Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Педсовет: идеи, методики, формы (рекомендации по подготовке и проведению педагогических советов в школе). М.: Центр «Педагогический поиск», 2005

…Пользоваться новыми технологиями могут абсолютно все руководители школ, но результативность использования их открыта не для всех.

В аннотации к книге читаем, что она «является очень полезным практико-ориентированным пособием, позволяющим осмыслить роль, место, содержание деятельности и организацию педагогических советов». Сказанное – не совсем верная характеристика данного издания, и вот почему.

Книга содержит материал двух видов. Во-первых, изложены возможные подходы к пониманию предназначения и форм организации педсоветов. Предлагаемые подходы – не умозрительные заключения, а результат обобщения накопленного опыта проведения педсоветов, что значительно повышает доверие к авторским выводам и рекомендациям. Во-вторых, книга изобилует конкретными разработками педсоветов на такие темы, как «Творчество учителя», «Педагогическая ситуация», «Уровневая дифференциация в обучении» и др.

Складывается впечатление, что пособие, которое вышло в серии «Библиотека администратора школы», может быть рекомендовано в качестве настольной книги руководителя школы, заинтересованного в повышении эффективности педсоветов. Осознание недостаточной продуктивности педсоветов – важный шаг в деле усиления их роли в школьной жизни, но за ним должен последовать следующий, предполагающий конкретные действия в конкретной школе. В издании участвует коллектив авторов, и закрадывается подозрение относительно случайного и потому искусственного объединения под одной обложкой статей, связанных общей тематикой, но не идеей. В книге отсутствует необходимый для сборника статей предваряющий или завершающий изложение раздел, позволяющий выделить основную мысль, которая в данном случае видится лишь как побуждение к размышлению на заявленную тему.

С целью доказательства сказанного – всего одна иллюстрация. Т.В.Морозова (одна из авторов) утверждает, что если раньше говорили о целях и задачах школы, то теперь – о миссии школы, которая отражает разделяемые всеми учителями ценности и цели. В статье Н.Ю.Ерофеевой уже речь идет и о цели деятельности школы, и о задачах педсоветов. Не это ли игра слов, которую так категорически отрицает Т.В.Морозова, апеллируя к миссии школы в условиях самоопределения? И на что ориентироваться читателю, как использовать накопленный авторами опыт? Пожалуй, только как отправную точку для разработки собственных моделей управления школой.

Наверное, нелишне напомнить о том, что любой опыт имеет границы использования, о чем «забыли» сказать авторы. И те педагогические находки, о которых идет речь в книге, действительно являются таковыми, но по отношению к «своему» ОУ. В то же время не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, что представленные в издании материалы не могут быть использованы на практике. Могут, но с оговоркой, заявленной одним из авторов: у каждой школы своя конкретная, уникальная миссия.

И последнее замечание: задача определения роли и места педсоветов в современной школе предполагает опору на современную педагогическую литературу, обобщающую достижения науки и практики, а авторы ссылаются на работы 10-летней и более давности. За истекший период изменилось общество, а вместе с ним и школа, которая ждет новых, современных способов управления.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru