Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Проекты

Региональные точки роста

Разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация и начало масштабных преобразований – первый этап реализации Федеральной целевой программы развития образования. Каждый регион в зависимости от своих средств и особенностей решает эти задачи. Город Котельники Московской области до недавнего времени был поселком. Сейчас это один из наиболее интенсивно развивающихся городов Подмосковья. Ниже представлены лишь некоторые направления работы, которым здесь уделяют особое внимание.

Структура управления в системе образования города такова, что деятельность всех образовательных учреждений координируется Управлением образования городской администрации, которое, в свою очередь, взаимодействует с Министерством образования Московской области и работает в постоянном контакте с городским отделом культуры и отделом по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Городская администрация предоставляет ряд муниципальных надбавок к заработной плате для руководителей МОУ, действует система поощрений для педагогов и сотрудников.

Так, согласно постановлению Главы городской администрации, для руководителей и главных бухгалтеров всех образовательных учреждений предусмотрена ежемесячная муниципальная надбавка к заработной плате до 4,5 тыс. рублей.

Каждое муниципальное образовательное учреждение имеет утвержденное положение о материальном премировании своих сотрудников (отдельно для бюджетных и внебюджетных средств). Согласно этому положению, учреждение может изыскать средства и премировать своих сотрудников или установить ежемесячную надбавку к заработной плате, например, за расширение объема работы, участие в конкурсах (в рамках утвержденного бюджетного финансирования или расходования внебюджетных средств).

Экономия средств из фонда оплаты труда может возникнуть, например, в случае болезни одного из сотрудников (учреждение оплачивает только два дня больничного листа) или отпуска за свой счет. Эти средства можно использовать на поощрение сотрудников (согласно принятому положению).

Наша муниципальная школа искусств и две муниципальные детско-юношеские спортивные школы предоставляют всем желающим возможность дополнительного образования по различным спортивным дисциплинам.

При этом спортивные школы полностью финансируются из городского бюджета и для детей занятия в них абсолютно бесплатны. Ребятам доступен даже один из самых дорогих видов спорта – конный.

Наша конноспортивная школа привлекает на свои занятия детей различного возраста. Самые маленькие (с 5 лет) занимаются на пони, с 12 лет можно начинать езду на большой лошади; есть спортивные и общеразвивающие группы, группа вольтижировки – гимнастики на лошади, группа реабилитационной верховой езды.

В группе реабилитационной верховой езды занимаются всадники-инвалиды с такими диагнозами, как детский церебральный паралич, синдром Дауна, олигофрения, ранний детский аутизм. Им предлагается не только адаптивная верховая езда, но и комплексная программа социальной и психологической реабилитации с использованием приемов арттерапии, психологические консультации, участие в общих мероприятиях.

В области образования, культуры, спорта или молодежной политики мы стараемся максимально реализовать принцип равных возможностей для детей из любых социальных групп.

Далее остановимся на двух проектах, реализация которых намечена на ближайшее время.

С 1 сентября будущего учебного года в Котельниках появится спортивный класс со специализацией «конный спорт». Он основан на базе одной из городских школ и детско-юношеской спортивной школы «Белка» по конному спорту. Класс будет работать в рамках средней школы и иметь статус муниципальной экспериментальной площадки.

В специальном постановлении Главы города, которое сейчас дорабатывается, будет указано, какие надбавки предусмотрены педагогам за участие в работе муниципальной экспериментальной площадки. Готовится Положение о муниципальной экспериментальной площадке. Учебный план школы будет соответствовать общеобразовательной, а все спортивные занятия станут проводиться в ДЮСШ во второй половине дня в рамках дополнительного образования (для этого предусматриваются дополнительные тренерские ставки, изыскиваются средства, в том числе спонсорские, на покупку лошадей и снаряжения).

Предусматриваются ставки научного руководителя для организации научно-исследовательской работы, психолога-социолога для проведения мониторингов и анализа данных, воспитателя для организации учебно-воспитательного и тренировочного процесса.

Так же как дополнительное образование, в классе планируется углубленное изучение иностранного языка, всестороннее теоретическое изучение вопросов коневодства и конного спорта, реализация дополнительных программ эстетического воспитания.

Открытие дополнительных педагогических ставок (согласно Положению о муниципальной экспериментальной площадке) позволит обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.

Сейчас прорабатывается вопрос дополнительного питания, посещения плавательного бассейна. Особое внимание в этом эксперименте будет уделяться профессиональной ориентации школьников и их дальнейшему образованию. Мы налаживаем контакты с высшими учебными заведениями, которые занимаются подготовкой учащихся в области коневодства, ветеринарии, тренерско-преподавательской и спортивной деятельности, чтобы предоставить школьникам возможность ближе познакомиться с интересующими их профессиями. Предполагается, что в старших классах ученики будут работать по индивидуальному плану, непосредственно готовясь к получению дальнейшего профессионального образования.

Обучение в таком классе не только позволит реализовать модель непрерывного обучения, но и оптимизирует нагрузку учеников, расширит возможности для профессиональной ориентации в соответствии с потребностями общества и интересами учеников.

Другой проект касается дошкольного образования. Мы разрабатываем систему организации занятий с детьми в детских садах для их комплексного развития и подготовки к школе. Особенность проекта в том, что к этим занятиям будут максимально привлекаться родители. Ведь именно в семье закладываются основы отношения к учебе и жизни в целом, умение общаться, ставить перед собой цель и достигать ее.

Школа или детский сад – не камера хранения, а большое социальное пространство, в котором ребенок живет, общается, совершает серьезную работу, и только при поддержке внутри семьи, при правильном отношении к образованию в целом возможно плодотворное обучение ребенка без ущерба для его здоровья и психики. Родители должны научиться взаимодействию со своими детьми, совместной деятельности, взаимопониманию.

Поэтому занятия будут направлены не только на развитие способностей детей, но на их совместную с родителями деятельность и на осознание взрослыми своей роли в процессе обучения ребенка.

Владимир ЗАЛЕТОВ,
зам. главы Администрации городского округа Котельники, Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru