Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2007

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

Организация системы работы по лингвитическому образованию

Метод проектов и второй иностранный язык

Анна Владиславовна

ВОРОНИНА,

заведующая кафедрой

второго иностранного языка

 

 

 

Существует мнение, что языку нельзя научить, можно только создать условия для его изучения. Именно поэтому учителя кафедры второго иностранного языка уделяют большое внимание внедрению новых педагогических технологий (в частности, методу проектов), справедливо полагая, что они способствуют созданию условий для развития креативности учащихся, обеспечивают продуктивный характер учебной деятельности.

Метод проектов – одна из наиболее популярных сегодня форм организации работы с учащимися, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Поскольку в нашей гимназии второй язык вводится с 5-го класса, то вполне естественно, что на раннем этапе обучения второму иностранному языку (5–7-й классы) мы не можем говорить об использовании метода проектов в полном объеме, поскольку учащиеся этого возраста еще не имеют достаточных языковых знаний и психофизиологических возможностей для выстраивания временной перспективы и целеполагания. Однако при работе в этих классах мы можем развивать некоторые элементы проектной деятельности, такие как умение отбирать и анализировать информацию, планировать свои дела и время, оформлять презентацию, учиться анализировать, давая оценку проделанной работе.

Итак, на начальном этапе обучения мы используем так называемые мини-проекты на заключительных уроках по той или иной теме. Формы таких проектов различны, их выбор чаще всего зависит от пройденной темы. Скажем, это может быть небольшая мультимедийная презентация или театрализованное представление, игра или викторина. Так, например, в 6-х классах при прохождении темы «Мой досуг» учителя французского языка А.В. Воронина и Ю.А. Назарова предложили учащимся своих групп выступить в роли кинорежиссеров и создать небольшую рекламу собственных фильмов. Учащиеся отнеслись к этому не только ответственно, но и с большой выдумкой: были созданы электронные версии реклам фильмов с интересными сюжетными линиями, богатой анимацией и озвучиванием на французском языке. После просмотра учителя организовали обсуждение увиденного, каждый из учащихся имел возможность высказаться, дать свою оценку той или иной работе, были выделены лучшие работы. В дальнейшем эти электронные презентации нашли свое место в медиатеке кафедры и могут быть использованы в последующей работе учителей.

Оригинально к использованию мини-проектов на начальном этапе обучения подошла на нашей кафедре заслуженный учитель РФ Т.М. Неклюдова. В декабре 2006 года на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами полилингвистических инновационных интерактивных технологий» она дала открытый урок в 7-м классе по теме «Мир детства моего: мое ближайшее окружение и повседневная занятость», где в игровой форме показала, как можно обычный заключительный урок, посвященный обобщению пройденного материала, превратить в увлекательное мероприятие по созданию собственной газеты. Каждый из учащихся получил роль, которую должен был играть в течение урока: редактор, журналист, художник и т.д.

К концу урока была создана не только газета с множеством различных рубрик, рекламой, посвященной здоровому образу жизни и диетам, но и собрана целая папка материалов и документов, которые можно применить в дальнейшей работе учителя.

Начиная с 8-го класса мы можем говорить о полном использовании метода проекта в нашей работе с учениками. Хотелось бы отметить, что речь идет в основном о языковых и культуроведческих проектах, реже о межпредметных. Такие проекты, как правило, готовятся в течение длительного периода, выполняются во внеурочное время и рассчитаны на презентацию в больших аудиториях и на конференциях.

Что касается формы, то мы остановили свой выбор на мультимедийной как наиболее оптимальной в нашей работе.

Медиатека нашей кафедры каждый год пополняется новыми проектами и уже стала достаточно обширной. Вполне естественно, что чем глубже и обширнее знания учащихся, тем шире их интерес к культуре страны изучаемого языка. Поэтому вполне логично, что большинство проектов являются культуроведческими. Наши ученики не просто стремятся познать, но и хотят поделиться своими находками с окружающими. Так возникли три ярких, красочных проекта 10-х классов, один на французском языке и два на немецком: «Путешествие по Франции», «Замки Баварии» и «Вехи истории. 15 лет германского единства» (этот проект занял 3-е место на окружном конкурсе проектных работ).

Примером интегративного проекта может служить индивидуальный проект ученицы 10-го класса Анастасии Скорик «Камарг». Он посвящен удивительному заповеднику, расположенному на юге Франции. Проблемы, рассматриваемые в этом проекте, относятся не только к страноведению, но и к области экологии, что теперь особенно актуально.

В последнее время все чаще экзамены проходят в форме защиты проекта. Такой экзамен прошел и на нашей кафедре в июне 2006 года.

Проект «Русские в Париже» был создан гимназистами 11-х классов, изучающими французский язык.

Задача заключалась в том, чтобы найти и систематизировать материалы и документы, рассказывающие о наших соотечественниках, оказавшихся волею различных обстоятельств во Франции и внесших свой вклад в различные сферы жизни и деятельности этой страны. Так называемый «русский след» можно отыскать в литературе, политике, истории и даже спорте.

Конечной целью поисково-творческой деятельности учащихся явилось создание электронной версии культуроведческого проекта о взаимопроникновении и взаимообогащении культур России и Франции, длящемся на протяжении нескольких веков. Особенностью данного проекта стала его структура, в основу которой положено использование гиперссылок. В главном меню вы можете выбрать интересующий вас раздел. Каждый из них начинается с заглавной страницы с фотографиями, под которыми расположены русский и французский флажки, соответственно указывающие на русскую и французскую версии диска. Наличие русской версии делает этот диск доступным для всех желающих. Пустые рамки, так называемые «белые пятна диска», на заглавных страницах – это своеобразное приглашение к сотрудничеству и поисково-исследовательской деятельности всех желающих.

Думается, данный проект настолько многогранен, что исчерпать его значение практически невозможно. Защита проекта проходила на французском языке и удостоилась самой высокой оценки.

Сфера применения создаваемых учащимися проектов под руководством учителей нашей кафедры достаточно обширна. Их можно использовать как дополнительный информационно-иллюстративный материал на уроках иностранного языка, МХК, истории, литературы и т.д., а также на факультативных занятиях, посвященных страноведению, и при подготовке творческих внеклассных мероприятий.

Рейтинг@Mail.ru