Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2007

ТЕМА НОМЕРА

Делаем ремонт

Добро пожаловать в «хижину рыбака»!

Российские школы на старте XXI века требуют ремонта. Школьный фонд устарел, и перед нами два пути его обновления: либо полная реконструкция (которая тоже, естественно, ставит вопрос ремонта), либо поддержание существующих зданий, построенных в тридцатые, пятидесятые, семидесятые годы…

Сегодня строится не очень много новых школ – за исключением Москвы и Петербурга; к примеру, у нас в Екатеринбурге за последние 15 лет не запущено ни одной школы-новостройки, проводится только реконструкция старых, уже аварийных зданий. Поэтому о ремонтах в новых школах скажем лишь одно: как правило, там все делают качественно, денег не жалеют. То, что мы видим в столице или при капитальном ремонте школ в других городах, – прямое следствие массового строительства торговых и развлекательных центров: у государственных органов и строительных фирм возникло четкое представление о том, как должно выглядеть современное общественное здание – его интерьеры, фасад, прилегающая территория и т.д. Там, где постоянно передвигаются большие массы людей, особенно детей, нужны качественные, износостойкие материалы. Это уже азбука.

В этом плане школьный ремонт практически ничем не отличается от ремонта любого другого здания, разве что материалы должны быть лучше и фантазии вложено больше.

А что же делать школам, которые еще не встали в очередь на капитальный ремонт? Надеемся, что их руководители, педагоги и родительские коллективы сами думают о том, как привести школу в надлежащий вид. А каким должен быть этот «надлежащий вид» для современного образовательного учреждения, целью которого является образование и воспитание детей в максимально комфортных условиях, таким обязан быть и внешний облик здания (и его интерьеры тоже).

Для начала коллектив определяется с понятием своей образовательной среды: должна ли школа быть похожа на музей? На сад? На научную лабораторию? На спортивно-оздоровительный центр? После этого интерьеры оформляются в соответствии с видением. Но здесь, увы, сильно разгуляться невозможно – есть объективные ограничения: здания, построенные в прошлом (или даже позапрошлом) веке, уже имеют готовую архитектуру и диктуют определенный стиль. Внешнее должно гармонировать с внутренним, и мы не в силах полностью изменить облик классической гимназии конца ХIX столетия с колоннами по фасаду или типовой «школы-коробки» образца 70-х годов ХХ века…

Один московский дизайнер изложил простую концепцию трех вариантов организации пространства и дизайна внутренних помещений. Первый подход – классический. Многие школы в силу архитектурного своеобразия, особенно большие, солидные образовательные учреждения, расположенные в монументальных зданиях, выбирают именно такой вариант. У них не возникает внутренних дилемм, как организовать интерьер, – нужно просто бережно восстанавливать исторический облик. Стоит это недешево, иногда приходится подключать художников-реставраторов, но зато поддерживается традиция, сохраняется дух классической школы.

Второй подход – минималистский, вызывающий ассоциацию со странами Северной Европы: Данией, Швецией, Финляндией. Это простые, ровные формы при минимуме декоративных решений. Однако, несмотря на название, реализовать в интерьере данный стиль довольно сложно и дорого: необходимо привлекать профессиональных дизайнеров. Что не гарантирует результата, потому что проект обязательно должен быть качественно исполнен. Минимализм все огрехи делает очевидными! Само понятие «евроремонт» связано именно с требованиями качества: идеально ровные плоскости, углы, безупречная колеровка и т.д.

Представим себе, что администрация школы нашла средства и квалифицированных специалистов для подобного ремонта. Но неизбежно возникает следующая проблема: наша школьная мебель вряд ли впишется в столь безупречное пространство. Либо ее тоже придется делать по спецзаказу, либо… вздохнуть и отказаться от требовательной простоты.

Но остался третий вариант, или стиль, – так называемая «хижина рыбака». Наш «рыбак» (учитель, директор, весь коллектив) на свой вкус и риск и из расчета имеющихся средств добавляет всего понемногу, и получается жизнерадостная эклектика. Она может быть очень интересной, создающей своеобразный облик школы. А главное требование к организации интерьеров – как раз сохранение (либо обретение) собственного лица.

Принцип индивидуальности предполагает акценты на самобытность школы: ее географическое положение, социальное окружение, состав учеников и учителей и их предпочтения, миссию школы, ее специфику. Все это (до ремонта!) коллективно обсуждается, а в итоге формулируется группа требований, или «техническое задание», по оформлению образовательной среды.

Вывод таков: если у вас много денег и есть склонность к минимализму, то вы можете привлечь строителей и дизайнеров, построить новые учебные корпуса и соответственно их оформить. Если вы имеете добротное старое здание, выбирайте классику. А если у вас в активе школа периода «расцвета социализма» (а таких в стране большинство), то вам подойдет как раз «хижина рыбака».

Итак, мы определились с подходом. Теперь разберемся с материалами. Зайдем в классную комнату. Перед нами полы, потолки, стены, двери и окна.

Начнем с окон. Сегодня явно доминирует тенденция «упаковывать» классы пластиковыми окнами, которые якобы лучше деревянных. Позволю себе усомниться в этом. Конечно, пластиковые окна не надо красить, они отлично изолируют шум, удобно открываются и легко моются (с двух сторон вымыли – и все). Однако опыт многих организаций, в том числе и школ, показывает, что, если мы ставим в кабинеты только пластиковые окна, там становится гораздо тяжелее дышать. Поскольку система вентиляции, установленная в старых зданиях, не соответствует пропускной способности воздуха, которая имеется у пластиковых окон, надо сразу думать о том, как обеспечить нормальную циркуляцию воздуха: либо это будет принудительная вентиляция, либо в окна придется вставить специальные устройства, – в общем, вопрос придется решать «на берегу». Некоторые школы придерживаются схемы «одно пластиковое окно + остальные деревянные», чтобы облегчить проветривание, но сохранить приток воздуха. Если старые окна совсем прогнили и реставрации не подлежат, значит, здание тоже старое и, вероятно, имеет высокие потолки. Тогда есть возможность встроить дополнительную приточную вентиляцию.

Потолки на сегодняшний день гораздо удобнее и, в конечном счете, экономичнее делать подвесными. Для всех общественных зданий это становится стандартом. Расходы на установку этих потолков вдвое превышают затраты на простую побелку, но с точки зрения практичности, долговечности и удобства они превосходят беленые потолки в 10–15 раз. Так что выгода налицо. И еще: если случилась протечка, вы просто заменяете пару квадратиков, и потолок снова прекрасно выглядит. Ни лишней возни, ни грязи.

Подвесные потолки стали оптимальной основой для организации многих технических коммуникаций, в том числе вентиляции, пожарной и охранной сигнализации, компьютерных сетей, систем видеонаблюдения, радиофикации и пр. Очень много проводов – быстро и с небольшими затратами их можно упаковать в потолок.

Переходим к стенам. Они могут быть как окрашенными, оштукатуренными, так и оклеенными обоями или закрытыми панелями. Конечно, удобно, когда примерно 100–120 см высоты стен защищаются панелями: дети меньше их затирают, ремонт сохраняется дольше. Но, согласитесь, выглядит бедновато. Обои не рекомендуются органами Роспотребнадзора: плохие обои, как правило, не моются, отклеиваются, выцветают и затираются, а хорошие стоят слишком дорого. Мы сейчас двигаемся в сторону покраски, но учтите: покраска покраске рознь!

В случае с окнами и подвесными потолками мы получаем готовые конструкции, изготовленные на фабриках. Стены тоже можно покрыть стандартными панелями, но это очень дорогое решение (примерно 700–800 руб. за квадратный метр), которое могут позволить себе или коммерческие фирмы, или государственные учреждения. Конечно, если стены очень неровные, нужно закрыть их листами гипсокартона, закрепленными на каркасе или (когда неровностей меньше) прямо на поверхности стены. Все углы обрабатываются металлическими уголками, чтобы линия была ровной. Никакой человек, даже самый искусный, не добьется идеального результата. А если и добьется, это будет дорого и недолговечно. Уголки – технология более дешевая и не требующая от рабочих особой квалификации.

Таковы самые общие требования к подготовке стен.

Покраска – наиболее экономичный и удобный способ оформления классного пространства: можно креативно подбирать и варьировать цвета, сочетать несколько цветов и оттенков в одном помещении и тем самым добиваться визуальных эффектов, используя естественные выпуклости или, наоборот, играя с плоскостью. Стены хорошо выглядят и отлично моются: Роспотребнадзор не возражает, врачи довольны. Но все это работает при условии ровности стен!

Статья подготовлена при поддержке компании «Главокна». Хорошим украшением дома может стать хорошо сделанные и установленные пластиковые окна. На сайте, который располагается http://www.glavokna.ru/, вы сможете заказать такую услуну, как Установка окон ПВХ с рассрочкой платежа.. Опытные специалисты компании произведут все необходимые замеры, и в быстрые сроки осуществят доставку и монтаж окон, а возможность вызова онлайн-консультанта позволит оперативно получить ответы на все интересующие Вас вопросы.

Двери – тоже ключевой элемент школьного интерьера. Дети, как известно, – существа шустрые и не особо бережливые, поэтому двери должны быть очень прочными, легко открывающимися, с хорошей шумоизоляцией и, я бы еще добавил, со стеклянным окошком, позволяющим видеть, что в помещении происходит. Кстати, западные школы именно такие двери и ставят. Отнюдь не из фискальных намерений, а чтобы как можно больше времени сохранить для учебного процесса, не отвлекать людей. Ведь в школах бывает множество комиссий, кто-то кого-то ищет… и если дверь не имеет стекла, ее постоянно распахивают, заглядывают внутрь, создавая помехи. А если посчитать навскидку, сколько таких помех возникает за год, – уроков на десять накопится. Зачем это нужно? А с окошком всем комфортно: посмотрел, увидел, какой класс с каким педагогом занимается, и тихо отошел. Для директора такая «прозрачность» особенно удобна: постоянный контроль без помех.

На российском рынке мы не видели нормальных дверей, отвечающих всем перечисленным стандартам. Даже дорогих.

Есть еще и нормы пожарной безопасности: двери должны быть самозакрывающимися, прочными, со специальными металлическими элементами, которые при нагревании расширяются и блокируют дым. В зарубежных школах требования к дверям очень жесткие, а в наших (даже новостройках) качественных дверей пока не увидишь.

Полы – наша российская боль – встречаются хорошие и разные. В школах они бывают: из керамической плитки, просто деревянный настил, линолеумные или комбинированные (деревянный настил или плиты ДСП с линолеумом), паркетные, ламинатные, заливные (например, бетонные с мраморной крошкой).

В классах рекомендуется настилать либо линолеум, либо деревянные полы, либо паркет.

Самое главное требование: полы должны быть ровными – и это наиболее дорогостоящий вопрос. Существует несколько способов выравнивания. Можно изготовить систему лаг и положить на лаги двухслойную 15-миллиметровую фанеру с накладкой. Можно выбрать стяжку, которую в состоянии сделать только серьезные профессионалы. Поэтому следует найти такую фирму, чтобы ее работники умели делать и спортивные покрытия, и «коммерческие» полы.

Самый дорогой, но и самый прочный вариант – коммерческий линолеум, который кладется только на очень ровную фанеру или на профессионально выполненную стяжку. Дешевле обойдутся плитка либо полукоммерческий линолеум со стяжкой. По-моему, плитка в классе – это слишком казенно: страдает уют. Плитка пригодна для фойе и коридоров.

Паркет требует постоянного ухода: его нужно через каждые 2–3 года циклевать и покрывать лаком. Против ламината тоже есть серьезные возражения: он боится сырости, продавливается – в общем, годится разве что для домашнего использования. А промышленный ламинат очень дорог. Получается, что наиболее практичный вариант (исходя из соотношения «цена – качество») – полукоммерческий линолеум: для класса он вполне подходит, стоит вдвое меньше коммерческого, хотя весьма желательна ровная подготовка и на ней экономить не стоит. Чем ровнее покрытие, тем дольше (в арифметической прогрессии) срок службы пола – до 15–20 лет. Закон базиса и надстройки. У нас в России многие этого до сих пор понять не могут. Потому и вопрос больной.

Мы придерживаемся правила: на полах экономить нельзя. Когда видишь ровный пол, энергетическая отдача возрастает: все люди и предметы на нем смотрятся в несколько раз лучше. Ценность человека увеличивается.

Теперь обратимся к местам общего пользования. Самым главным и красноречивым помещением в учебном заведении является туалет. У вас могут не дойти руки до входной группы, актового зала или фойе, но туалеты вы обязаны сделать хотя бы приличными. Надо сказать, что во многих школах уже поняли: туалет – это тест на человеческое отношение к человеку. Поскольку школа воспитывает подрастающее поколение, первостепенным объектом для приложения сил является туалет. Если у вас нет денег на глобальное преображение туалетных комнат, поддерживайте их в чистоте, снабжайте туалетной бумагой и полотенцами, регулярно убирайте. Обязательно отделите ячейки друг от друга перегородками, а лучше – дверками: учеников надо уважать.

Когда вы все-таки найдете деньги, то потратьте их на нормальный кафель, на его профессиональную укладку, на кабинки, на приличные умывальники и резервуары для жидкого мыла. И обязательно продумайте вентиляцию! Для туалетной бумаги и бумажных полотенец лучше сразу брать закрывающиеся контейнеры: захотите сэкономить – и потратите втрое больше денег на постоянную смену бумаги (которая неизбежно будет пропадать или рулонами валиться в унитазы: дети есть дети!..). Оптимальный набор: электросушилка + бумажные полотенца. Или хотя бы одно из двух. Если вы будете тратить на это последние средства, все равно все скажут вам спасибо.

К оформлению общих мест в школе (лестничных пролетов, рекреаций, фойе) может быть два подхода. Первый: делаем все своими силами и своими руками – детские рисунки на стенах, стенды, изготовленные на уроках труда, цветы, принесенные родителями… Да, не слишком шикарно, возможно даже аляповато, но, безусловно, приятно глазу всех авторов-исполнителей «народного дизайна». В таком интерьере люди чувствуют себя комфортно, а значит – цель достигнута. Второй подход: если есть деньги, то привлекаем к работе дизайнера, ставим ему задачу – и поехали!.. Разумеется, учащихся и педагогов к работе подключаем тоже – на стадии обсуждения концепции, разработки эскизов, оценки предложенных вариантов.

Ориентируясь на собственные силы, имейте в виду: полы в фойе и коридорах удобнее закрыть плиткой, стены должны быть ровными и красочными. И здесь нам помогут современные штукатурки. Смело экспериментируйте с красками, основой и колеровкой, выбирайте фактуры и модные сочетания. Не знаете какие? Побывайте в мегамаркетах, посетите магазины сетей «Sela», «Tom Tailor», «Benetton», найдите свой стиль. Копировать вовсе необязательно, просто наберитесь впечатлений. А колеруют пусть дети – главное, чтобы стены были ровными.

Актовый зал – сердце школы: здесь проходят награждения и выпускные вечера, вместе собираются взрослые и дети; сюда приглашают гостей и усаживают высокие комиссии. Поэтому основное требование к оснащению зала – многофункциональность. Жизнь с каждым днем все мобильнее; школа участвует в огромном количестве событий, сама становится центром самых разных мероприятий: общих собраний, конференций, тренингов и деловых игр, ток-шоу, дискотек, музыкальных вечеров, клубных заседаний… Актовый зал отныне предназначен не только для проведения концертов, утренников и торжественных заседаний, то есть тяжелый бархатный занавес уступает место раздвижным портьерам и перегородкам.

Стулья должны быть качественными и подвижными, желательно, чтобы предусматривалась возможность писать – на подъемных панелях впереди стоящих стульев или на «мини-столиках», закрепленных на ручках. Очень качественно нужно делать пол – тут нельзя скупиться. Либо дорогой паркет, либо линолеум, но ни в коем случае не плитка. Особое внимание стоит обратить на техническое оснащение зала: уже стандартными требованиями стало наличие выдвижного экрана, стационарного мультимедиа-проектора, профессиональных света и звука (остаток средств – если таковой имеется – можно потратить на прожекторы, световые пушки, микшер, радиомикрофоны, сабвуферы и т.д.). Если объем помещения превышает 30 кв.м (и вашего актового зала, конечно, тоже), для его оснащения используется профессиональная аппаратура.

Не будем детально останавливаться на лестничных пролетах, столовых и спортивных залах; главное требование – больше игры цвета и света. Плюс качество подготовки стен и полов.

И, наконец, поговорим об ошибках. Самых очевидных ошибок три. Если денег не хватает и приходится выбирать «кустарные» способы ремонта, то лучшее правило – простота. Избегайте дешевых украшательств типа пластиковых панелей или фальшивой лепнины: они буквально «кричат» о вашей бедности. Если средства все же появляются и начат серьезный ремонт, ни в коем случае не привлекайте родителей и учеников к выполнению работ. Скорее всего, придется переделывать. Лучше нанять профессионалов и жестко требовать от них реализации тех идей, которые выработаны всем школьным коллективом.

И третья ошибка – экономия на материалах, особенно на линолеуме. Никаких бытовых линолеумов – их нельзя использовать в общественных помещениях! Доказано Занусси.

Если теперь, после высказанных рекомендаций, вернуться к нашим стилям, то «хижина рыбака» – наиболее подходящая среда для школы: каждый может внести в ее создание свой вклад, найти свое место. Организация общего пространства – дело семейное, и решать его нужно всем коллективом.

В России тысячи школ и детских садов размещаются в типовых зданиях; вполне возможно, что в ближайшем квартале (а иногда и в соседнем дворе) расположена точно такая же школа, как ваша. Радикально перестроить здание, изменив его проект, мы не можем. Но толику индивидуальности в облик родной школы привнести вполне способны: начиная с оформления школьной территории (каких-то интересных посадок, спортивных площадок, ландшафтных уголков, скульптур) и дизайна входной группы (с вашим фирменным цветом, символикой, логотипом, бодрым слоганом) и заканчивая интерьером каждого кабинета, каждой лестницы. Ведь основное преимущество образовательного учреждения – его собственное лицо.

Подходя к школе, мы должны видеть, что она чем-то отличается от остальных, привлекает внимание, вызывает желание зайти. Разные средства хороши. Яркие краски на фасаде? Обилие зелени? Флаги с логотипом? Самодельный фонтан из камней? Все что угодно! Главное – чтобы в нашей типовой и такой неоригинальной школьной архитектуре построить собственную «хижину рыбака», свою неповторимую и такую родную Школу.

Алексей БАБЕТОВ,
директор,
Мария КАЛУЖСКАЯ,
зам.директора по научно-методической работе,
МОУ Гимназия № 210 «Корифей»,
г. Екатеринбург

Рейтинг@Mail.ru