Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Учебники

На границе книги ходят хмуро

Эксперты безжалостны к ошибкам в школьных учебниках

В эти дни закончился прием заявок от авторов и издательств, желающих участвовать в экспертизе 2007 года с дальнейшей перспективой занять место в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ российским школам. Какова процедура отбора? Большой ли происходит «отсев»? Все ли книги у учителей и учеников вашей школы в конечном итоге имеют министерский гриф и не спросят ли за это с директора?..

Выбор – за школой

– Качество учебников, входящих в федеральный перечень по результатам новой экспертизы, подтверждено всем научным авторитетом Российской академии наук и Российской академии образования, – заявляет директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Исаак Калина (участник пресс-конференции в редакции «Российской газеты»). – Это не экспертиза отдельных академиков, а интегрированная позиция ведущих российских научных организаций. Не получившие положительного заключения книги не включаются в перечень, и мы с вами не можем считать их школьным учебником.

Право выбора из перечня книги, рекомендованной ученикам в каждом отдельном классе, в каждой отдельной школе, принадлежит учебному заведению, то есть педагогическому коллективу школы. Я подчеркиваю: не учителю. Он имеет право выбрать методическую литературу, включая учебники, но в соответствии с той программой, которая утверждена, принята в данной школе.

Кстати…

Два года школьные учебники проходят экспертизу по новым правилам. Российская академия наук и Российская академия образования отслеживают соответствие книг современным научным представлениям, а также возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Кроме того, к экспертизе привлекаются другие организации, в частности ведущие педагогические университеты.

При этом, конечно же, в учебном процессе ни один нормальный учитель, ни один нормальный ученик не ограничивается только учебниками. И мне жаль, что эта литература поступает к ним, не проходя никакой экспертизы. Во-первых, на это нет законодательной базы – она распространяется только на учебники. Во-вторых, давайте признаемся: это, наверное, физически неосуществимо. И, я думаю, рано или поздно общество потребует, чтобы имелась некая сертификация издательств, которым государство доверяет издание литературы для школы и вообще детской литературы. Потому что при всем профессионализме директора школы и учителя было бы лучше, если бы они могли выбирать не из мусора, осевшего сегодня в книжных магазинах, а из продукции издательств, прошедших соответствующую сертификацию и тем самым подтвердивших, что у них есть нормальные предметные редакции. Любое издательство, выпускающее учебную литературу, должно работать с серьезными авторами, проводить серьезную внутреннюю экспертизу и не допускать на рынок продукцию низкого качества. Но пока мы с вами живем и работаем в рамках законодательства, по которому экспертизе подвергаются книги, претендующие на вхождение в федеральный перечень учебников по предметам федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательной школы.

Сто ошибок – перебор

– Российская академия наук проводит экспертизу в течение многих лет, – рассказывает Сергей Сидоренко, ученый секретарь Комиссии РАН по анализу и экспертизе учебной литературы. – За это время у нас накопился опыт ее проведения.

Издательство передает нам учебники, и с ними начинают работать наши секции по истории, математике, литературе и по другим предметам школьной программы, имеющим научное содержание. В каждую секцию входят 5–7 человек. Комиссия, в состав которой включены председатели секций, в среднем раз в месяц проводит заседание. Представляется каждый учебник и сообщается о тех или иных замечаниях, предложениях или найденных ошибках. После этого голосованием решается, соответствует ли учебник нормам, требует ли минимальной или существенной доработки. Таким образом у нас были проэкспертированы сотни учебников. Иногда это очень сложно, но тем не менее мы стараемся рассмотреть каждую книгу. За два года поступило около 800 учебников. Некоторые рассматривались по два, три и даже четыре раза. Комиссия практически занималась их научным редактированием, а не только экспертизой.

Документы

Согласно статье 55 Закона «Об образовании», «при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением». По статье 32 того же закона, компетенция и ответственность образовательного учреждения – «выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе».

В ушедшем году к нам поступило 370 учебников. После первой экспертизы процент тех из них, которые прошли без замечаний и получили соответствие, составил 19,8 процентов. То есть в 80 процентах были найдены ошибки, и в некоторых учебниках – существенные.

Я согласен с тем, что необходимо поднять уровень издательств, которые печатают учебную литературу. Приведу простой пример. В одном учебнике географии было написано: «Население Россий­ской Федерации составляет 14,2 миллиона человек». Я случайно встретился с автором и спросил: как это может быть? Конечно, запятую нужно поставить на один знак дальше – тогда будет 142 миллиона. Это говорит о том, что и автор напишет верно, и экспертизу проведут, а в издательском процессе в текст вкрадутся опечатки. Издательствам нужна более тщательная работа технических и научных редакторов.

Ошибки встречаются в книгах по разным предметам – от учебников истории до учебников математики. У нас один эксперт-академик работает по следующему принципу: когда обнаруживает в книге сотую ошибку, не дочитав еще до половины, он перестает читать дальше и возвращает учебник на доработку.

Декабристы – первые террористы?

– Выявление конкретных ошибок – это наиболее простая часть работы, – считает директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. – Сложнее с концептуальными вещами в учебниках гуманитарного цикла, ведь автор имеет право на свою интерпретацию. Я не хочу сказать, что мы должны иметь какую-то одну схему экспертизы, но убежден в необходимости консенсуса авторов учебников по освещению базовых вопросов.

Цифры

Федеральный перечень на 2007/2008 учебный год состоит их 1120 наименований. В списке для обычных общеобразовательных школ – 963 издания, для школ с обучением на языках народов России – 87. Есть также учебники для коррекционных образовательных учреждений – их 70.

Наш учебник должен соответствовать мировому уровню. Я не сомневаюсь: мы должны иметь учебники нового поколения. Думаю, сейчас главная задача научного сообщества и министерства – стимулировать этот процесс. Учебники могут быть и классические, и в электронном варианте. Если дети у нас все работают с Интернетом, почему бы им не иметь электронный учебник? Нужен учебник, соответствующий современной методике, технике подходов. Он может быть меньше по объему, но с приложениями, которые расширяли бы интерес по тем или иным проблемам.

А наши учебники готовятся в обычном ключе. Не скажу, что это плохо, но нужно учесть данное обстоятельство. Например, учебники истории рассказывают о политической и экономической обстановке и совсем не останавливаются на повседневной жизни человека: его представлениях о жизни, смерти, болезнях…

Другой существенный пробел – история культуры. Она, к сожалению, дается как история искусства с перечнем фамилий. Я хочу начать подготовку учебника, в котором культура стала бы частью жизни, а не каким-то изолированным островком.

Я как историк душой болею за учебники по истории. Вы не представляете, какие встречаются перекосы! В одной из книг было написано, что декабристы – первые террористы России. Изгоями учебных параграфов стали народники и анархисты… Не выбрасывают же немцы из своих учебников Веймарскую республику из-за того, что из нее вышел Гитлер. Он был избран на демократической основе путем всеобщего голосования. И это тоже нужно объяснять.

Еще одна проблема – освещение нашей общей со странами бывшего СССР истории. В учебниках по истории России почти нет Украины, Белоруссии, Кавказа.

Было много замечаний по учебникам обществознания. Этот предмет в школе не продуман совершенно. Нужен хороший учебник, где компактно давались бы представления об обществе, о конституции, основах права и экономики. Дети выходят из школы и вынуждены заниматься с репетитором, чтобы поступить на экономический или юридический факультет: знаний по обществоведению явно не хватает.

Автор учебника – работа особая

Комментарий

Исаак КАЛИНА:

 

– Сергей Сидоренко сказал о ста найденных ошибках. Давайте разводить два понятия – «книга, претендующая на статус школьного учебника», в которой сто ошибок, и «школьный учебник, вошедший в федеральный перечень». Я знаю журналистов: они напишут, что Сидоренко сказал, будто в учебниках математики по сто ошибок. Нет! Он как раз не пропустил книги с ошибками, которые хотели стать школьными учебниками. Поэтому честь и хвала Сидоренко, что он, как хороший пограничник, со всеми нарушителями расправился еще до перехода границы!

– Раньше у нас были учебники по одному на каждый курс и фактически один учебник – на весь предмет, – вспоминает Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО. – Он выдерживал по 15–20 изданий. Книга проходила «пробную» стадию, затем «экспериментальную», пока не становилась «стабильной», после чего всерьез и надолго приходила в школу. У нас есть учебники-долгожители, как, например, учебник физики Перышкина.

Сегодня ситуация другая. После введения Закона «Об образовании» появилась огромная армия вариативных учебников. Их зачастую стали писать люди, которые в жизни не написали ни одного текста для ребенка. Не все прекрасные специалисты умеют просто излагать свои мысли. Некоторые умели хорошо излагать, но... А кто-то не умел ни того ни другого, зато хотел стать известным автором. Естественно, качество падало…

Ситуация уже выправляется. Мы видим, что некачественных учебников, выпущенных лет 5–7 назад, уже нет. Работают новые механизмы отбора.

Кстати, на рынке учебной литературы в стране работают сегодня больше 95 издательств. Но издательств, чья литература вошла в федеральный перечень в качестве учебников, осталось 39.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru