Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2007

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

На уроке

Педагогика «улитки»

Метод учебного проекта не пустил китов в Онежское озеро

Проектную деятельность давно привечают как внеурочную работу.
А на пороге класса ей до сих пор приходится робко топтаться: учитель не видит, какое место она могла бы занять на его уроке… Это в России. В ряде же других стран метод учебного проекта имеет веское слово в педагогической практике – прежде всего ввиду своей эффективности. Узнав об этом, в Петрозаводске зарубежный опыт подробно изучили, оценили и внесли в него русский колорит. В школы города, правда, учебный проект входил не спеша, даже иногда спотыкаясь.
Однако освоился и всем полюбился.

Современный учитель находится в поиске новых средств, форм и методов в обучении и воспитании. Поэтому с удовольствием «примеряет» технологию критического мышления, педагогические мастерские, технологию полного усвоения материала и др. Галине Степановой, прежде сотруднику института повышения квалификации, а ныне председателю некоммерческого фонда «Новое образование», тоже нравилось их осваивать. И несколько лет назад, движимая любознательностью, Галина Васильевна приняла участие в российско-датском семинаре.

«Мы многое узнали тогда о датском образовании, школах, учителях, – вспоминает она дни знакомства с методом учебного проекта. – Особенно участников заинтересовал опыт использования проектного метода на разных ступенях обучения.

Чем он привлек меня? Обычно мы даем детям знания, которые так и останутся теорией. А цель датской школы – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывается в возможности метода проектов».

Цели проектной работы таковы: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений сотрудничать; развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления.

В основе метода проекта лежат идеи известных педагогов, ученых и философов. Приятно, что в этом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа.

  • Комбинирование устного и письменного, обучение в диалоге (диалог пробуждает мысли, рождает «внутреннюю речь», когда ребенок рассуждает сам с собой).

  • Личностное знание – это логически сформулированные мысли, каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно, знания навсегда становятся собственными.

Схема 1

Улитка поэтапная работа над проектом

В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. (Он невероятно много работал. Ходит легенда, что ради высокой работоспособности в ночные часы Грундтвиг держал ноги в холодной воде.) Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:

  • Обучение в школе основывается на «живых словах». Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мертвыми, если не прожить их, не обсудить…

  • Поиск границы мыслить индивидуально и в группе.

  • Школа должна быть основана на фантазии, творчестве.

И, наконец, еще несколько базовых для метода проекта идей:

  • Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребенка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»

  • Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему.

  • Ребенок должен задавать вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»

  • В проектной работе одинаково важен как процесс, так и результат (в том числе и его представление публике).

  • В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.

О петрозаводском варианте датского метода проекта Галина Степанова рассказала на примере самого первого опыта.

«Мне повезло встретить учительницу начальных классов, которая, как и я, вдохновилась идеей попробовать новый метод со своими учениками, – вспоминает Галина Васильевна. – Позднее вокруг нее собралась целая группа творческих учителей.

Первой нашей ошибкой было запустить проект в четвертых классах. Мы поняли, что это нужно делать гораздо раньше, и «спустились» в первые классы. Обученные работать по методу проекта уже в первом классе, к окончанию начальной школы дети сами просят учителя изучать темы таким способом.

Цикл проектов для первоклассников мы назвали «Маленькие чудеса большой природы». За темой исследования решили далеко не ходить. Город Петрозаводск стоит на берегу красивого водоема, что и было отражено в названии первого проекта – «Жизнь Онежского озера».

Стадии работы над проектом удобно описывать, опираясь на датскую схему, которую можно условно назвать «улитка» (см. схему).

Начнем с вертикальной линии. Она означает, что каждый ребенок должен получить знания в области одного или нескольких предметов (если учебный проект – межпредметный). Задача учителя, разрабатывающего проект, четко определить это.

Линия горизонтальная подразумевает знания, имеющиеся у учеников к началу проекта.

Проект движется поэтапно, по алгоритму.

Фаза 1. Представление темы проекта:

– выявление знаний детей;
– формирование понятий;
– поиск идей, проблем.

Главный метод – «мозговой штурм».

Самый простой вариант – прийти к ученикам и сообщить им тему. Одновременно он и самый… неправильный. Так делать нельзя! Учитель на протяжении проекта дает детям понять, что работает не он, а они. Ему якобы известно не больше, чем им. Учитель в проекте только мотивирует их и незаметно управляет действиями детей. Более того, школьники не знают, как педагог поведет себя. Поэтому у датчан эта форма работы называется не «урок», а «проектная мастерская».

Общими усилиями собравшихся были накоплены вопросы об озере, ответы на которые хотелось бы узнать. Их получилось десять (в том числе история рождения озера, экологическое состояние, растительный и животный мир, хозяйственное значение для Республики Карелия). Мы поразились: наши, карельские дети говорили, что в Онежском озере водятся киты! Правда, потом провели подобный эксперимент со взрослыми и оказалось: они тоже ничего не знают о водоеме, на берегу которого живут.

После того как на доске появилось название темы, наступает следующий этап.

Фаза 2. Избрание проблемы:

– что хотим узнать (задаем вопросы);
– точность и актуальность вопросов;
– самостоятельное формулирование проблемы, выбор главной;
– определение целей исследования.

Не стоит ждать, что дети сразу же сформулируют проблему. В помощь ученикам датчане используют ведущий прием проектной мастерской: «Сформулируй как можно больше вопросов по данной теме». Но как это трудно!

Первоначально каждый обдумывает вопрос самостоятельно, затем, объединившись в группы из 4–6 человек, ученики проговаривают свои вопросы друг другу. Самые важные представляются от группы и фиксируются учителем на доске.

Теперь идет работа с этими записанными фразами. Учитель предлагает подумать, на какой вопрос можно ответить сразу, для какого – потребуется дополнительная литература и где ее найти.

Результат данного этапа – записанная на доске проблема всего дальнейшего исследования.

Фаза 3. Формулировка подтем (проблем):

– определение подтем и проблем в группах;
– определение круга вопросов в подтемах;
– консультирование групп.

Мы помним, что каждый ребенок должен получить знания в области заявленной темы. Для этого ее следует разбить на подтемы. Учитель вновь лишен такой возможности: он подводит детей к тому, чтобы они назвали составные части исследования. Единственный вопрос учителя: «О чем еще нам важно узнать, чтобы иметь четкое представление об Онежском озере?»

Фаза 4. Планирование работы:

– обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации;
– принятие решения, в какой форме будет представлен проект.

После того как сформулированы подтемы, дети вновь задают вопросы – уже по каждой подтеме (этот прием с вопросами останется основным на протяжении всей мастерской).

Техника прежняя: работа самостоятельная, в группе, итоговые вопросы – на доску. Всегда под рукой чистые листы бумаги и фломастеры. Но отличие фазы планирования в том, что детей делят на подгруппы по их желанию. Признаюсь, первый раз мы допустили грубый промах. Учитель предложил: «Ребята, кто хочет первым озвучить подтему?» Вышли сразу десять человек. А все-таки нужно стараться объединять учеников по пять-шесть человек.

Кстати, обнаружились двое детей, которым не показалась интересной ни одна из озвученных подтем. Им предложили самим выбрать подтему и работать с ней индивидуально.

Далее, члены подгруппы, сформулировавшие подтему, планируют свою работу: сходим в библиотеку, заглянем в учебник, энциклопедию, справочник, Интернет, спросим родителей… Литературы – горы! Потребуется отобрать необходимое.

Г.В. Степанова

После этого дети уходят на самостоятельную работу.

На запуск проекта (фазы 1–4) отводится 1–2 урока.

Фаза 5. Осуществление проекта:

– самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов ее решения, оформление работы);
– консультирование.

Ученики работали самостоятельно две-три недели – больше не понадобилось. Важно договориться, чтобы первое время они не оставались без помощи родителей и консультаций учителя.

Фаза 6. Представление проекта (защита):

– демонстрация результатов исследовательской деятельности;
– предложения по разрешению проблем;
– презентация результата, готового к внедрению;
– появление новых вопросов;
– прогнозирование новых проблем.

Как правило, на защиту отводится последний урок. Это праздник! Все в парадной форме, с подготовленными материалами.

Дети не просто слушают друг друга – они задают вопросы, фиксируют что-то в тетрадях. Они знают, что отчетом по своей теме работа не закончится: проверка знаний коснется всех представленных одноклассниками материалов.

Еще в период самостоятельной работы два ученика обратились к учителю с просьбой найти им… большую коробку из-под обуви. «Для рассказа об истории Онежского озера?» – удивилась она. Оказалось, дети придумали макет из коробки, пластилина и посуды с водой, который иллюстрировал одну из легенд об озере. На защите зрители сидели завороженные! Ребята все придумали сами.

Справка

Родоначальником метода проектов был В.Х. Килпатрик – американский педагог-новатор, взрастивший метод на основе философско-педагогической концепции Дж. Дьюи.

Метод учебного проекта в 20-х годах прошлого века активно использовался в нашей стране и обеспечивал развитие инициативы, самостоятельности учащихся, способствовал приобретению практических умений. К сожалению, сторонники метода проектов в России провозгласили его единственным универсальным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни», что привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Эта универсализация была осуждена в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931). В дальнейшей педагогической практике России метод проектов не применялся.

За рубежом (США, Англия, Германия, Дания и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался.

Фаза 7. Оценка проекта:

– оценивание планирования, процесса, деятельности, отношений, конечного результата;
– самооценка;
– определение уровня знаний предмета;
– выявление успехов и неудач.

В первый раз при выставлении отметок мы растерялись – дети настолько хорошо подготовились, что никакой другой отметки, кроме «пятерки», никто не видел. И тогда ученикам было предложено самим оценить свою собственную работу. Представляете, некоторые занизили себе оценки, поставили «четверки»!

На фазы 6–7 отводится 1–2 урока.

Дальнейшие исследования эффективности метода проекта мы с коллегами проводили, давая детям материал в традиционной форме, в виде педагогических мастерских и т. д. Ответы на одни и те же вопросы, изучаемые по разным технологиям, примерно совпали. Но когда через три недели мы провели повторный опрос по тем же самым вопросам, то отметили: уровень знаний, полученных по методу проекта, был наиболее высоким, ведь то, что добыто самостоятельно, сохраняется в памяти дольше остального.

А другой значимый результат – дети не остановились на первом проекте. Для новых урочных проектов они сами ищут темы, обсуждают их друг с другом и ждут от учителя продолжения…»

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Вопросы по теме

? Метод учебного проекта призван готовить детей к применению теории на практике. Возможно ли в таком случае его применение на уроках по точным наукам?

– Когда я рассказываю учителям математики об этом методе, они меня спрашивают: «Какую тему нам можно использовать?» Я всегда отвечаю: человек и в повседневной жизни решает математические задачи – при подсчете доходов, расходов… В цифровом выражении возможен, к примеру, проект «Социальная характеристика Карелии».

? Был ли у вас опыт работы с детьми-инвалидами?

– Дети с проблемами (правда, с сохранным интеллектом) участвуют в проектах. Участие для них очень значимо. В такой работе все индивидуально.

? Случалось ли вам работать с трудными подростками?

– Расскажу об одном случае. Как-то мы задумали осуществить учебный проект по изучению географии с шестиклассниками поселковой школы недалеко от Петрозаводска. Директор предупреждал: класс не из легких, дети неухоженные…

На защите мы стали свидетелями чудесного преображения: ребята отчистились, подстригли ногти, надели костюмы и замечательно работали!

 

Рейтинг@Mail.ru