Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Нацпроект

Тянем-потянем – вытянули школу!

Лидеры образования помогут менее успешным

Кому на Руси хоть какое-то время предстоит жить хорошо, мы осведомлены благодаря нацпроекту «Образование»: бюджет лучших школ разросся на миллионы. А что теперь? Министерство заявляет: дальнейшая поддержка лидеров – уже сложившееся направление в национальном проекте.

О том, какие надежды государство возлагает на «передовиков», в ходе конференции «Тенденции развития образования: грантовые конкурсы как механизм развития образования» рассказал заместитель директора Департамента госполитики в образовании Минобразования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО. Говоря о поддержке лидеров, он имеет в виду инновационные школы, вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования, лучших учителей и талантливую молодежь.

Игорь Михайлович отметил, что в странах, где проводились проекты, подобные российскому, следующий шаг по поддержке лидера – это сетевые проекты. Поэтому в программе по вузам министерство предполагает поддержку интегрированных проектов «Вузы и научные организации», «Вузы и другие вузы», «Межкафедральные и межфакультетские исследования».

Что касается школ, то такие проекты начинают появляться в донорских регионах. Например, деньги, которые привлекает Ханты-Мансийский округ к поддержке инновационных школ, тратятся уже не на поддержку отдельных образовательных учреждений, а на объединенные проекты нескольких школ. Это дает важный эффект, потому что общеобразовательные программы стимулируют сетевое взаимодействие, ресурсы школ доступны друг другу. И соответственно лидеры «подтягивают» менее успешные учебные заведения.

Еще один значительный шаг, на который Минобрнауки намерено обратить внимание, – это наступление в 2008/2009 учебном году рубежа разработки государственных образовательных стандартов. Следовательно, предстоит отработать механизмы их введения. «На наш взгляд, – говорит Реморенко, – инновационные школы (пусть и не все из тех, что уже отобраны и еще будут выбраны) должны стать базой для того, чтобы апробировать и транслировать эффективные образовательные стандарты на другие учреждения. Аналогичные процессы намечаются также в системе профессионального образования.

По предварительным оценкам, две трети школ могут стать неплохими центрами повышения квалификации. Одни – при взаимодействии с ИПК, другие, может быть, – без них: есть разного рода решения. Но нам предстоит найти ответ на вопрос: либо мы максимально, полностью некоторые школы выдвигаем в сторону замещения институтов повышения квалификации и даем им средства на данную работу, либо делаем их партнерами в этой системе».

Ближайшая перспектива с лучшими учителями – вовлечение их в рейтингование учебников. Кстати, любопытный факт: в одном из исследований результатов тестов PISA видно, что Чили, которая продемонстрировала прирост показателей, как раз несколько лет назад отрабатывала эту процедуру – рейтинги учебников определялись силами лучших учителей страны. И дальше, при закупке учебной литературы, чилийцы ориентировались: «Ага, значит, этот учебник «отрейтингован» лучшими учителями?..» Интересно, что перечень популярных учебников и учительский рейтинг – это два различающихся списка. То есть учебник закупается многими школами в силу закупочных механизмов региона, а лучшие учителя видят ситуацию с учебниками несколько иначе.

Нацпроект в цифрах

  • Объем финансирования национальных проектов в 2007 году составит 206,3 млрд. руб. против 133,7 млрд. руб. в 2006 году. Об этом говорится в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на будущий год.

  • Средства, выделяемые на национальный проект «Образование», в 2007 году составят 48,9 млрд. руб. (в 2006 году – 29,3 млрд. руб.). Для сравнения: на нацпроект «Здравоохранение» – 107,7 млрд. руб., на нацпроект по развитию агропромышленного комплекса – 23,4 млрд. руб., на нацпроект «Доступное и комфортное жилье» – 26,3 млрд. руб.

  • Под реализацию национальных проектов в 2006 году было выделено около 150 млрд. руб. Таким образом, если темпы роста финансирования национальных проектов сохранятся, на 2008 год можно ожидать суммы порядка 300 млрд. руб. Общий объем средств, выделенных под проекты в 2006–2008 годах, в таком случае составит около $25–30 млрд.

Еще одно из направлений нацпроекта носит условное название «деньги в обмен на обязательства». Это конкурсный отбор регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Победителям будут предоставлены субсидии из федерального бюджета на внедрение комплексных проектов.

Участники конкурса – субъекты Российской Федерации, внедряющие комплексный проект, рассчитанный на реализацию в течение трех лет (2007–2009 годы). Строго определены направления, реализуемые в рамках комплексных проектов:

– введение отраслевой системы оплаты труда работников системы общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

– переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

– развитие региональной системы оценки качества образования;

– развитие региональной сети общеобразовательных учреждений (обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства);

– расширение общественного участия в управлении образованием.

Конкурсным отбором занимаются две комиссии – экспертная, созданная Федеральным агентством образования, и конкурсная, сформированная Министерством образования и науки РФ. По итогам экспертизы экспертная комиссия формирует список регионов с указанием их рейтинга и предложения по размерам предоставляемых субсидий.

Игорь Реморенко комментирует, чем этот проект отличается от тех, которые создавались ранее: «Основное отличие здесь – в поддержке обязательств, а не награждение лидера. Чтобы продемонстрировать логику организации поддержки, приведу несколько цифр.

Возьмем условные регионы. Каждый представляет некоторые параметры.

Первый регион по определенному параметру имеет условный показатель в 50%, в итоге показатель вырастает до 80%. Следовательно, динамика составляет 30%.

У второго региона изначально показатель 20%, а становится 80%. Динамика – 60%, то есть выше, чем у первого.

В этой динамике и скрыт ключевой момент. Мы поддерживаем не лидеров, достигших высоких показателей на начальном этапе, а тех, у кого выше динамика.

Сейчас, в 2007 году, мы берем 20 регионов и поддерживаем их в течение трех лет. И если эта программа будет получаться, если губернаторы регионов заинтересуются, то планируется расширить круг регионов и отобрать еще по 10 в последующие годы».

Инна АЛЕЙНИКОВА

 

Нацпроект в регионах

Два новых направления приоритетного национального проекта «Образование» будут реализованы в Тюменской области в 2007 году. Первое – государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, второе – конкурс субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.Конкурс среди учреждений начального и среднего профессионального образования будет проведен с апреля по июнь. В нем смогут принять участие только государственные учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы и готовящие специалистов для высокотехнологичных производств.

Регион также примет участие в конкурсе субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

В прошлом году 32 школы Тюменской области стали обладателями президентского гранта в миллион рублей. В нынешнем конкурс среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, выявит такое же количество грантополучателей. Победители будут названы еще до окончания учебного года. В 2007 году, как и в прошлом, по итогам конкурса среди учителей денежным вознаграждением в размере 100 тыс. рублей будут поощрены 108 педагогов. Заявить об участии в конкурсе в своих городах и районах учителя могли с 1 по 15 марта, а с 16 апреля начался прием документов на областной тур конкурсного отбора.Выплаты ежемесячного вознаграждения за классное руководство педагогам Тюменской области начались с февраля (вместе с заработной платой за январь).Отбор кандидатов на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи пройдет в августе. Премии самым инициативным и талантливым выплатят до середины ноября.

Продолжится и такое направление национального проекта, как подключение школ к сети Интернет. В прошлом году к Интернету за счет федерального бюджета подключены 418 общеобразовательных учреждений. До конца этого года все 635 школ смогут выйти в Интернет. А из средств областного бюджета будет приобретена компьютерная техника в каждую школу.Поставки школьных автобусов, оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием также продолжатся.

По материалам интернет-издания   NewsPromRu

 

Рейтинг@Mail.ru