Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Сетевое взаимодействие

Операция «Кооперация»

Сельские школы объединяются ради хорошего профильного образования

Среди шести главных направлений реформы школы руководители Министерства образования и науки РФ называют введение профильного обучения и формирование сети многопрофильных школ.

Как показала экспертиза результатов Единого государственного экзамена, наиболее высокие результаты на ЕГЭ демонстрируют выпускники многопрофильных школ, в каждой из которых насчитывается не менее 400 учащихся. Решающую роль в их успехе играет атмосфера крупной школы, с высокой конкуренцией педагогов, образовательных программ, учебных достижений.

Однако большинство школ в России не насчитывает и 100 человек.

Чтобы дать детям из этих школ хорошее профильное образование, эксперты ГУ-ВШЭ предложили субъектам РФ несколько моделей сетевой кооперации в пределах одного района.

В ходе реструктуризации сельских школ 2002–2004 годов была отработана модель, при которой несколько школ объединяют свои образовательные и материальные ресурсы для реализации программ профильного образования.

Объединяться в одной сети могут:

– юридические лица, государственные учреждения и негосударственные образовательные организации;

– учреждения дополнительного образования;

– учреждения начального профессионального образования.

Инициаторами процесса вправе выступать ученики, их родители, образовательные учреждения, органы управления образованием.

Отношения между участниками сети регулируются:

– локальными договорами друг с другом об образовательных зачетах;

– созданием образовательного консорциума или ассоциации;

– решением учредителя – органа управления образованием.

Конвертируемый балл

Судя по опыту, школам труднее всего наладить механизм взаимозачета образовательных результатов внутри единой сети.

Словарь

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) – это совместная деятельность, обеспечивающая детям возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений (организаций).

В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната (утвержденном приказом министра образования от 23.06.2000 № 1884), каждое общеобразовательное учреждение может зачислять в качестве экстерна совершеннолетних граждан (по их личному заявлению) и несовершеннолетних (по заявлению родителей). Согласно п. 1.4 указанного Положения школьники, осваивающие общеобразовательные программы в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную или итоговую аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ.

Иными словами, старшеклассникам дается полное право осваивать профильные курсы на стороне, но проходить аттестацию в родной школе.

Участникам сетевого взаимодействия (включая органы управления образованием и представителей родительской общественности) необходимо собираться не менее одного раза в полгода, чтобы проверить, как реализуются учебные планы и как выполняются договорные обязательства внутри сети.

Эксперты предупреждают: создателям сети профильного обучения следует просчитать также ее экономическую эффективность. Когда старшеклассники осваивают те или иные курсы вне школы, у учредителя возрастают затраты на перевозки. На практике не раз оказывалось, что экономия фонда оплаты труда не сможет компенсировать транспортные издержки.

Из пункта А в пункт Б

«Сегодня в России еще мало исследований по практике моделирования сетевого взаимодействия школ, – рассказывает о создании образовательной сети Ольга Якунина, заместитель начальника отдела образования Петровского муниципального района (г. Светлоград) Ставропольского края. – За моделями нам пришлось обратиться к менеджменту (сетевое взаимодействие фирм). Сначала в ходе исследования по разным школам был сформирован общий пакет «заказа» на образовательные услуги. Отдел образования Светлограда провел конкурс образовательных пакетов. Выявились школы, которые могут стать базовыми для той или иной программы профильного обучения. Затем между школами сети были заключены договоры простого товарищества. Школы-участники сети совместно разработали систему учета посещений, прохождения программного материала и ввели зачет образовательных услуг. Каждый педагог, ведущий занятия с учениками другой школы, остается работать в своем учреждении. Учащиеся идут на часы той школы, чей педагог был ими выбран».

Во многих регионах России реализуется более простая модель организации профильного обучения – «школа – ресурсный центр» (Карелия, Краснодарский и Ставропольский края, Самарская область).

В этом случае ученикам не надо переезжать из школы А в школу Б и из школы С в школу Д. Все старшеклассники одного района отправляются изучать профильные дисциплины в самую сильную школу, которая назначается ресурсным центром.

Как строится сотрудничество школ с ресурсным центром?

Рассказывает Наталья Иванова, директор школы № 6 села Архангельское Буденновского района Ставропольского края:

– Сначала между нашей ресурсной школой и школами района был подписан договор о сотрудничестве. Одна из статей договора – передать в ресурсную школу 11 часов из учебного плана 10–11-х классов с целью изучения старшеклассниками профильных предметов. Из сетки часов в каждой школе было изъято 5 часов регионального компонента, который отдавался на углубленное изучение предмета или элективные курсы. Еще было изъято по одному часу от других предметов – математики, химии, биологии и т.д. Все это и составило в сумме 11 часов. Лучшие учителя тех школ, из которых к нам приезжают дети, были зачислены в штат нашей школы совместителями.

Сегодня в эксперименте по профильному обучению участвуют семь наших классов. Таким образом, ресурсной школе передается в совокупности 77 часов. Из них формируется сетка часов профильного обучения.

Например, в химико-биологическом классе необходимы 4 часа углубленного изучения алгебры, три часа химии, три – биологии плюс два элективных курсов. Для гуманитарного направления нужны 19 часов, для физико-математического – 13 часов, для занятий по оборонно-спортивному профилю – 12 часов. Так, комбинируя эти часы, мы выходим на те 77 часов, которые и были переданы нам другими школами для профильного обучения. За нашей школой остается разработка портфеля достижений и зачетной книжки.

Как отбираются лучшие учителя для преподавания профильных предметов?

Вот о чем говорит Татьяна Новикова, заместитель директора школы № 1 села Курсавка Андроповского района Ставропольского края, координатор эксперимента по созданию районной школьной сети:

– Заявку на преподавание профильных предметов в ресурсном центре может подать любой учитель района. Конкурс проводит роно. При отборе учитываются профессиональный рост педагога, успешность его учеников. Те, кто выиграли конкурс, зачисляются совместителями на работу в ресурсный центр. С ними заключается договор на преподавание профильного предмета в конкретные сроки. Часто учителя приезжают вести уроки на школьном автобусе вместе со своим классом. Единое расписание для всех школ района составляет научно-методический совет при районном отделе образования и методический кабинет ресурсного центра. Там работают опытные учителя, методисты, заместители директоров школ. Они разрабатывают учебные планы и единое календарно-тематическое планирование для всего района.

К сожалению, пока в существующей нормативной базе нет понятия «ресурсный центр». Наш центр считается организационно-методической структурой на базе юридического лица – средней школы № 1 села Курсавка. По договорам с другими школами, которые тоже являются юридическими лицами, мы оказываем старшеклассникам образовательные услуги. А затем передаем заказчикам сведения о результатах обучения. Сами мы не выписываем документов об образовании. Администрации районных школ ставят детям оценки и выдают аттестаты.

Как рассчитать субвенцию?

С переходом на нормативно-подушевое финансирование некоторые ячейки профильной сети могут порваться. Однако возрастает нагрузка на базовые школы, куда дети съезжаются для изучения профильных дисциплин.

«Мы опасаемся, что при введении нормативно-подушевого финансирования может пострадать наша школа, – говорит Наталья Иванова. – Ведь финансирование, рассчитанное по количеству учеников, пойдет в школы. А дети из этих школ – их у нас в районе сегодня 147 – будут углубленно изучать предметы и готовиться к поступлению в вузы в нашем ресурсном центре. Субвенцию же мы будем получать на количество детей в нашей школе. Занятия со старшеклассниками, которые изучают профильные дисциплины, сопровождаются дополнительными услугами питания и медобслуживания. Я надеюсь только на то, что при введении нормативно-подушевого финансирования экономисты смогут корректно рассчитать процент дополнительных средств, предоставляемых ресурсной школе».

В известной на всю Республику Карелия школе № 2 поселка Мелиоративный Прионежского района обнаружилась еще одна проблема.

Все уже привыкли к тому, что подростки и взрослые со всего села проводят в школе свободное время: здесь находятся филиал ДМШ, ДЮСШ, логопункт, музей, поселковая столовая – всего не перечислить. Однако с переходом на предпрофильное обучение и введением элективных курсов коммунальные платежи в школе вдруг подскочили.

«С утра до вечера, а также по субботам в здании так много народу, что мы – к нашему удивлению – стали больше платить за свет и за воду, – говорит директор школы № 2 Виктор Носевич. – Как приучить людей экономить свет и воду, если они приехали позаниматься сюда с учителем?.. Выходит, школа всего лишь перешла на элективные курсы, а за свет после этого стала платить – ого-го!..»

Светлана КИРИЛЛОВА
В статье использованы материалы книги «Сетевые взаимодействия ОУ и организаций в процессе реализации образовательных программ». –
М.: Альянс Пресс

Возможная модель построения сетевого взаимодействия

Таблица 1

Рабочий учебный план сети школ (10–11 классы)

Предмет

Профильный уровень

10 класс

Изучается в

11 класс

Изучается в

Русский язык

2

А, Б, В, Г, Д

4*

А, Б, В, Г, Д

Литература

5

А, Б, В

5

А, Б, В

Математика

6

С, Г

6

С, Г

История

4

А

4

А

Информатика и ИКТ

4

С

4

С

Иностранный язык

6

В, Д

6

В, Д

Физика

5

С

5

С

Всего

Региональный компонент

Соц.-эк. ресурсы региона

2

А

Литература

2

А, Б, С, Д

Элективные курсы**

Полугодия

1

Школа

1

Школа

1

Школа

1

Школа

История техники

2

А

Фундаментальные эксперименты по физике

3

С

Всего по разделу ЭК

Допустим, участниками сетевого взаимодействия в профильном обучении хотят стать 5 школ: А, Б, В, Г, Д.

На первом этапе А, Б, В, Г, Д представляют рабочий вариант базисного учебного плана. Каждое ОУ составляет перечень учебных предметов из состава профильных и элективных, которые может предложить на выбор ученикам. На втором этапе А, Б, В, Г, Д составляют и утверждают общий рабочий учебный план (см. табл. 1).

В ходе опроса учеников создается сводная таблица 2 – выбор учащимися профильных и элективных курсов. Она включает: количество учебных часов, отведенных на элективные курсы в каждой школе, и количество учеников, выбравших эти курсы.

По анализу таблицы совещание директоров школ А, Б, В, Г, Д принимает решение: открыть ли в каждой школе группы для изучения предмета на профильном уровне или объединить ресурсы на базе одной или двух школ. Сводная таблица показывает, какую из школ рациональнее сделать базовой для изучения того или иного предмета. Затем на основе скоординированных учебных планов утверждаются бюджеты ОУ.

Таблица 2

Таблица выборов учащимися профильных и элективных курсов

Предмет

Профильный уровень

Учебных часов в неделю

Количество выборов в школе

Кол-во

Школа

А

Б

В

Г

Д

У

Гр.

Русский язык

2

12

21

14

19

15

81

5

А, Б, В, Г, Д

Литература

5

20

16

7

12

15

70

3

А, Б (Г), Д (В)

Математика

6

8

16

16

10

20

70

3

С,
(А, Б, В, Г)

История

Информатика

и ИКТ

4

14

17

15

14

12

72

3

С,
(А, Б, В, Г)

Иностранный язык

6

17

18

20

15

14

84

6

В, Д,
(А, Б, Г)

Физика

5

4

9

10

8

7

38

2

С,
(А, Б, В, Г)

_________________
* В Базисном учебном плане в скобках приведен ненормативный объем учебных часов. Он может быть перераспределен школой в соответствии со спецификой реализуемой ею образовательной программы, при сохранении общего объема учебных часов, определенный Федеральным Базисным учебным планом для изучения данного предмета на третьей ступени общего образования.

** Элективный курс может быть рассчитан на преподавание в течение одного полугодия.

 

Рейтинг@Mail.ru