Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Опыт

Воспитать инженерную элиту

Профильная школа – с пятого класса

Когда в 2003 году в Челябинске открылась школа № 97 (кстати, первая тогда школа-новостройка за семь лет), мало кто мог предположить, что уже через два года по результатам 13-й Челябинской научно-практической конференции молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее» она будет признана лучшей общеобразовательной школой города. А к началу 2007 года школа поднялась еще на ступеньку выше: получила статус Политехнического лицея.

Концепция политехнической школы здесь была заложена со дня открытия. В ее создании участвовал и нынешний научный руководитель школы Валерий Владимирович Лихолетов, профессор кафедры «Экономика и экономическая безопасность» факультета «Экономика и предпринимательство» ЮУрГУ. Осознание, насколько важна сегодня проблема нехватки квалифицированных инженеров, привело к решению, что Челябинску необходима школа, которая научит детей основам организации совместного научного поиска, регистрации изобретений, началам системного анализа. По замыслу авторов концепции, из стен школы должна выходить будущая элита инженерного образования. Слова, безусловно, громкие. Но лицею удается воплощать их в жизнь.

Идея политехнического лицея оказалась близкой по духу будущему директору школы (по совместительству учителю физики) Ларисе Анатольевне Демчук. Близкой настолько, что она вместе со строителями вносила изменения в проект здания, заранее продумывая каждую мелочь для профильной школы. Надо сказать, что усилия ее не пропали даром: рука заботливой хозяйки чувствуется в школе по сей день. Выражается это и в подборе цветовой гаммы стен (разная на разных этажах), и в умелой организации пространства, и в функциональности кабинетов.

Директор школы Л.А.Демчук с выпускником лицея

Успешной оказалась и модель профильного обучения, которую школа терпеливо выстраивает вот уже четыре года: 390 учащихся с 5-го по 11-й класс ежедневно приходят сюда, чтобы изучать не только физику, математику и информатику, но и такие непривычные предметы, как основы изобретательства и патентоведения, конструкторские технологии и конструирование одежды, технология развития памяти и логики.

Настоящая профилизация начинается с 8-го класса, предлагая учащимся на выбор три профиля: конструкторский, информационный, физико-математический. Правда, все они одновременно реализованы еще не были: например, в этом году среди параллелей 11-х классов нет информационного профиля, зато есть конструкторский.

Политехнический лицей – единственное образовательное учреждение в регионе, укомплектованное патентным фондом изобретений за 30 лет!

Конкурентная борьба за право учиться в этих стенах потихоньку растет: в нынешнем учебном году из 140 желающих попасть в 5-й класс приняли 120. А поступить сюда можно двумя способами: участвуя в математической олимпиаде, которую проводит сам лицей, выявляя математически талантливых детей, либо, учась в другой школе, заниматься здесь на платных подготовительных курсах по программе, разработанной педагогами лицея. Курсы эти начинаются в ноябре, и цель их – не повторить программу по математике за 4-й класс, а научить ребят решать нестандартные развивающие задачи по математике, освоить некоторые приемы в информатике и еще подтянуть русский язык, который традиционно хромает у «математиков». Кроме того, пока ребенок посещает курсы, с ним общается и лицейский психолог, который может что-то посоветовать родителям, обратить их внимание на повышенную нервозность или отсутствие мотивации к обучению.

«В течение подготовительных курсов мы знакомимся с ребенком, постигаем его сильные и слабые стороны и уже к январю честно говорим родителям, над чем стоит еще поработать, сможет ли ребенок в дальнейшем успешно учиться в лицее или же ему не поступить к нам, – рассказывает зам. директора по информатизации Лариса Ивановна Мазничевская. – Ведь вне зависимости от занятий поступают все по рейтингу, который мы выстраиваем по результатам нашей олимпиады в мае. Но родители часто говорят, что их ребенок, посещая курсы, стал с интересом относиться к математике и урокам вообще, и потому они будут водить его к нам вне зависимости от конечного результата. Мы рады, что так влияем на детей. И еще больше рады, что курсы действительно помогают отобрать в 5-й класс наиболее увлеченных и одаренных ребят. Скажем, в этом учебном году все учителя довольны нашими пятыми классами, говорят, что с ними легко и интересно работать».

Скучать лицеистам не приходится: то они представляют свои работы на школьных научно-практических конференциях, то размышляют на уроках над своими будущими конструкторскими задачами…

С чего начинается профильность?

В лицее убеждены, что главная задача профильной школы – помочь ребенку адаптироваться в современном обществе, продолжить свое образование там, где ему интересно, и реализоваться впоследствии в выбранной профессии. Здесь считают, что начинать профильное обучение только в 10-м классе – значит поставить ребенка в трудную ситуацию. И поэтому с самого начала своей деятельности педагогический коллектив работал над проблемой ранней профориентации, ранней профильности.

Начиная с 5-го класса в учебном плане лицея значатся такие предметы, как геометрия, информатика, физика. Преподаются они на пропедевтическом уровне. Это стало возможным благодаря тесному контакту лицейских учителей с преподавателями челябинского пединститута, которые помогли разработать нужные учебные пособия. Учителя отмечают, что столь раннее – по меркам обычной школы – знакомство с этими предметами дает потрясающий развивающий эффект. К моменту изучения полноценной физики и геометрии ребята владеют информационной культурой этих предметов, большой базой для дальнейшей работы.

В 8-м классе, когда дети уже выбрали свой профиль, на каждый профильный предмет класс непременно делится на две группы: так занятия проходят более эффективно. А давая ребятам домашнее задание, учителя стараются формулировать его таким образом, чтобы задействовать межпредметные связи. Это помогает лицеистам понять, что в любой науке все всегда взаимосвязано.

Стремлением к познанию нового и преодолению сложностей пятиклассники в лицее «заражаются» с самого начала. А чтобы отдохнуть от напряженной умственной работы – можно и водички попить на переменке!

Способствует идее ранней профилизации в лицее и система индивидуально-групповых занятий. «Эти занятия входят в обязательную нагрузку ребенка, – поясняет директор Лариса Анатольевна. – Мы предлагаем им целый спектр таких занятий, и ребята, в зависимости от своего выбора, попадают фактически в группы по интересам. Технология развития памяти и логики, решение нестандартных задач по математике и физике, компьютерная графика, прикладная геометрия, технология творческого мышления и т.д. Педагоги общаются с детьми более тесно, вне атмосферы урока как такового».

Серьезной проблемы в том, что пяти- и шестиклассники еще не способны всерьез выбрать будущую профессию, в лицее не видят, считая, что, если работать с детьми системно, выбор ребенка может успешно состояться и в 13–15 лет. Время с 5-го по 7-й класс в лицее рассматривают как проверку, лицейский это ребенок или нет. На этом этапе учителям важно понять, насколько ученику интересны предметы естественно-научного цикла, «загорается» ли воспитанник, решая те или иные задачи, как проявляет себя. Здесь важна работа и классного руководителя, и учителя-предметника, и психолога. Все вместе они формулируют рекомендации родителям.

Отдельная трудоемкая работа – научно-исследовательская деятельность учащихся. Она начинается с 5-го класса. На это отводятся бюджетные часы в учебном плане, и индивидуальные часы, которые оплачиваются учителям дополнительно. Как правило, в октябре–ноябре лицей проводит внутреннюю конференцию «Шаг в будущее». Пятиклассники показывают свои реферативные работы. Многое в этот момент зависит от командной работы «ученик–учитель–родители».

«Когда такая связка складывается, результаты всегда хорошие, – утверждает Лариса Ивановна. – А если ребенку удается с 5-го класса развивать какую-нибудь одну тему, с каждым годом углубляясь в нее все больше и больше, – это и есть шаги к выбору профессии. В этом секторе активно участвуют вузовские преподаватели, которые начинают работать с нашими детьми в 8–9-м классах. Мы уверены, что без участия вузовских ученых профильная школа не состоится. К счастью, нам удалось договориться с такими преподавателями-новаторами, которые с радостью сотрудничают с нашими ребятами. Благодаря им в лицее расширяется спектр направлений, по которым ведутся исследования, повышается качество лицейских работ, они становятся все более конкурентоспособны на различных школьных конференциях и в Уральском федеральном округе, и в Петербурге, и в Москве. Ведь для нас важно выйти на определенный уровень, а не только вариться в собственном соку».

От слабого звена – к возможностям дистанционного обучения

Для полноценной реализации идеи профильной школы важны не только увлеченные дети и разумные родители. Фигура учителя также приобретает иной вес. Чтобы развивать детей, вдохновлять их на исследования, поиск и получение результата, нужны не только профессиональное образование и силы, но еще и владение современными методиками проведения урока, информационными технологиями.

А межшкольные методические центры (ММЦ), по признанию лицейских педагогов, лишь частично решают проблему повышения квалификации. В основном это обучение учителей каким-то базовым компетенциям. Педагогам же профильной школы хочется, чтобы ММЦ больше учитывали их индивидуальные потребности. Допустим, обучение основам компьютерной графики должно проходить в русле решения тех практических задач, которые решают учителя в рамках информационного профиля. А такие вещи в ММЦ – пока слабое звено.

В рамках кафедры технологии всегда работает кружок «Моделирование и конструирование легкой одежды». Пока мальчики проектируют самолеты, девочки придумывают модели платьев и костюмов…

Именно поэтому директор Лариса Анатольевна решила принять участие в эксперименте по сетевому профильному обучению, который проводит с рядом российских школ дистанционная школа «Просвещение ru» (подробно об этом «УШ» писало в №21/2006).

Для учителей регулярно организуются обучающие семинары, на которых не просто рассказывают о технологии дистанционного обучения и возможностях сетевой организации работы, но и обсуждают опыт разных школ, выявляют плюсы и минусы.

«Польза от этой экспериментальной работы огромная, – делится Лариса Ивановна. – Во-первых, какую подпитку мы получили для наших профильных предметов! В базе «Просвещение ru» есть неплохие практикумы по физике и химии. Например, я взяла базовый курс информатики за 10-й класс, а использовала его со своими девятиклассниками – они изучали ее на профильном уровне и поэтому освоили программу 10-го класса на год раньше! А во-вторых, там есть великолепный дистанционный тренажер по русскому языку, через который прошли все наши выпускники. Думаю, что, как в любом процессе обучения, нам, предметникам, надо использовать и традиционные формы, и инновационные технологии. И только тогда, когда они грамотно связаны друг с другом, результат будет наиболее эффективным».

На базе школьного компьютерного класса в лицее ведется курс «Изобретающая машина» – современная технология решения дивергентных задач (не имеющих логического решения). Такого нет больше ни в одной школе Челябинского региона.

Управленческая команда школы видит плюсы дистанционного обучения и в том, что оно позволяет проявиться индивидуальности ребенка. Ведь в каждой школе есть учащиеся, которые не всегда уютно чувствуют себя в классно-урочной системе, а дистанционные уроки для них гораздо эффективнее.

Помогают «расти» и детям, и учителям и сетевые консультации в рамках эксперимента. Лицеисты пробуют грамотно задавать вопросы, которые у них возникают, искать ответы в уже прошедших сетевых консультациях с тьютором или сетевым учителем. А лицейские учителя, работающие сетевыми преподавателями, осваивают искусство ответов на вопросы в виртуальном формате, умение вести диалог.

«Лет десять назад я думала, что в школе ничего интересного произойти уже не может, мне казалось, что школа начала стоять на месте, – признается Лариса Анатольевна. – Но, к счастью, этого не случилось. Сегодня директор – это генератор идей. Он должен чувствовать, в каком направлении двинуться дальше, понимать, как помочь педагогическому коллективу воплотить все замыслы в жизнь. Направлений работы – великое множество. Главное – выбрать то, что подходит именно нашему лицею и что поможет не просто развить детей, но и научить их делать верный выбор».

Яна САРТАН,
Москва – Челябинск – Москва

Рейтинг@Mail.ru