выбору

21

140

41

70

24

140

14

140

46

35

Итого часов по спецкурсам:

245

280

Общее число профильных часов:

1015

Общая учебная нагрузка:

2555

 

Ф.И.

Смирнов Сергей.
Профиль: химико-математический

Учебный предмет

Вид учебного курса

Углубленный

Профильный

Базовый

Русский язык

70

Литература

210

Иностранный язык

210

Математика

420

Биология

70

Физика

105

Химия

350

История

105

Обществоведение

105

МХК

70

Информ.

технологии

105

ОБЖ

70

Физкультура

140

Итого часов:

350

420

1260

Спецкурсы

профильные

по выбору

21

140

41

70

24

140

46

35

Итого часов по спецкурсам:

245

140

Общее число профильных часов:

1015

Общая учебная нагрузка:

2415

 

Приложение 11

Соглашение

Учащийся 10 класса _______________ и его/ее родители (мать/отец), с одной стороны, и школа № 91 в лице директора Васильевой Т.В., с другой стороны, заключают настоящее соглашение на участие в Федеральном эксперименте «Профильная старшая школа» в течение двух лет с 1 сентября 20_ г.

Эксперимент предусматривает изменение формы и содержания обучения.

· Организация учебного процесса включает: составление индивидуального учебного плана учащегося; работу в группах переменного состава; наличие систематических и модульных учебных курсов; скользящее расписание; неравномерную учебную нагрузку в пределах рекомендуемых норм.

· Новые формы аттестации учащихся включают промежуточную и итоговую аттестацию в форме централизованного мониторинга, зачетов, коллоквиумов, экзаменов, защиты творческих работ и т.д., при отсутствии текущей аттестации в виде ежедневных отметок в журнале.

· Содержание учебного процесса включает углубленные, профильные и базовые учебные курсы; спецкурсы (профильные и по выбору); увеличение доли самостоятельной и творческой работы как индивидуально, так и в малых группах.

Школа дает возможность получить полное среднее образование, при этом обеспечивает профильное изучение одного-двух учебных курсов из перечня, предложенного школой.

Учащийся может изменить индивидуальный план трижды в течение 10-го класса. При изменении учебного плана в 11-м классе, по решению администрации, предоставляется возможность составления личного учебного плана, включающего учебную работу вне школы.

Родители участвуют в мониторинге хода эксперимента, проводимого в виде анкет, собеседования, обсуждения и т.д.

______________ 200_ г.

Директор школы __________________________

______________________________________

Учащийся _______________________________

______________________________________

Родители _______________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Таким образом, опыт школы № 91 показывает, что начать работу по освоению профильного обучения в старшей школе (в обычной общеобразовательной школе) можно, используя следующий алгоритм действий:

  • создание рабочей группы, изучение документов по модернизации образования;

  • проведение педагогического совета, выявление учителей, желающих работать в новых условиях, их возможностей, и предложения по основным и специальным учебным курсам;

  • проведение собрания с учащимися 10-го класса, составление проектов индивидуальных учебных планов;

  • проведение родительского собрания, согласование индивидуальных учебных планов;

  • установление сроков возможного изменения планов и профилей;

  • анализ индивидуальных учебных планов, организация профилей, составление учебного плана профилей;

  • подписание соглашения с родителями и учащимися.

Набор документов, разработанных и используемых школой при составлении индивидуальных учебных планов, организации профилей и заключении соглашения (в данном случае 11 документов), в каждой школе может быть свой. Кроме того, содержание каждого документа также может отличаться в зависимости от профилирования школы, от профессиональной подготовки кадрового состава, от индивидуальных особенностей школьников и их родителей и других факторов.

Реализация такого плана может быть достигнута благодаря воплощению школой определенной стратегии профильного обучения – создания модели внутришкольной профилизации или модели сетевого взаимодействия. Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализует свои индивидуальные учебные планы в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.

Ирина Кондракова,
доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
научный руководитель школы № 91,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru